Когда в начале Второй мировой немцы столкнулись с советскими Т-34, они испытали настоящее потрясение – этот танк превосходил всю бронетехнику Германии того времени. Поэтому уже в 1941 году было решено начать разработку нового немецкого среднего танка. Вообще работы над такой машиной велись еще с 1938 года, но Т-34 их очень сильно подстегнул.
В ноябре 1941 года компаниям MAN и Daimler-Benz выдали техническое задание на новую боевую машину массой 35 тонн, двигателем 600-700 лошадиных сил и броневой защитой 40 мм. Новому танку сразу присвоили имя «Пантера». А немного раньше начали разрабатывать новое танковое орудие 75 мм, для пробития брони 140 мм на дистанции километр.
Немецкие конструкторы внимательно изучили трофейные образцы танков противников, особенно Т-34, и уже весной обе фирмы представили свои прототипы. Танк от Daimler-Benz оказался слишком похож на Т-34, но в целом понравился Гитлеру. У танка от фирмы MAN была более традиционная для немцев компоновка и вешний вид. Кстати, обе фирмы от подвески Кристи, которая использовалась в Т-34, отказались из-за ее архаичности.
Чтобы выбрать из двух вариантов была собрана специальная «Пантер-комиссия». В мае она после многочисленных испытаний и обсуждений все-таки постановила, что танк от компании MAN больше подходит немецкой армии.
У немцев танк считался средним потому, что тяжелыми были машины с орудиями калибром больше 75 мм. При этом готовая машина получилась весом 44 тонны, что по всем остальным классификациям делало ее тяжелым танком.
В конце 1942 года построили две опытные машины. В ходе эксплуатации были выявлены различные недостатки, которые исправляли буквально на ходу. И уже в январе 1943 года с конвейера сошла первая серийная машина Pz.Kpfw.V Panther. Кстати, просто «Пантерой» танк стали называть только в начале 1944 – ранее для его обозначения всегда использовали индекс Pz.Kpfw.V.
Пантера Ausf. D1, первая модификация
Общая информация
- Классификация – средний танк по немецкой классификации;
- Боевая масса – 44,8 тонн;
- Компоновочная схема – моторное отделение сзади, управления спереди;
- Экипаж – 5 человек;
- Годы производства – 1942-1945;
- Годы эксплуатации – 1943-1947;
- Всего выпущено – 5976 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6870 мм;
- Длина с пушкой вперед – 8660 мм;
- Ширина корпуса – 3270 мм;
- Высота – 2995 мм;
- Клиренс – 560 мм.
Бронирование
- Тип брони – катаная, средней и низкой твердости, поверхностно закаленная;
- Лоб корпуса, верх – 80/55° мм/градус;
- Борт корпуса, верх – 50/30° мм/градус;
- Корма корпуса, верх – 40/30° мм/градус;
- Днище – 17-30 мм;
- Крыша корпуса – 17 мм;
- Лоб башни – 110/10° мм/градус;
- Маска орудия – 100 мм, литая;
- Борт башни – 45/25° мм/градус;
- Корма рубки – 45/25° мм/градус.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 75 мм KwK 42;
- Длина ствола – 70 калибров;
- Боекомплект пушки – 81;
- Пулеметы – 2 × 7,92 MG-42.
Подвижность
- Тип двигателя – карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный;
- Мощность – 700 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – 55 км/ч;
- Скорость по пересеченной местности – 25-30 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 250 км;
- Удельная мощность – 15,6 л.с. на тонну;
- Тип подвески – торсионная.