✅ Как понять в каком направлении дует ветер. Направление ветра это откуда или куда дует ветер? Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого — dnp-zem.ru

Куда дует ветер, как определить его направление

  • 6 Ноября, 2018
  • Советы туристу
  • Иван Лапаев

Ветер — это замещение одних воздушных масс другими. Теплый воздух, находящийся у земли, вследствие своей легкости поднимается вверх, т. к. его вымещают холодные воздушные массы, которые тяжелее. Потом холодный воздух нагревается, а теплый охлаждается, и происходит процесс замещения. Но при этом существуют различные виды ветров.

Два главных вида ветров — это пассаты и муссоны. Отличаются они тем, что пассаты — это постоянные ветра. Они образуются на экваторе, где давление высокое, и устремляются к полюсам, где давление низкое. Но из-за того, что Земля вращается, дуют они в южном направлении. Более всего пассатам подвержена Южная Америка, Австралия и т. д.

Муссоны же ветры переменчивые. Летом, когда тепло, земля прогревается гораздо быстрее океана, поэтому над ней воздух теплее. Над океаном высокое давление, над землей низкое, из-за этого ветер, идущий на сушу, приносит много влаги. Зимой все наоборот, потому что земля остывает быстрее океана. Ветер, приходящий на материк, сухой и прохладный.

Бриз — это легкий ветер, образующийся у водоемов. Он зависит от температуры, поэтому может часто менять свое направление. Но в основном днем он дует от воды к суше, а ночью — наоборот.

Фен и бора — немного похожие ветра. Они сильные и дуют с гор на побережье, к водоемам. Но бора — это холодный порывистый ветер, который из-за разницы своей температуры и температуры воды усиливается. Фен — это теплый ветерок, который заставляет таять снег и испарятся воду.

Торнадо — очень опасный ветер. Из-за огромной разницы в атмосферном давлении образуется воронка, которая достигает такой мощи, что может поднимать в воздух различные тяжелые предметы, например машины, ломать строения. Он движется очень быстро и может достигать огромных размеров.

Суховей — это ветер, который приносит засуху. Он очень теплый и сухой, поэтому испаряет всю влагу, высушивает землю и растения. В пустынях, на степях и равнинах дует именно такой ветер.

Зефир, напротив, очень мягкий и легкий ветерок. Он дует на территории Средиземноморья, и в древности жители назвали его в честь бога Зефира. Этот ветер может быть теплым, а может принести много влаги и дожди.

Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого. Для измерения направления ветра используются разнообразные инструменты, подобные ветроуказателю и флюгеру. Оба этих инструмента работают, двигаясь при малейшем дуновении ветра. Таким же образом флюгер показывает преимущественное направление ветра — его хвостовая часть направлена в сторону, в которую дует ветер. Также определить направление ветра можно смоченным слюной пальцем — дующий ветер вызовет ощущение холодка с той стороны, откуда движется воздух.

Ветер, как движение, характеризуются вполне конкретными параметрами: направлением, силой и скоростью.

  • Направление ветра, означающее, куда ветер дует, называется аэронавигационным. Это логичное, но не единственное измерение направления ветра.
  • Метеорологическое направление ветра показывает, откуда дует ветер.

Метеорологическое и аэронавигационное направление ветра отличаются друг от друга с точностью до наоборот. Можно только представить себе, какими последствиями чревата путаница между ними! Нас же интересует второй пункт — метеорологическое направление ветра.

Существует четыре основных направления ветров:

  1. Южный ветер — дует с юга на север;
  2. Северный ветер — дует с севера на юг;
  3. Западный ветер — дует с запада на восток;
  4. Восточный ветер — дует с востока на запад.

Также выделяют промежуточные направления, например Северо-Западный ветер или Юго-Западный ветер.

Также можно запомнить одно мнемоническое морское правило:

«Ветер дует в компас, течение идет из компаса»

Если написано (сказано) — ветер северный, значит, он дует с севера. А если написано (сказано) — течение южное, значит, оно идет на юг.

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Ветер»

Воздух на Земле находится в постоянном движении. Об этом мы можем судить благодаря ветру.

Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха. Возникает он из-за разности атмосферного давления.Как же образуются ветры?Жарким летним днем, находясь вблизи озера или моря, мы можем чувствовать легкое дуновение ветра. Происходит это потому, что атмосферное давление над поверхностью суши днём ниже, чем над поверхностью водоёма. Это объясняется тем, что, суша и вода нагреваются неодинаково.Так, на нагревание 1см 2 воды необходимо в 3 раза больше тепла, чем для такого же количества песка. Днём суша прогревается намного быстрее, чем поверхность воды. Из-за этого тёплый воздух над её поверхностью поднимается вверх и над сушей создается низкое давление. В то же время над поверхностью водоёма воздух прохладнее, чем над сушей, и там создаётся область высокого давления.Воздух из области высокого давления всегда перемещается в область низкого давления. Так образуется ветер. Ночью, когда, суша остывает быстрее, чем поверхность водоёма, атмосферное давление над её поверхностью повышается. Воздух же над водой теплее, чем над сушей, поэтому атмосферное давление здесь ниже. Поэтому воздух начинает перемещаться с суши на поверхность водоёма.Таким образом, образуется бриз – ветер, меняющий свое направление два раза в сутки. Днём он дует с моря на сушу, а ночьюс суши на море.Знание этой закономерности помогало в прошлые века рыбакам выходить в море: ночью они уплывали, так как дул ночной бриз, а утром возвращались, потому что дул дневной бриз.Кроме бризов, на земной поверхности встречаются муссоны. Муссоны – это ветры, которые меняют свое направление дважды в год: летом они дуют с моря на сушу, а зимой – с суши на море. Образуются они у южных восточных берегов Евразии, а на территории России они дуют на Дальнем Востоке.Летом, когда поверхность суши прогревается, атмосферное давление понижается, и влажный воздух начинает поступать с берегов моря на сушу, принося осадки и прохладу.Зимой же, поверхность океана теплее поверхности суши, поэтому здесь создается область низкого давления, а над сушей – область высокого давления. Ветер начинает дуть с суши на море. Поэтому зимы на тех территориях, которые подвергаются воздействию муссонов, очень холодные и сухие.В прошлом арабы, жившие на Аравийском полуострове, плавали в Индию, используя силу и направление муссонов. Летом они под парусами плыли в Индию, используя попутный ветер, а зимой возвращались обратно, когда ветер менял своё направление.В тропических широтах в Северном и Южном полушариях дуют пассаты. Пассаты – это постоянные ветры, дующие с 30-х широт обоих полушарий Земли в сторону экватора. В северном полушарии они дуют с северо-востока, а в южномс юго-востока. Именно пассаты помогали в средневековые времена мореплавателям из Старого света открывать новые земли.

Читать еще:  Саппорты в Dota. Учимся играть

Однако, очень часто встречаются ветры, которые господствуют только над определённой территорией, их называют местными ветрами.

Среди них выделяют ветер бора – сильный порывистый ветер, дующий с гор. Это очень опасный ветер, который приносит сильное похолодание, поднимает высокие волны, а брызги воды могут даже намерзать на корпусе кораблей, покрывая наветренную сторону судна слоем льда в 4 метра.

Самум – это горячий ветер, который наблюдается в пустынях северной части Африки и на Аравийском полуострове. Температура воздуха при этом ветре может достигать до +50 0 С.

Встречается и местный ветер с очень вкусным названием – зефир. Он наблюдается в восточной части Средиземноморья, приносит с собой дожди и бури.

Ветер характеризуется силой и направлением. Силу ветра измеряют в метрах в секунду (м/с). Она зависит от величины разности атмосферного давления: чем больше разность давления, тем сильнее ветер.

Проанализируем две схемы, на которых отражены величины атмосферного давления в точках А и Б. На первой схеме разница между атмосферным давлением суши и воды составляет 5 мм ртутного столба, а на второй схеме – 10 мм ртутного столба. Значит, сила ветра будет больше на второй схеме.

Для измерения силы ветра используют специальный прибор – анемометр.

Для того, чтобы визуально можно было определить силу ветра, была разработана 12 бальная шкала Бофорта. В ней в баллах дана оценка силы и скорости ветра по его действию на наземные предметы или по волнению на море.

