✅ Правв симеона богоприимца и анны пророчицы. Церковь святых и праведных симеона богоприимца и анны пророчицы — dnp-zem.ru

Содержание

Церковь Симеона и Анны — один из старейших храмов Санкт-Петербурга

Храм называется полностью — Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Это действующая православная церковь, расположенная на углу улицы Белинского и Моховой улицы. Она является памятником архитектуры. Церковь Симеона и Анны — один из старейших храмов Санкт-Петербурга.

История церкви св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

В 1712—1714 годах на углу Симеоновской улицы проходило строительство деревянной церкви. Она была возведена в память о рождении старшей дочери Петра I — Анны Петровны. В 1714 году 3 февраля Церковь была освящена во имя Архангела Михаила. Это было прямоугольное одноэтажное здание с башенкой и шпицем над алтарной частью. Со временем церковь обветшала.

В 1731 году по велению императрицы Анны Иоанновны на месте старой деревянной церкви во имя Архангела Михаила начали возведение нового каменного храма. Её архитектор стал Михаил Земцов, который вместе со своим помощником Иваном Бланком разработал проект храма в стиле петровского барокко с использованием элементов древнерусской архитектуры. Строительство длилось до 1734 г. Шпиль колокольни был водружён голландским мастером Германом ван Болесом.

Торжественное освящение новой трёхпридельной каменной церкви с 47-метровой колокольней состоялось 27 января 1734 г. Главный алтарь был освящён во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, правый — во имя Архангела Михаила, а левый — Ефрема Сирина.

От имени церкви произошли следующие бывшие названия — улица Симеоновская (сейчас Белинского) и Симеоновский мост (ныне мост Белинского).

Архитектура храма Симеона и Анны

Церковь св. Симеона и Анны — яркий образец раннего русского барокко. Архитекторы отразили главную стилистику русского церковного зодчества, исходя из традиционных московских трехчастных храмов XVII в. Объём церкви составляет традиционный «восьмерик на четверике». С запада примыкает трапезная с высокой колокольней над входом.

Но некоторые приёмы были заимствованы из западноевропейской архитектуры. Стены здания украшают пилястры, выполненные в стиле римско-дорического ордера. На ярусах колокольни и на барабане купола применялись более легкие коринфские и ионические ордера.

Фасады были украшены многочисленными деревянными статуями. Был изготовлен великолепный четырехъярусный иконостас по рисунку Земцова. Его создал — резчик К. Ган, И. Росси выполнил лепной декор.

Хронология обновлений в Церкви

В 1753 году на колокольне были установлены куранты работы мастера Б. Нейера. Часы были перенесены из закрытой церкви Воскресения Словущего у дворца князя А. Меньшикова.

В 1772 году в церкви выполнили ещё один придел — во имя Святого Великомученика Евстафия Плакиды, который был освящен 16 февраля 1772 года в память о рождении цесаревича — Павла Петровича. Он был упразднён в 1802 г. В 1779 году церковь обнесли оградой.

В 1797 году, когда на престоле был Павел I, на портале храма был водружён орден святой Анны. Так он стал капитульным храмом ордена Святой Анны. Слово «капитул» в Российской империи имело следующее значение — это учреждение, ведавшее изготовлением и вручением орденов и других наград.

До 1802 года Церковь Симеона и Анны была придворной. В 1803—1808 годах архитектором Михаилом Выборовым были пристроены ризница и часовня. В 1838 году обновили её интерьер. Академик Д. Антонелли написал новые иконы для Царских врат Михайловского придела.

В 1869—1872 годах храм был расширен и обновлен архитектором Георгием Винтергальтером. Колокольня была возвышена, храм и часовня расширены с 3-х сторон, надстроена ризница по старому образцу. Над ризницей был устроен ещё один придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы».

Читать еще:  Самое высокое дерево. Самые высокие деревья в мире Самое высокое дерево в мире: секвойя

В 1871 году 17 октября был освящен новый придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы», которую по преданию принесло водой на паперть при наводнении 1777 г. В 1872 году 8 октября обновленный храм был торжественно освящен.

