0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социализм – это: кратко и понятно о социалистической идеологии

Социализм – это: кратко и понятно о социалистической идеологии

В тех странах, которые в свое время были частью Советского Союза, знают не понаслышке обо всех преимуществах и недостатках социализма. Однако в теории это совокупность различных течений и партий. Каких, будет кратко изложено ниже. Что такое социализм? На самом ли деле это движение за мир, как утверждают его последователи? Подтверждают ли это принципы социализма? …

  1. Главные понятия
  2. Виды социализма
  3. Идеология
  4. Принципы социализма
  5. Современные государства
  6. Вывод

Левым социалистам и коммунистам традиционно противопоставляют правых — сторонников рыночной экономики и частной собственности. Чем отличаются взгляды либералов и консерваторов от взглядов социалистов?

Либерализм провозглашает высшим идеалом свободу личности, а не общественное благо, как при социализме. Либералы выступают за экономические свободы, против вмешательства государства в рыночную экономику — и это также противоречит идеям социалистов.

Консерватизм выступает за сохранение и укрепление традиционных общественных институтов — государства, церкви, семьи, частной собственности. Консерваторы, в отличие от социалистов, признают естественным общественное неравенство и выступают против активного государственного вмешательства в экономику.

Отличаются от социалистов и лево-радикальные сторонники анархизма . Анархисты выступают за полный отказ от частной собственности и от государства, считают, что люди сами наилучшим образом устроят свою жизнь без принуждения со стороны власти.

Основные принципы и ценности

Свобода личности, права человека, частная собственность, демократия

Традиционные институты: государство, семья, церковь, частная собственность

Равенство, отсутствие эксплуатации, справедливое распределение и общественная собственность

Отсутствие власти одних людей над другими, свобода от принуждения

Роль государства в экономической жизни

Государство минимально вмешивается в свободный рынок, не мешает конкуренции

Государство защищает частную собственность как основу экономики

Государство регулирует экономическую жизнь, распределяет ресурсы, ограничивает частную собственность

Государство не нужно, оно не должно вмешиваться в экономику

Отношение к социальным вопросам

Люди равны перед законом, в остальном неравенство нормально

Люди не равны, часть из них может иметь привилегии

Все люди должны иметь равные права и обязанности, государство борется с неравенством доходов

Отказ от частной собственности обеспечит равенство людей

Пути решения социальных вопросов

Реформы, постепенные изменения общества

Укрепление традиционных устоев и институтов общества

Контроль государства, обеспечение социального равенства

При отсутствии государства люди сами решат свои проблемы

История развития социализма в Европе

Принято считать, что история развития идеологии социализма берет свое начало в девятнадцатом веке. Однако первые описания социалистического строя были описаны задолго до этого в трудах Т. Мора (1478-1535), где описывалась идея развития общества, в котором полностью отсутствовали элементы социального неравенства. Все материальные блага и производственные мощности принадлежали общине, а не отдельному человеку. Прибыль распределялась поровну между всеми жителями, а работа назначалась «каждому по способностям». Граждане сами выбирали управляющих и «строго с них спрашивали» за проделанную или невыполненную работу. Свод законов в таком обществе должен был быть коротким и понятным каждому гражданину.

Позже эти идеи доработали и изложили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс.

Во второй четверти девятого века идеи социализма начинают приобретать популярность в Европе: Англии, Франции и Германии. Публицисты, политические деятели и модные писатели того времени активно вносят социалистические идеи в массы.

Стоит заметить, что социализм в разных странах носил разный характер. Англия и Франция говорили о устранении некоторых черт социального неравенства, в то время как социалистические идеи Германии базировались на базе национализма еще задолго до того, как к власти пришел Гитлер.

Страны социализма. Развитой социализм.

Как уже неоднократно упоминалось выше, идеального функционирующего социалистического общества в полном понимание этого слова, не существует. Тем не менее существуют страны, в которых многие концепции успешно реализованы и приносят людям реальное благо. Так самым социалистическим странам можно отнести:

  • Китай;
  • Дания;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Канада;
  • Швеция;
  • Норвегия;
  • Ирландия;
  • Новая Зеландия;
  • Бельгия.

Как можно заметить, что в данном списке присутствуют достаточно развитые в экономическом плане государства, которые могут позволить себе внедрять различные программы по социальной защите граждан. Из этого можно сделать вывод, что на данный момент, идеальным вариантом для общества является симбиоз существующего капитализма и мягкого социализма.

Развитой социализм

Что такое социализм понимают многие, но когда он успел перейти в развитую фазу? Концепция развитого социализма была создана в СССР во время правления Л.Брежнева. Она опиралась на достижения советской промышленности, которая способствовала построению основ индустриального общества.

