Содержание
Лурия — основатель нейропсихологии
Александр Романович Лурия принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы он внес важный вклад в развитие различных областей психологии.
Биография Лурия
Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта. Он окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. — 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов.
Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей. Докторская диссертация Александра Романовича по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. он проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов.
В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны — в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всес. НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны — в Моск. Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР), — Лурия создал новое направление в психологии — нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Лурия и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций Александр Романович разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.
Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Моск. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. — в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов. Под руководством Лурия защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом “Знак почета” и медалями Советского Союза.
Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия и др.). Он автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки. Источник
Структурно-функциональная модель мозга, разработанная Лурия
В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности.
Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока:
I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга; I
I-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Каждая ВПФ осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций. Далее
Нейропсихологические методы Лурия
Методы Лурия — нейропсихологические методы, разработанные А.Р. Лурия, служащие для диагностики локальных поражений головного мозга по сопутствующим им психических нарушениям.
Представляют собой набор тестовых испытаний различных познавательных процессов, произвольных действий и особенностей личности.
По анализу истории болезни и предварительной беседе с больным строится предварительная гипотеза о возможной локализации очага поражения.
Затем осуществляется собственно нейропсихологическое исследование, в котором анализируется качество сохранных и нарушенных психических процессов.
При этом диагностируется состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кожно–кинестезического, двигательного) и уровень опосредствования психических процессов с помощью речевой системы.
На этом основании делается заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или в подкорковых структурах. Источник
Основные публикации Лурия
Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга
Мозг человека и психические процессы
Лобные доли и регуляция психических процессов. Нейропсихологические исследования
Нейропсихология памяти
Об историческом развитии познавательных процессов
Лекции по общей психологии
Эволюционное введение в общую психологию
Основные проблемы нейролингвистики
Язык и сознание
Этапы пройденного пути: Научная автобиография
Маленькая книжка о большой памяти
Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения)
Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии
Материалы III Международной научно-практической конференции памяти А.Р. Лурия
Направления секционных заседаний:
1. А.Р. Лурия и культурно-историческая психология — проф. В.В. Рубцов (Москва), проф. Н.И. Исаева (Белгород), Б.Котик-Фридгутед (Израиль), проф. В.А.Иванников (Москва).
2. А.Р. Лурия и прикладные аспекты современной нейропсихологии- проф. Ю.М . Забродин .(Москва), проф. Ю.К . Стрелков (Москва), проф.А.Б. Леонова (Москва), проф. М.С.Егорова (Москва).
3. Нейропсихологический и нейрокогнитивный подход к изучению психических и поведенческих расстройств — проф. А.Ю. Егоров (С-Петербург), проф. В.А. Москвин (Белгород), проф. В.А. Руженков (Белгород). проф. А.Ш.Тхостов, доц. Н.К., Корсакова (Москва), проф. Л.И. Вассерман (С.Петербург).
4. Нейропсихология нарушений и отклонений ВПФ в норме и пато-логии на разных возрастных этапах — проф. Ю.В. Микадзе (Москва), доц. Н.К Корсакова (Москва), проф. Л.И. Московичюте Л.И. (США), проф. И.М.Тонконогий (США).
5. Нейропсихологическая реабилитация и коррекция — проф. Т.В. Ахутина (Москва), доц. О.Д. Коптева О.Д. (Белгород), доц. Н.В. Москвина (Белгород), проф. А.В.Семенович (Москва), проф. Т.А. Фотекова (Абакан).
6. Нейропсихология индивидуальных различий — проф. В.А. Москвин (Белгород), проф. М.К. Кабардов (Москва), проф. С.Б. Малых (Москва), проф. А.М. Лактионов (Харьков).
7. А.Р. Лурия и современная психофизиология — проф. А.М. Черноризов (Москва), проф. Н.Н. Данилова (Москва), проф. Т.В.Черниговская (С.Петербург).
Основатель нейропсихологии Александр Лурия
Патриарх российской психологии Александр Романович Лурия ушёл из жизни 14 августа 1977 года. Достаточно ли мы сегодня знаем об этом выдающемся учёном? Автор фильма «Александр Лурия. Гении и злодеи уходящей эпохи» Лев Николаев напомнил о жизненном пути, ярких моментах биографии и открытиях Александра Романовича Лурии: «Это человек, который заложил научные основы детектора лжи. Это человек, который создал целую науку — нейропсихологию. Вы знаете, как его зовут? Вы знаете его труды? В том-то и дело! Человек, который сделал так много великих открытий в самых разных областях, который очень известен в просвещенном мире, в нашей стране, к сожалению, практически неизвестен. Объяснение простое — его жизнь подобна жизни всей нашей отечественной науки. Ее еще можно сравнить с жизнью дерева, которому неоднократно рубили крону, а она отрастала, снова и снова».
Приведем несколько цитат из фильма, отражающих трудности жизненного пути и достижения учёного: «В 1934 году Александр Романович Лурия начинает работать в лаборатории психологии Медико-генетического института. Он увлеченно изучает роль наследственных и внешних факторов в формировании и развитии психических процессов у близнецов, но продолжить эту работу Александру Романовичу не дали — начались гонения на генетику. Над Лурией нависла угроза ареста. И он вдруг круто меняет свою судьбу: экстерном оканчивает с отличием медицинский, блестяще защищает докторскую диссертацию и идет простым врачом-ординатором к Бурденко, в Институт нейрохирургии. За этот неожиданный шаг кто-то из коллег обвинил его в конформизме. Что это было — желание получить недостающие знания о мозге или боязнь ареста?». Вспоминает академик РАО, доктор психологических наук Владимир Петрович Зинченко: «Слава Богу, что его никогда не ссылали в лагерь, не посадили. Он слишком был богат сам, чтобы особенно переживать изгнание из очередного рая, понимаете? Нет, так нет, найду себе применение в другом месте. Его любознательность, плещущий через край талант и работа как бы перекрывали все остальное. В этом смысле он был счастливым человеком».
Автор фильма продолжает: «Александр Романович Лурия начал бесстрашно соединять медицину и психологию. На их стыке и родилась новая наука — нейропсихология. Задача нейропсихолога — не только выяснить, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои наступили во всех остальных психических процессах, но и, опираясь на неповрежденные участки мозга, найти обходной путь для восстановления утраченных функций».
В 1950 году решения Павловской сессии Академии наук и Академии медицинских наук повлекли за собой оргвыводы, что науки психологии не существует. Нет души, а есть одни условные рефлексы. Начались гонения на психологическую науку. Лабораторию нейропсихологии в Институте Бурденко закрыли. Придя домой, Александр Романович плакал. Он отдал нейропсихологии 15 лет. Как много было уже достигнуто! Без его заключения никто из нейрохирургов не решался на операцию, именно нейропсихолог направлял руку хирурга в ту область головного мозга, которая пострадала. Ошибка была равнозначна смерти. Дело его жизни оказалось перечеркнуто.
Международное признание Александр Романович Лурия получил только после смерти Иосифа Сталина. Он смог выезжать за границу. Был избран членом национальных академий наук США, Франции и Британии. В 1958 году Лаборатория нейропсихологии в Институте Бурденко была вновь открыта. «Он ставит новую цель — разработать методы восстановительного обучения после операций: «Наш прежний подход к изучению мозга мы можем охарактеризовать как горизонтальный, то есть, направленный на изучение процессов, протекающих преимущественно на корковом уровне. Новая волна исследований привлекала наше внимание к вертикальным связям между структурами мозга, глубинным и поверхностным»».
Александр Романович Лурия следовал собственным принципам: «В один из летних дней 1968 года на подмосковную дачу известного ученого решительно вошли четыре человека. Хозяин работал в своем кабинете на втором этаже. Жена заподозрила что-то неладное, но попросила гостей подождать, заняла их разговором, из которого стало ясно, что они собирают подписи советских ученых против академика Сахарова. За хозяином послали няню. К всеобщему удивлению, она спустилась вниз одна. Наверху никого не было. Гости, прождав, уехали ни с чем. Позже выяснилось, что, услышав из окна разговор о цели визита, хозяин спустился по балкону со второго этажа и убежал к соседям».
Совместная работа Александра Романовича Лурии с режиссёром Сергеем Эйзенштейном привела к появлению фильмов о детском счете, внимании, памяти, созданию международной ассоциации научных фильмов.
Александр Романович Лурия был автором более 500 научных трудов на разных языках.
Он не боялся смерти: «Нет ничего проще, чем умереть. Смерть — это просто возвращение к тому, что было до рождения. И все же, как коротка жизнь!».
Фильм Льва Николаева «Александр Лурия. Гении и злодеи уходящей эпохи», созданный при поддержке Министерства РФ по делам печати и телерадиовещания, 2002 год, телерадиокомпания «Цивилизация»:
В 2017 году в Екатеринбурге прошел «V Международный конгресс памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке»». На конгрессе обсуждались актуальные вопросы, касающиеся научного вклада Александра Романовича Лурии в различные отрасли и направления психологии: культурно-исторической психологии, нейропсихологии (в том числе, детского возраста, индивидуальных различий), нейрореабилитации, нейрокоррекции трудностей обучения, нейролингвистики, общей, социальной, педагогической, возрастной и инженерной психологии, включая психологию субъекта профессиональной деятельности, психофизиологии, психологии здоровья.
