Содержание
Линии на автомобильной дороге подразделяются на две основные категории:
- горизонтальная разметка;
- вертикальная разметка;
Рассмотрим каждый вид по отдельности.
Горизонтальная разметка
К ней относится все, что «рисуют» на асфальте. Такие линии означают порядок перемещения по данному участку проезжей части. Горизонтальная разметка на дороге полезна не только автовладельцам, но и пешеходам.
Для расшифровки значения линий, используют следующую таблицу:
Нумерация в правилах | Применимость |
1.1 | «Сплошная». Используется для создания границы между двумя потоками движения в противоположных направлениях. |
1.2 | Применяют для обозначения края на проезжей части. К примеру, обочины. Называется «краевой» |
1.3 | Водителям этот тип разметки знаком. Называют его «двойная сплошная». Назначение то же, что и у одной. Однако ее применяют на более широких дорогах, к примеру, с 4-х полосным движением. |
1.4 | Запрещает остановку на выбранном участке пути. Наносится на край дороги. |
1.5 | «Прерывистая». Разграничивает потоки, но допускает обгон или поворот налево. |
1.6 | Та же прерывистая, но длиннее и оповещает автовладельца о приближении к «сплошной». |
1.7 | Обозначает ряд, в котором можно двигаться по перекрестку. Проще говоря – это схема проезда. |
1.8 | Такой прерывистой разметкой обозначают отдельные ряды, предназначенные для съезда с автострады или торможения. |
1.9 | Применяется на дорогах, где действует реверсивное движение. |
1.10 | «Желтый пунктир». Также наносится на край дороги. Не запрещает остановку, но стоянка в этом месте будет запрещена. |
1.11 | Разрешает любые перестроения, опережения и даже разворот, но только с той стороны, с которой находится прерывистая. |
1.12 | Подразумевает границу, используемую для остановки перед перекрестком, пешеходным переходом или ЖД переездом. |
1.13 | Разметка «Треугольник» на дороге говорит о том, что на данном участке дороги нужно уступить. Как правило, треугольников несколько |
1.14.1, 1.14.2 | Обозначения различных видов пешеходных переходов. |
1.15 | Подобная разметка сообщает водителю о том, что дорогу пересекает дорожка, предназначенная для движения велосипедного транспорта. |
1.16.1–1.16.3 | Островки безопасности для пешеходов, которые не успели перейти дорогу. |
1.17 | Информирует водителя о том, что в этом месте происходит остановка маршрутных такси. |
1.18 | Показывают направления движения по полосам. |
1.19 | Обозначает сужение дороги. Направление стрелки указывает, в какую сторону проезжая часть будет сужаться. |
1.20 | Предупреждает о приближении к перекрестку, на котором придется уступить дорогу. |
1.21 | Предупреждающая разметка, говорящая о приближении к разметке с надписью «СТОП». |
1.22 | Такими цифрами обозначают номер маршрута. |
1.23.1 | Буква «А» обозначает полосу для движения маршрутных такси и автобусов. «Автобусная полоса». |
1.23.2 | Пешеходная дорожка. |
1.23.3 | Зона действия велосипедной дорожки. |
1.25 | Размещается на участках с малой скоростью движения или перед пешеходным переходом. В правилах подобная разметка прописывается, как «искусственная неровность». |
1.26 | «Вафельница». Если на перекрестке образовывается затор, то на вафельницу заезжать нельзя. |
Есть отдельные виды горизонтальной разметки, которые используются не во всех городах. К примеру:
- 24.7 – выглядит в виде прямоугольника и буквы D. Разрешает парковку только для дипломатического транспорта.
- 24.3 – обозначает места парковки, выделенные для инвалидов любых групп.
- 24.5 – в данном месте могут парковаться или перемещаться только электромобили.
Все остальные виды разметки лишь дублируют дорожные знаки.