Читать еще:  У кого больше всего хромосом из животных. Сколько хромосом у различных животных

Также эта система взглядов включала следующие идеи:

  1. однородность общества (лишено инакомыслия);
  2. полное избавление от межнациональных противостояний;
  3. перманентное обострение идеологической борьбы;
  4. сглаживание противоречий внутри социума.

На деле произошла консервация режима, выразившаяся в усилении идеологического контроля и стремительном сокращении остатков свобод. В реальности развитой социализм помог логично обосновать характер советского общества 70-х годов и подчеркнул неспособность власти к построению коммунизма.

Реализовать в чистом виде социалистические идеи пока не удалось никому. Одна из причин этого связана с коренным противоречием между идеей всеобщего равенства и естественным различием людей, имеющих разную степень трудолюбия, интеллекта, умений и других качеств.

Искусственное уравнение лишает стимулов одних и приводит к паразитизму других, а общественная собственность зачастую понимается как ничья.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Этот социализм похож на антиутопию, ведь здесь идёт подавление личности в пользу коллектива. Вообще нет ничего ужаснее распределения благ, ведь каждый человек сам должен решать какое благо ему необходимо, он должен заработать деньги на покупку этого блага и купить его, так логично и справедливо.

Опять же, подобный социалистический строй будет давать лучшие блага только политической верхушке, а народ будет с хлеба на воду перебиваться. Нет, такой социализм мне не нужен.

Виталий: вот именно так заставляют думать людей капиталисты.

Дескать не надо давать человеку рыбу, а надо дать удочку и пусть сам себе наловит. Звучит красиво и логично, если не учитывать, что за эту удочку он будет всю жизнь выплачивать кредит, тому кто ее дал.

Капитализм полон противоречий и только слепой (или зашоренный) этого не видит. Этот строй испытывает очередной системный кризис и уже мало кого он устраивает.

Только вдумайтесь! В США (стране, где марксизм, коммунизм и социализм на протяжении последних семи десятков лет был темой закрытой для обсуждений — табу) 40 процентов студентов выступают за социализм. 40% не хотят жить при капитализме! В США — оплоте этого строя.

Социализм это пустые полки в магазинах, хамство, немного денег, развлечений, свободы, а много работы, жилья и пионерских лагерей. Есть библиотеки, журналы газеты, но читать нечего — одни отчёты с партийных съездов КПСС и трудовые истории. Секса нет, фильмы для взрослых — это голая си*ська! Люди, как муравьи в муравейнике — снуют туда-сюда по всей стране, бухают в поездах, поют песни под гитару, курицу жареную и варёные яйца. Жить можно, но тоже недолго, так как кроме зелёнки лечиться нечем!

Главная идея социализма. Социализм

Развитие социалистической идеологии начинается с момента появление классового общества и имущественного неравенства. В той или иной степени социалистические идеи звучали в творчестве таких мыслителей, политиков, как Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн, А. Грамши, В. Ленин и других. Суть социалистической идеи – в освобождении от эксплуатации (использование одними людьми, буржуа, труда других, пролетариев), социального неравенства, предоставлении индивиду возможностей для саморазвития. Социализм защищает право человека не только иметь (обладать) что-то в соответствии со своими заслугами и трудовыми усилиями, но и быть тем, кем ты есть.

Отличие социализма как строя – в осознанности, управляемости преобразований взамен частнособственнической стихийности, в переходе от «царства необходимости к царству свободы». В этом смысле социалистический идеал далек от представления о нем как о строе полного равенства вплоть до уравниловки.

Основными её ценностями исторически являются справедливость, равенство, солидарность. Современные социал-демократические партии подчеркивают важнейшее значение и такой ценности, как свобода.

В настоящее время приверженцы социализма подчеркивают не только чисто правовое значение свободы, как в либерализме, но видят в ней принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива. Справедливость характеризиуется как реализация требования равной свободы для всех, а солидарность – как взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости.

В основе идей социализма лежит идея утопии — идеального общества. Утопический социализм возник еще в XVI в. Своим названием оно обязано книге Т. Мора «Утопия» (1516), описывающей некое государство, где благодаря мудрым законам и отмене частной собственности нет угнетения, лишений, каждый человек совершенен и трудится на общее благо. Преемник античных и средневековых мечтаний о равенстве, утопический социализм отражал стремление народа избавиться от нищеты и бесправия.

