Сколько стоят игры ААА-класса
Сколько стоят игры ААА-класса
Когда вы платите 60 $ за понравившуюся игру, задумываетесь ли вы о том, сколько стоит сделать игру ААА-класса? На этот простой вопрос, как оказалось, не так то и легко ответить! Материал предназначен для лиц старше 18 лет.
Дело в том, что из всех существующих темных сторон игровой индустрии, вопрос бюджета конкретной видеоигры будет самым темным. Многие люди, долгие годы работающие в индустрии, не знают бюджет большинства игр и это не является чем-то сверхъестественным. Даже сами разработчики, занимающиеся ААА-блокбастером, не имеют ни малейшего представления о бюджете игры.
Все дело в том, что ни издатели, ни разработчики не разглашают эту информацию, а публичные компании попросту объединяют все свои издержки, когда отчитываются перед инвесторами. То, что мы слышим в прессе чаще всего просто мнение тех или иных аналитиков и исследовательских групп. Подобные оценки могут отличаться в 2-3 раза в обе стороны от реального бюджета игры.
Очень редко в интернет попадает информация о конкретных суммах, затраченных издателем на игру. Большая часть таких данных — рекламные и маркетинговые бюджеты. Изредка указываются те суммы, которые были потрачены непосредственно на разработку игры.
Немаловажным фактором является то, что в настоящее время денег на маркетинг и рекламу тратят в два, а то и в три раза больше, чем на разработку продукта. Эта формула не обязательно применима к каждому потенциальному блокбастеру или к каждой компании, однако следует помнить, что безубыточность средней ААА-игры значительно выше бюджета, потраченного на разработку. Компаниям необходимо возместить маркетинговые и другие расходы.
Сюхей Йосида (Shuhei Yoshida), глава отдела общемирового развития Sony в прошлом году заявил, что бюджет разработки топовой игры для PS4 обойдется от 20 до 50 млн. долларов. Это практически столько же, сколько стоили игры для PS3, однако тогда в стоимость входила не только разработка, но и раскрутка. Также стоит помнить, что 10 лет назад все было по-другому, да и деньги имели совсем другую ценность.
Четыре года назад генеральный директор Ubisoft Ив Гиймо (Yves Guillemot) предсказывал, что бюджет разработки next-gen игр составит около 60 млн. долларов. Можно сказать, что все эти уважаемые люди были правы.
Мы попытались в открытых источниках найти бюджеты игр, вышедших за последние 10 лет и объединили их в единый список. Поскольку информация, изложенная ниже, была взята из общедоступных источников, то все цифры следует рассматривать с соответствующей долей скептицизма. Также учитывайте, что цифры не учитывают инфляцию.
Информацию о некоторых важных играх мы намеренно не учитывали. Речь идет о GTA 4, GTA 5 и играх компании Blizzard. В первом случае представители Take-Two попросту не знали, о чем говорили, а во втором случае было официально заявлено, что компания Blizzard не имеет какого-либо установленного бюджета для своих игр и тратит столько, сколько необходимо, чтобы сделать игры такими, какими она их видит.
Итак, давайте приступим к обзору игр. Вы всегда можете ткнуть по любой из них, чтобы получить исчерпывающие сведения в нашей базе игр.
Чем мотивируется подорожание
Незадолго до выхода консолей нового поколения крупные издатели начали готовить геймеров к тому, что цены на игры вырастут минимум на $10. Объяснение такого шага, казалось бы, предельно логичное. Дело в том, что стандарт в $60 за ААА-тайтл сформировался в середине 2000-х, когда все ожидали релиз консолей PlayStation 3 и Xbox 360. Прошло уже 15 лет, а цены оставались на том же уровне. В то же время в технологическом плане игры сделали существенный рывок, а значит, и их разработка стала дороже.
Ещё один фактор повышения цен — инфляция. За 15 лет доллар, в котором в основном и формируются бюджеты многих глобальных проектов, потерял в цене от 25 до 35%. При этом цены на программное обеспечение, например, в США, в период с 1997 по 2017 год упали почти вдвое . Игры во многом и являются ПО, но издатели предпочитают относить их к индустрии развлечений. Отчасти это так — для качественного продукта мало одних только хороших программистов и UI/UX-дизайнеров. Хороший тайтл требует качественный сценарий, музыкальное и звуковое оформление и так далее. Поэтому издатели чаще проводят параллель с киноиндустрией. Средний мировой ценник на билеты в кинотеатры (именно они формируют основной доход картины, а не цифровые копии) с 2005 года увеличился примерно на 40%. Итого у киношников инфляция покрыта, а у игроделов — нет.
Другие аргументы разработчиков в пользу подорожания не связаны с экономикой. Например, глава Sony Interactive Entertainment Джим Райан заявил , что игры предоставляют гораздо больше времени для развлечений, чем другие продукты этой индустрии. В пример он привёл Demon’s Souls, на прохождение которой нужно потратить минимум 16 часов. В то же время фильм длится 1,5-2,5 часа. В США средний ценник на билет в кино составляет $20, в Германии доходит до €20, в Японии — $18. По этой логике издатели просто даром отдают игрокам свои творения.