С 1868 года в церкви Симеона и Анны действовало общество вспоможения бедным, содержавшее детский приют и богадельню.

Судьба Храма при СССР

При советской власти какое-то время церковь действовала. В январе 1938 года церковь была закрыта. Но после Великой Отечественной войны, в ходе которой храм пострадал, в 1951—1954 годах здесь провели реставрацию для сохранения здания.

Во второй половине 1950 годов в церкви был размещен отдел проектирования гидроэлектростанций Ленинградского филиала проектного института Оргэнергострой. Стены были «голые», иконостас отсутствовал, а по всей площади церкви и под куполом стояли кульманы с чертежами будущих машин, узлов и агрегатов для ударных строек от Иркутской ГЭС до будущих Красноярской и Усть-Илимской.

Сюда переехали конструкторы сюда из здания Союзпушнины на Московском проспекте, а уехали отсюда в начале 1960-х в здание Главного Штаба, в ту часть, где ныне открыта новая экспозиция Эрмитажа. Там институт и размещался до 1990-х гг.

Церковь была приспособлена под метеорологический музей по решению Исполкома Ленгорсовета от 20 марта 1972 года № 479 «О передаче Музею метеорологии здания бывшей церкви Симеония и Анны».

Церковь Симеона и Анны в наши дни

Верующим Церковь Симеона и Анны возвратили в 1991 г. Церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы была вновь освящена 1 января 1995 г. В 1996 — 2013 годах провели капитальный ремонт храма. Возрождённую Церковь Симеона и Анны освятил Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл.

Сегодня Храм Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Олег Скобля.

В течение дня в Храме совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В церкви постоянно находится дежурный священник.

Храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы – один из старейших действующих храмов в Санкт-Петербурге, построенный еще XVIII веке. Выполненный в стиле петровского барокко с высокой колокольней, он является памятником архитектуры. Главный престол храма освящен в честь святых Симеона и Анны, а приделы в честь Архангела Михаила и Ефрема Сирина.

Строительство храма было задумано императрицей Анной Иоанновной взамен обветшавшей церкви с деревянным куполом, освященной в честь Архангела Михаила.

Разработать проект доверили ученику архитектора Доменико Трезини – Михаилу Григорьевичу Земцову, и тот смог доказать свой талант

Он выполнил классический, но от этого не менее хороший план постройки церкви: три придела, оригинальный купол основной части и большая 47-ми метровая колокольня. В 1731 год начались работы по воплощению плана в жизнь.

Изначально планировалось завершить строительство до сентября 1733 года, но в сроки уложиться не удалось. Особенные трудности вызвало возведение шпиля – его возвел Герман ванБолес. Работы по строительству храма закончились в январе 1734 года

На церемонии освящении храма лично присутствовала императрица, а провел торжественный обряд архиепископ Феофан Прокопович

Храм долгое время являлся придворным. В процессе своего существования внешний облик храма святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы неоднократно менялся. Так, в 1772 году был возведен еще один придел в честь Святого Великомученика Евстафия Плакиды, просуществовавший до 1802 года. А в период с 1803 по 1808 годы были пристроены ризница и часовня архитектором Михаилом Выборовым. Длительное время храм был орденской церковью, где заседала дума ордена Святой Анны.

Однако в 1802 году храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы ждали серьезные изменения. После смерти Павла I церковь из придворной превратилась в епархиальную

В период с 1862 по 1869 годы архитектор Георгий Винтергальтер еще несколько расширил церковь. В то же время был добавлен еще один придел в честь иконы Божией Матери Троеручницы. В 1868 году при храме открыли детский приют и богадельню.

Читать еще:  Дизайн ванной комнаты в панельном доме

Изменения в России ХХ века не прошли мимо храма. В 1938 году он был закрыт, а реликвии распределили по музеям. Новая власть решила сделать из него сначала склад, а затем музей метеорологии.