Они полагали, что в правильно устроенном обществе производство будет вестись обдуманно, принося выгоду всем людям; исчезнут классы; каждый человек будет трудиться наравне со всеми, сочетая умственные и физические занятия; будут созданы условия для свободного и гармоничного развития личности; возникнут поселения, соединяющие лучшие стороны городского и сельского образа жизни. Одни из социалистов-утопистов настаивали на обобществлении частной собственности, считая ее главной причиной всех бедствий, и полном имущественном равенстве; другие придерживались принципа распределения по труду, допуская мысль о некотором имущественном неравенстве.

Читать еще:  Приснилось что сижу на берегу моря. Ходить по берегу моря

В XVI—XVII вв., когда буржуазные отношения лишь начинали формироваться, многие мыслители (Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла, Д. Уинстэнли и другие) верили в возможность установления более совершенных социальных порядков. Утописты, сторонники равенства, изображали «счастливые государства», в которых частная собственность утратила свою власть, нет праздных сословий, никто не обогащается за счет других.

Первые теории утопического социализма появляются в XVIII в. Ж. Мелье, Г. Мабли, Морелли и другие, используя философию Просвещения, доказывали «противоестественность» существующего строя и правомерность создания нового, «разумного» общества. Они отстаивали абсолютное имущественное и политическое равенство, уничтожение любых привилегий. Поскольку в их эпоху уровень производительных сил был низким, они считали, что обеспечить каждого человека всем необходимым для жизни можно, только ограничив потребности людей. Поэтому их учения проповедовали аскетизм, уравнительство, «патриархальный» образ жизни.

Марксизм

Марксизм как разновидность социализма возник в 40-х годах XIX века. Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Урбанизация достигала больших пределов, люди стекались в города в поисках лучшей доли, а там уже устраивались на заводы рабочими за мизерную и ничтожную зарплату.

Промышленный переворот, осуществившийся вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся, и увеличения свободного времени. Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма.

Марксизм возник в русле европейских рационалистических традиций и учений. Марксистское направление социализма стало доминирующей формой, воспринятой мировым социалистическим мышлением. Как и у других социалистов, таких как Фурье и Оуэн, основной заботой Маркса являлся человек. Мировая история есть история производства самого человека, но она же есть и история отчуждения человека от самого себя: этот процесс происходит как в сфере экономики, где над человеком господствуют “вещные” отношения, так и в политике, где он попадает под власть собственных отчужденных сил в лице государства.

Чтобы стать подлинно свободным, из объекта обстоятельств стать их субъектом, человеку необходимо освободиться не только от политического угнетения со стороны государственной власти, но и подчинить своему контролю процесс производства материальных благ, освободившись от господства вещей и обстоятельств.

Главной целью развития человека, по мысли Маркса, является гармония между человеком и человеком, человеком и природой, что отвечает его наиболее важным потребностям. Для Маркса главной характеристикой будущего Общества, его главной ценностью было “полное и свободное развитие каждого индивидуума”, в свою очередь являющееся условием свободного развития всех.

Коммунизм

Первоначально наибольший вклад в радикализацию марксизма, в его радикальную ревизию внес В. И. Ленин. Он взял на вооружение его наиболее агрессивные черты. Абсолютизировал учение К. Маркса о социалистической революции, придав ему волюнтаристский характер и извратив его (концепция слабого звена в цепи империализма: первоначально революция победит не в наиболее развитых капиталистических странах, как считал К. Маркс, а в цивилизационно отсталой России), о «сломе старой буржуазной государственной машины», о «диктатуре пролетариата» и государстве диктатуры пролетариата, о партии «нового типа» и др. Ленинская радикальная ревизия теории К. Маркса стала основой сталинского тоталитаризма со всеми его трагическими последствиями для советского народа и мирового коммунистического движения.

ХХ век перенес также другие версии коммунистического фундаментализма, как: китаизированный марксизм («маоизм»), троцкизм, кимирсенизм, фиделизм и т.п.

Идеологические корни современной социал-демократии

В течение более чем столетия одной из наиболее эффективных и жизнеспособных идеологий является социал-демократия. Он зародился в последней трети XIX в. внутри марксизма, но с течением времени обрел центристскую ориентацию.

Неортодоксальность и пластичность положений позволили социал-демократической идеологии трансформироваться в соответствии с происходившими в мире переменами и интегрировать многие достижения политической мысли разных направлений (в том числе марксизма и либерализма).

В настоящее время идеология социал-демократии выражает интересы широких слоев западного общества — рабочих, интеллигенции предпринимателей.

Особое место в становлении социал-демократической теории и практики занимал фабианский социализм. Это — комплекс концепций, разработанных социалистически настроенной интеллигенцией Великобритании, основавшей в январе 1884 г. Фабианское общество. Свое название оно получило от имени древнеримского полководца Фабия Максима, известного своей медлительностью и уклонением от решительных боев в войне с Ганнибалом.

