Содержание
Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!» Есенина
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней.
Сочинение, а также краткий и полный анализ «Гой ты, Русь, моя родная!» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
- Текст стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»
- Краткий анализ произведения
- Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!»
- Подробный анализ стихотворения
- Сочинение о стихе Гой ты, Русь, моя родная!
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.
История создания – стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.
Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».
Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».
Жанр, размер
Анализируемое стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» является лирическим произведением. С самого начала произведения автор выплескивает огромное количество эмоций. Поэт очень сильно волнуется и переживает, когда вспоминает родные края. Именно поэтому стихотворение пестрит всевозможными образами, благодаря которым автор рисует деревенскую жизнь.
Ведь не зря существует мнение, что чтобы передать какие-то эмоции читателю, необходимо прожить их самостоятельно. У Есенина все это получилось, потому что он писал именно то, что чувствует. Благодаря этому произведение получилось очень ярким, живым. Читая его, невольно веришь каждой строчке и каждому слову.
Что касается направления произведения, то оно относится к имажинизму. Это направление в свое время сменило футуризм. Поэты, которые творили в данном направлении, ставили перед собой задачу создать яркий цельный образ. У автора это получилось безупречно.
Написано стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» четырехстопным хореем. Благодаря размеру написания, произведение читается оживленно.
Художественные приемы
Поэтом мастерски использованы средства художественной выразительности, ведь в девятнадцатилетнем возрасте он уже был в полной степени зрелым, состоявшимся поэтом. Строки, исполненные потрясающего литературного таланта, льются свободно, изобилуя:
- эпитетами («низенькие околицы», «Русь родная», «веселый пляс», «мятая стежка»);
- метафорами («синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя»);
- сравнениями («как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «хаты — в ризах образа», «как сережки прозвенит девичий смех»).
Чтобы внести в произведение доподлинный колорит русской деревни, Есенин использует выражения на местном диалекте: «зеленый лех», «за корогодом». Присутствуют в тексте стиха и устаревшие слова (леха — борозда, стежка — дорожка), существительные с нулевыми суффиксами (синь, пляс). Все эти приемы придают звучанию стихотворения особую исконно русскую ноту.
Как отдельный художественный прием выступает перекрестная рифмовка стиха — простое и при этом яркое выразительное средство. По композиции произведение представляет собой монолог лирического героя. Размер стихотворения — четырехстопный хорей, придающий строкам определенную живость ритма и восторженное патриотическое, но в то же время эмоциональное и трепетное настроение.
Образ родины для Сергея Есенина в этом произведении подобен храму — идея эта передана через сравнение «хаты — в ризах образа», ведь деревеньки состоят как раз сплошь из изб, а значит духовность и святость для поэта связаны непосредственно со страной. Несмотря на свой разгульный образ жизни, Есенин был верующим человеком, что тонкой нитью проходит сквозь его поэзию.
«Синь», что «сосет глаза» — бескрайнее небо и полноводные реки России. Как и у многих гениев русского искусства, тема синевы у поэта связывается с визуальным образом русской природы.
К финалу стихотворения голосу читателя словно помогают стихнуть строки: «Я скажу „Не надо рая“», которые следуют за декламирующим «криком рати святой», ведь ей отвечает только лишь одинокий лирический герой.
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина 3 вариант
Сергей Есенин по праву считается одним из главных национальных поэтов. Его творчество – бесконечное служение своей Родине, которая олицетворялась для поэта в образах русской природы и простой крестьянской жизни. Особое значение имеет ранний период творчества Есенина, когда он еще не был знаменит и не испытал страданий и лишений. Произведения молодого поэта были чистой и светлой струей в мутном потоке литературной макулатуры, наводнившей Россию в начале XX века. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» — одно из лучших творений ранней лирики Есенина. Оно было написано в 1914 г.
Поэт начинает стихотворение с древнерусского обращения «гой». Это свидетельствует о любви поэта к богатому фольклорному наследию. К тому же в это время «Русь» звучало уже несколько старомодно. Есенин идет наперекор модным литературным течениям. Он подчеркивает свою приверженность старине и вековым традициям русского народа.
Еще одним смелым шагом начинающего поэта можно считать использование христианской символики. Авторитет православной церкви был значительно поколеблен, молодежь считала веру признаком консерватизма и отсталости. Атеизм был не столько убежденной позицией, сколько данью современной эпохе. Есенин же считал православие неразрывной частью русской культуры. Религиозные образы органически вплетаются в стихотворение («в ризах образа», «захожий богомолец», «кроткий Спас»).
Неприхотливый деревенский пейзаж расцветает у поэта яркими красками. Патриархальная жизнь стирает различия между человеком и природой. На необъятных русских просторах «девичий смех» воспринимается как органичная составная часть животного и растительного мира.
Стихотворение написано простым и понятным языком. Самая сложная метафора — «синь сосет глаза». Лирический герой сравнивает себя с «богомольцем», женский смех – с «сережками». Характерная особенность ранней лирики Есенина — употребление устаревших и «местных» слов («зеленые лехи», «корогод»).
Сергей Есенин, конечно же, не был строгим последователем христианства. Стихотворение завершается немыслимым для верующего человека отречением от райской жизни. Тем убедительнее и эффектнее выглядит невозможность для поэта отречься от Руси. Строки «не надо рая, дайте родину мою» кому-то могут показаться слишком пафосными. Но во всей русской поэзии это – наиболее сильное и искреннее признание в любви и верности России.