И лишь в 1991 году это место вновь вернули церкви, а в 1995 году храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы был освещен вновь. Тогда же был установлен новый крест. Богослужения в храме начались сразу после его открытия.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ СИМЕОНО-АННИНСКИЙ ХРАМ

Храм свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге

Храм во имя свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

Строительство первой деревянной церкви было начато на этом месте в 1712 году «тщанием царевича Алексея». Храм с приделом во имя Архистратига Михаила был освящен 3 февраля 1714 в память о рождении дочери Петра I – Анны.

Когда на престол вступила Анна Иоанновна, то она, исполняя свой обет, повелела приступить к возведению трехпрестольной каменной церкви с многогранным куполом и колокольней. Здание было заложено 8 октября 1731 (хотя начато двумя годами ранее) и строилось по проекту М. Г. Земцова. Его помощником был И. Я. Бланк. Новый храм имел приделы: Архистратига Михаила (правый) и прп. Ефрема Сирина (левый) — в память дня рождения императрицы.

Сама императрица присутствовала на торжественном освящении главного престола 27 января 1734 архиепископом Новгородским Феофаном (Прокоповичем) в сослужении шести архиереев. Храм был причислен к придворным.

19 февраля 1734 года Св. Синодом был издан указ о том, что надлежит именовать церковь не Симеоновской, но свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы: » и в словесных разговорах произносить церковь, к церкви, при церкви (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны».

Хотя внешне храм выглядел скромно, его внутреннее убранство было богатым. Великолепный четырехъярусный иконостас по рисунку зодчего вырезал Конрад Ган, лепку исполнил Игнатий Росси, образа написали А. М. Матвеев и В. И. Василевский при участии В. А. Ерошевского, А. И. Захарова и А. М. Поспелова, работавших в придворной конторе.

В 1753 году были привезены для установления на колокольне куранты, взятые из закрытой Воскресенской церкви у Меншиковского дворца.

В память рождения цесаревича Павла Петровича 16 февраля 1772 году был освящен придел вмч. Евстафия Плакиды. Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале в ряд под одним иконостасом, а в теплой — один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в храм по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.

В 1779 году церковь обнесли оградой.

В 1797 году император Павел I присвоил храм ордену св. Анны. На портале храма был водружен деревянны знак ордена.

В 1802 году храм был переведен из придворного ведомства в епархиальное.

В 1803 – 1808 годах М. П. Выборов пристроил ризницу и возвел на углу часовню. Для большего распространения храма третий придел вмч. Евстафия Плакиды был упразднен и церковь была вся сделана теплой.

В 1834 году была разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, ветхое заменено новым, шпиль был покрыт новым железом и крест вновь позолочен.

В 1838 году происходил очередной ремонт интерьера, и тогда в царских вратах Михайловского придела академик Д. И. Антонелли написал новые иконы.

В 1862 году архитектор Г. И. Винтергальтер предложил полностью перестроить барочный храм, но этот план не был принят. В 1869 году по его проекту началась реставрация: колокольня была чуть возвышена, храм, как и часовня, с трех сторон немного расширен, переделан купол и надстроена ризница. Прихожане во время проведения реставрации молились во временном деревянном здании.

17 октября 1871 года был освящен придел местночтимой иконы Божией Матери «Троеручица». Образа в новом приделе исполнил Л. П. Пигулевский. Мастером В. Е. Кондратьевым был сделан новый, но по старому образцу, главный иконостас. Дополнительные иконы написал академик Васильев. 8 октября 1872 произошло освящение обновленного храма.

В 1905 году проводился очередной ремонт храма, тогда на колокольне были восстановлены куранты.

В январе 1938 года храм был закрыт, позднее использовался под склад. Часть икон была передана в музейный сектор Ленсовета, чтимые – в Знаменскую церковь.

В 1951–1954 годах здание было реставрировано, в 1980-е — реконструировано под метеорологический музей.

С весны 1991 года в частично возвращенном верующим храме были начаты богослужения.

В январе 1995 года митрополит Иоанн (Снычев) освятил храм полным чином.