Читать еще:  Скачать старый марьяж. Преферанс (марьяж)

Среди учредителей и членов Фабианского общества были драматург Бернард Шоу, писатель-фантаст Герберт Уэллс, супруги Сидней и Беатрисса Вебб. Общество приняло активное участие в создании Лейбористской партии Великобритании.

Фабианцы выступали за постепенную замену капиталистического общества социалистическим путем реформ в сфере распределения и обмена. Важнейшим инструментом этих реформ они считали государство, которое, по их мнению, должно выражать интересы беднейших слоев и активно вторгаться в экономические процессы с целью сглаживания имущественного неравенства, ликвидации или хотя бы сокращения безработицы. Подобные меры рассматривались ими как социалистические.

Прообраз будущей коллективистской организации фабианцы видели в потребительской кооперации. Во взглядах членов Фабианского общества впервые обозначились такие основные идеи муниципального социализма, как развитие социальной сферы в городах, обобществление коммунального хозяйства, расширение прав местного самоуправления.

Фабианцы выступали за изменение форм функционирования частной собственности путем создания акционерных обществ и частичной национализации. Предполагалось, что благодаря этим мерам частная собственность трансформируется в социалистическую.

Еще на рубеже XIX-XX вв. фабианцами была обоснована необходимость вмешательства государства в отношения между трудом и капиталом, регулирования уровня зарплаты, выделения кредитов фермерам. Они предлагали поставить под государственный контроль монополии, транспорт, инфраструктуру в целом.

Концепция государственного социализма

Создателем концепции государственного социализма был прусский экономист Карл Робертус (1805-1875). Он не пользовался этим термином, но уповал на «идеальное государство» как главное средство социальных преобразований. По его мнению, используя «государственные законы», следует постепенно отобрать у имущих классов собственность на землю и капитал и передать ее в руки государства. Государство должно взять на себя функцию регулирования экономики, заменить законы буржуазного общества «свободными, нравственными и жизненными законами».

Сходной позиции придерживался один из предшественников социал-демократии Фердинанд Лассаль. В отличие от К. Робертуса. который после 1848 г. не участвовал в политической жизни, Ф. Лассаль был тесно связан с немецким рабочим движением и внес реальный вклад в его организацию.

Основным элементом социально-экономических воззрений Ф. Лассаля была идея «неурезанного трудового дохода». Он полагал, что распространение при помощи государства кооперативных принципов организации производства могло бы привести к созданию ассоциаций, которые открыли бы путь к социализму. Новый общественный строй, согласно Ф. Лассалю, и должен был обеспечить «неурезанный трудовой доход».

Особое место в лассальянских планах социального переустройства отводилось «государственной помощи». Согласно его представлениям, идеальное «государство будущего» должно обеспечить расцвет человеческих качеств и прогрессивное развитие народов. Путь к такому государству виделся во введении всеобщего избирательного права, обеспечении рабочего большинства в парламенте, которое превратило бы государство в «большую ассоциацию бедных классов».

Демократический социализм

По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе и, наоборот, не может быть свободного общества без свободы отдельного индивида.

О том, насколько велика позитивная роль социал-демократии в определении приоритетов внутриполитического развития на уровне страны, наглядно можно показать на примере «скандинавской модели» социализма. Ее возникновение, как правило, связывают с приходом к власти первых социал-демократических правительств: в Дании — в 1929 г., в Швеции и Норвегии — в 1932 г. Поскольку в наиболее завершенной форме преобразования капитализма реализованы в Швеции, то «скандинавская модель» более известна под названием «шведская модель».

Характерными особенностями «шведской модели» считаются:

  • воссоздание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики;
  • обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения;
  • ликвидация бедности;
  • создание самой развитой в мире системы социального обеспечения;
  • достижение высокого уровня грамотности и культуры.

Эту модель иногда называют «функциональным социализмом» на том основании, что демократическое государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей социальной справедливости. Основу смешанной экономики в этой модели составляет органическое сочетание частнокапиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта.

Политика государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни неимущих слоев населения к уровню жизни имущих слоев населения. Государство обязано обеспечить условия для полной занятости и содержать развитую систему социального обеспечения. В идеале цель состоит в сокращении социального неравенства путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни. К этим услугам относятся:

  • система семейных пособий на детей;
  • бесплатное школьное образование;
  • обеспечение в старости;
  • пособие по безработице;
  • обеспечение жильем и т. д.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector