✅ 7 классических индийской философии дорам. Книги по философии Древней Индии — dnp-zem.ru

Философия Древней Индии – кратко, самое главное + СПИСОК КНИГ. ЦИКЛ СТАТЕЙ ПО ФИЛОСОФИИ. Часть 3

Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Философия Древней Индии – кратко, самое главное. Это очередная тема из цикла публикаций по основам философии . В предыдущей статье мы рассмотрели историю философии Древней Греции. Как уже было сказано, наука философия возникла одновременно в разных концах мира – в Древней Греции и в Древних Индии и Китае приблизительно в 7-6 вв. до нашей эры. Часто философию Древней Индии и Древнего Китая рассматривают вместе, так как они очень связаны и оказали друг на друга большое влияние. Но все же, предлагаю историю философии Древнего Китая рассмотреть в следующей статье.

Общая характеристика

Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

  • Ведический– период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
  • Эпический– период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).

С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

К основным положениям философии Древней Индии относят:

  • совершенствование внутреннего мира человека;
  • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
  • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
  • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
  • неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
  • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
  • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

Неортодоксальные системы

Посреди многочисленных сторонников иных взглядов, выступающих против авторитетных Вед, можно выделить представителей основных неортодоксальных систем философии:

  • Джайнизм;
  • Чарвака (материалисты);
  • Буддизм.

Учение Джайнизм

Основоположником этого учения является общественный деятель Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.), получивший имя Джина или Победителя (подразумевается победа над круговоротом реинкарнаций). Основной характеристикой этого направления служит житие личности. По учению джайнизма, индивид дуалистичен и состоит из дживы (духовной составляющей) и адживы (материальной состовляющей). А связь осуществляется за счёт кармы.

Карма здесь является утончённой материей, а не законом расплаты. Личность возникает при воссоединении неживой материи с душой при помощи кармы, сопровождающей душу в постоянной цепи перевоплощений.

Движение джайнизма сохранилось в Индии и по сей день.

Школа Чарвака

Чарвака является материалистичным учением Древней Индии и Индии средних веков. Поздний вариант подобной философии — локаяты, с которой зачастую сравнивается. Никаких произведений не дошло до нашего времени, а ознакомление с этим учением происходит по изречениям иных школ.

Отрицая замысел брахмана, атмана и кармы, Чарвака принимает за основу всего сущего материю из 4 элементов: ветра, пламени, земли и воды. Бытие и сознание происходят от этих общих элементов. Материя способна к мышлению, а смерть — прекращение всего. Локаятиками признаётся только этот мир, или лока. Поэтому их считают материалистами и называют чарваками по имени основоположника теории — Чарвака.

Характеристика буддизма

Возникновение буддизма и джайнизма относится к VI в. до н. э. Буддизм был основан принцем Индии Сиддхартха Гаутама, более известным как Будда (просветлённый). Такое имя он получил после достижения пробуждения и понимания наиболее правильной жизненной позиции (отвергающей крайности) после долгих лет в отшельничестве.

В основе буддизма лежит этико-практическая направление, и главным вопросом является бытие личности. Такое учение проповедует список из четырёх благородных истин:

  • Вся человеческая жизнь состоит из страданий.
  • Есть основание для страдания, которое выражается в стремлении к жизни, которое ведет через радость и вожделение к перевоплощению.
  • Существует избавление от терзаний, ликвидация причин страдания, т. е. устранение этого стремления к жизни.
  • Есть путь, приводящий к избавлению от мучений, и не принимает как жизнь, посвящённую наслаждениям, так и путь воздержания и самобичевания. Только в этом состоит принцип буддизма среднего пути, предлагающий избегать крайностей.

Следовательно, философия буддизма и джайнизма носит эгоистичный и самодостаточный характер.

Попытки понять окружающий мир и своё место в нём позволили философам Древней Индии сделать первые шаги в развитии разнообразных школ. Так зародилась философия Индии, которая внесла значительный вклад в мировую культуру.

Читать еще:  Гигантский червяк хорхой. Ужас монгольской пустыни – гигантский червь! Олгой-Хорхой так и не пойман