Предметы находившиеся в храме до революции 1917 года

  • Икона Божией Матери «Троеручица». По преданию, при наводнении 1777 года ее принесло водой на паперть. Икона была написана в начале XVIII века и украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей.
  • Крест 1716 года с мощами свт. Афанасия Лубенского
  • часть Ризы Господней, вставленная в серебряный оклад. Была подарена в 1839 году князем П. Лопухиным.

Другие предметы

  • картина «Положение во гроб», работы Рубенса. Находилась на правой стене алтаря в резной вызолоченной раме. Была пожертвована в 1803 году купцами Василием и Иваном Ивановыми-Бороткиными.
  • картина «Рождество Христово», голландской работы, писанная на досках с надписью внизу: IYANOCTΣ 1630. Была пожертвована в 1803 году фрейлиной В. Н. Чоглоковой.

Благотворительные учреждения при храме

Первая богадельня на 20 человек была устроена при храме в 1734 году. Позже была закрыта.

С 1868 года при храме действовало Общество вспоможения бедным с детским приютом и богадельней.

Настоятели

  • Иоанн Абрамов (упом. 1734 — упом. 1739)
  • Андрей Барановский (упом. 1740-е)
  • Иоанн Павинский (1803 — ?)
  • Петр Вигилянский (1810-е — 1845)
  • Андрей Райковский (22 ноября 1845 — 1848)
  • Василий Барсов (1849– ?)
  • Николай Содальский (1867 — ?)
  • Александр Преображенский (17 мая 1879 — упом. 1899)
  • Иоанн Камнев (1900 – упом. 1916)
  • Сергий Бычков (май 1928 — 1929)
  • Павел Кедринский (март 1932 — апрель 1935 [1])
  • Олег Скобля (с 3 декабря 1990)

Священники

  • Николай Верховский (6 ноября 1867 — ?)
  • Петр Спонаровский (6 ноября 1867 -?)
  • Василий Ветвеницкий (6 ноября 1867 -?)
  • Иоанн Камнев (1895 — упом. 1899)
  • Михаил Калинников (1895 — упом. 1899)
  • Александр Косухин (1895 — упом. 1899)
  • Николай Вертоградский (1906 — 1922)
  • Сергий Бычков (18 мая 1912 — май 1928)
  • Владимир Зыков (упом. 1916)
  • Иоанн Орнатский (29 июня 1928 — ?)
  • Валентин Колчев (1932 — декабрь 1933 [2])

Приписные храмы

Внутри церкви Симеона и Анны

Внутреннее пространство храма Симеона и Анны полностью соответствует архитектурному решению: основное помещение ограничено размерами продольного нефа и высокого поперечного трансепта. В качестве несущих конструкций использованы шесть столпов, структурирующих интерьер.

Следует отметить, что современное убранство церкви отражает его историю. Так, правый из боковых приделов храма освящен во имя Михаила Архангела — в память первой деревянной церкви, построенной здесь в 1714 году. Центральный алтарь, по традиции, посвящен небесным покровителям храма — Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, что связано со временем правления Анны Иоанновны (давшей обет построить храм по восшествии на престол).

Левый придел — преподобного Ефрема Сирина, память которого отмечается 28 января, в день рождения императрицы.

Новый этап развития храма пришелся на вторую половину XIX века, когда была завершена первая масштабная реставрация. Утратив придворный статус, церковь привлекала верующих уже не внешним великолепием, но возможностью приобщиться к чтимым святыням.

В 1871 году в интерьере храма появился придел Богоматери Троеручицы, центральной реликвией которого стала чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

В свое время первый четырехъярусный иконостас для церкви Святых Симеона и Анны выполнил талантливый художник петровской эпохи Андрей Меркурьевич Поспелов. Следует заметить, что, согласно замыслу Земцова и общему стилю храма, все иконы были написаны в манере, близкой к европейской религиозной живописи. Этого подхода придерживались в дальнейшем все художники, обновлявшие храм в XIX, XX и XXI веках.

После последней реставрации, завершившейся в 2014 году, интерьер церкви Симеона и Анны по-прежнему выглядит гармоничным, — согласно замыслу его создателя.