Вертикальная разметка
Подобный вид разметки по ПДД применяется исключительно на вертикальных поверхностях и сооружениях. Она обозначает зоны опасных сооружений и конструкций, чтобы водитель мог визуально сориентироваться и правильно направить транспорт. Видов таких разметок немного.
Нумерация по правилам | Где применяется |
2.1.1–2.1.3 | Такой разметкой могут обозначать сооружения, к примеру, опоры мостов и тоннелей, которые могут создать опасность для водителей. Направление линий обозначает сторону объезда. Подобная разметка может наноситься на временных дорожных знаках, которые устанавливаются посреди двух полос. |
2.2 | Также показывает границы моста и тоннеля, но сверху. Необходима для владельцев грузовых машин, которые знают габариты транспорта. |
2.3 | Ограничивающие линии, которые обозначают безопасные зоны на скоростных автострадах и трассах. |
2.4 | Обозначает различные уличные лампы или столбы. |
2.5 | Применяется на отбойниках, чтобы обозначить край дороги перед опасными участками, к примеру, обрывами. В настоящее время полностью вытесняется светоотражающими элементами. |
2.6 | Необходима для обозначения боковых частей различных опасных сооружений. |
2.7 | Иногда на дорогах создают островки, поднятые над дорогой. Именно для таких сооружений используется такой вид вертикальной разметки. |
Если автомобильная дорога проходит под мостом или путепроводом, верхняя часть которого, а также опоры, не обозначены при помощи вертикальной разметки, то данное сооружение размещено с нарушением норм безопасности. Ответственными за это являются дорожные службы. Таков ГОСТ.
Новые цвета дорожной разметки
5.1.1 Для постоянной горизонтальной разметки (включая дублирование изображения дорожных знаков) устанавливаются следующие цвета: белый, желтый, красный, синий, черный, зеленый. Для временной дорожной разметки устанавливается оранжевый цвет (кроме разметки 1.4,1.10,1.17.1.1.17.2, 1.26). Форма, размеры, цвет типов постоянной горизонтальной разметки приведены в таблице А.1 (приложение А).
В настоящее время на дорогах можно встретить постоянную разметку следующих цветов:
- белый;
- желтый;
- черный (на вертикальной разметке).
Кроме того может применяться и временная дорожная разметка оранжевого цвета.
Новый ГОСТ вводит следующие дополнительные цвета:
- красный;
- синий;
- зеленый.
Про разметку синего цвета речь пойдет ниже. Что касается красного и зеленого цветов, то линии таких цветов в документе не предусмотрено. Однако указанные цвета могут использоваться, например, для цветного дублирования дорожных знаков на асфальте:
Что делать, если разметка не видна на проезжей части
Графические символы и линии на дорожном полотне должны регулярно обновляться. Существуют даже стандарты, регламентирующие их внешний вид. Но схемы не только стираются, а еще бывают замазаны грязью или закрыты снегом, льдом. В ПДД дорога без разметки, поведение водителей на ней регламентируются следующим требованием:
В случаях если … разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Но иногда и символы отсутствуют, и поверхность полотна скрыта от взгляда. Если разметка не видна на дороге, ПДД рекомендуют поступать так:
- Определять свою полосу движения на глаз. При неширокой дороге нужно мысленно разделить ее вдоль на две части. Срединная линия может быть или сплошной, или прерывистой. Но поскольку водитель этого не видит, здесь допустимо обгонять, и штрафовать его не должны.
- На многополосной дороге центральная линия разметки точно будет двойной сплошной. И здесь, несмотря на плохую видимость, пересекать ее нельзя.
- В отсутствие разметки на широкой дороге полос бывает только четное количество, но никак не три. В соответствии с этим и нужно двигаться по ней. То есть если ехать прямо по центру, это будет грубым нарушением правил.
Если коротко, в таком случае применяется пункт 9.1 Правил:
Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Обо всех остальных нюансах стертой или скрытой разметки участники движения догадываться не обязаны. И при остановке сотрудником ГИБДД за нарушение нужно требовать, чтобы это учитывалось.