Конгресс получил признание профессионального сообщества и стал победителем Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Событие года в жизни сообщества».
Президент Международного общества прикладной нейропсихологии, доктор психологических наук, профессор Жанна Марковна Глозман, принимая награду, отметила: «Наверное, не все знают, что Александр Романович Лурия был первым победителем Национального конкурса «Золотая Психея». Он был признан патриархом российской психологии, статуэтка и диплом хранятся в Научно-исследовательском центре детской нейропсихологии имени А.Р. Лурии в Москве. О сегодняшней победе «V Международного конгресса памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке»» скажу следующее: члены большого коллектива вложили в конгресс всю душу, все силы. В конгрессе приняли участие представители более 30 стран мира. Для меня лично самой высокой оценкой стала оценка нашей американской коллеги Моники Рассел, которая сказала: «У меня было ощущение, что Александр Романович Лурия сейчас здесь, с нами»».
Доктор психологических наук, профессор Диана Борисовна Богоявленская подчеркнула выдающийся вклад учёного в развитие науки: «Я очень рада именно этой победе, потому что Александр Лурия — это определенный символ нашей российской методологии. Настоящий патриот и учёный. Он жил наукой и мечтой о том, чтобы студенты были подлинными воинами нашей науки, которая всегда была передовой. И я хотела бы, чтобы мы никогда не забывали об этом».
Нейролингвистика и ее связи с психологией в наследии А. Лурии
Как опосредуются высшие психические функции через семиотические знаки, включая речь? Ряд работ А. Лурии в данной отрасли выявил, что формирование речи изменяет строение базовых психических процессов; речетворчество – путь к осознанию и произвольной их координации. Характерно, что и современная психология активно применяет этот принцип: сегодня для практикующих психологов общим местом стал тезис о том, что речь клиента – это путь к пониманию его модели мира. Изменение речи – путь к изменению поведенческих стратегий.
А. Р. Лурия занимался вопросами речи с точки зрения нарушений и доказал, что разновидности речевого регулирования движения (запуск, торможение, неспецифическое, семантическое регулирование) формируются в разном возрасте по-разному. Если с момента рождения ребенка доминируют аффекты, то с ходом времени вначале появляется способность к наглядно-предметным действиям, и лишь затем они обретают абстрактно-логический характер.
Получается, что развитие сознания связано с углублением понимания семантики лексем, с развитием способности понимать абстрактные понятия. Важным выводом А. Лурии стало и то, что ассоциации – более позднее образование, по сравнению с предикативными ответами. На ранних этапах речь нацелена на предмет и означает предмет (это знают все, у кого маленькие дети: мы обучаем их вначале номинации объектов на первичном уровне овладения речью, и только потом идут обозначения аффектов, освоение понятий, которые незнакомы ребенку в конкретном освоении и личном эмпирическом опыте).
Принцип системности высших психических функций – основополагающий для учения Лурии, и исследованию ее закономерностей на основе нормы и патологии были посвящены многие работы ученого.
Поскольку сознание трактовалось ученым в качестве главной методологической проблемы психологической науки, изучение разных форм сознательной психической деятельности стало базовым направлением его работ. Сознание Лурия тесно связывал с языком.
А. Лурия создал ряд разработок для отечественной дефектологии. Он исследовал умственно отсталых детей с разными диагнозами и выявлял в каждом случае искажение процессов оформления и реализации высших психических функций, отвечающих за речетворчество [3].
С точки зрения психофизиологии исследователя интересовали моторные возможности глазодвигательной системы. Он вывел ряд закономерностей, касающихся этого феномена.
Говоря об А. Р. Лурии, невозможно не признать разносторонность его научных исследований и фундаментальность выводов. Он практически создал новую область знания – нейропсихологию, углубил знания в общей психологии, психологии развития, дефектологии, психофизиологии. Работы А. Р. Лурии стали шагом вперед в разработке базовых общепсихологических концепций, которые актуальны и сегодня. Особое уважение вызывает междисциплинарный характер его исследовательских работ: Лурия рассматривал все области психологического знания как единое целое, и такой подход не раз доказал свою эффективность. Сегодня его работы стали подлинной классикой психологии, нейропсихологии, психолингвистики и интересны даже мало подготовленному читателю, интересующемуся различными аспектами психологии.
Литература:
- 1. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/19337. дата доступа: 19.03.2018.
- 2. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук. — Вопросы психологии, 1977. №9.
- 3. Лурия A.Р. Язык и сознание: Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.libfox.ru/369427-aleksandr-luriya-yazyk-i-soznanie.html. Дата доступа: 17. 03. 2018.
Автор: Павловская Гражина, психолог.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!