Так, 0 баллов на шкале соответствует полному безветрию – штилю. Ветер в 5 баллов наблюдается, когда качаются тонкие стволы деревьев, а на воде появляются волны с гребнями. Самый сильный и разрушительный ветер в 12 баллов – ураган. Он разрушает дома и переносит на большие расстояния тяжёлые предметы.

Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с севера на юг, то такой ветер называют северным. Если же ветер дует с запада на восток, то такой ветер называют западным.

Для того, чтобы определить направление ветра, используют прибор – флюгер. Его устанавливают на крышах домов или на очень высоком штативе на метеорологических станциях. Благодаря тому, что его ось свободно вращается, он устанавливается по направлению ветра.

Определить, ветры какого направления в данной местности дуют чаще всего, то есть являются господствующими ветрами, можно при помощи розы ветров – графика, показывающего повторяемость направлений ветра в данном пункте за определенный промежуток времени. Основой для построения розы ветров служат линии направлений горизонта. Для того, чтобы построить этот график, нужно на каждой линии отложить отрезки, которые будут обозначать количество дней с ветрами данного направления. Обычно за один отрезок принимают 2 дня. Все отрезки линий соединяют между собой. В центре графика в кружочке помещают количество дней со штилем.

Читать еще:  Гамак в интерьер дома

Проанализируем розу ветров в Москве за январь. Видно, что наибольшее количество дней в январе дули ветры юго-западного направления. Наименьшее количество дней было с ветрами северного и восточного направлений. Штилей в январе не было.

Ветер играет значительную роль в жизни планеты и человека. Он очень долгое время оказывал влияние на развитие человеческой цивилизации. С его помощью человек открывал новые территории, так как парусные суда плавали под действием силы ветра. Человек смог подняться высоко над землёй при помощи воздушных шаров и летательных аппаратов.

Наши предки для получения муки перемалывали зерно с помощью ветряных мельниц. А в настоящее время сила ветра используется человеком для получения электроэнергии от ветряных электростанций.

Без ветра на поверхность Земли не выпадали бы осадки, потому что не было бы переноса влажного воздуха с поверхности моря на сушу. А еще ветер уносит загрязнённый воздух с городов, поэтому в ветряной день жителям городов дышится намного легче.

Подведём итоги.

Ветер – горизонтальное перемещение воздуха. Возникает он благодаря разнице атмосферного давления на земной поверхности: он всегда дует с области высокого давления в область низкого давления.

Ветер, который дважды в сутки меняет свое направление, называется бризом.

Ветер, который меняет своё направление дважды в год, называют муссоном.

Ветер характеризуется силой и направлением. Силу ветра определяют анемометром, а направление – флюгером.

Для определения господствующих ветров в данном пункте строят график – розу ветров. Он показывает повторяемость направлений ветра в данном пункте за определённый промежуток времени.

Ветер играет большую роль в жизни планеты и человека: он приносит осадки, а его сила используется для выработки электроэнергии.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Вопросы к классу: Что это?

Фырчит, рычит,
ветки ломает, пыль поднимает,
тебя с ног сбивает,
слышишь его, да не видишь его.
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он – то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это..

Тема нашего урока, как вы правильно угадали «Ветер»

Деятельность учителя: Объявляет цели и задачи урока, организует творческую деятельность учащихся.

Деятельность учащихся: Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока. Разгадывают загадки.

II. Изучение новой темы

1. «Шутки ветра»

Сообщение учащегося «Шутки ветра» (опережающее задание). Приложение 1. Презентация.

2. Что такое ветер?

Учитель: Так что же такое ветер, как он образуется, от чего зависит его сила и скорость, почему иногда он ласковый и приятный, а иногда опасный, почему он, может менять свое направление несколько раз в сутки. Это мы узнаем по ходу нашего урока.

Что такое ветер? (слайд №)

Учащиеся формулируют определение «Ветер», затем записывают правильное в тетрадь

Ветер- это движение воздуха в атмосфере, почти параллельное земной поверхности.

3. Причины образования ветра.

Учитель вместе с учащимися проделывает опыт, показывающий движение воздуха и демонстрирующий причины заставляющие воздух двигаться.

Опыт

  1. Вырезали бумажную спираль.
  2. Поместили её на острие спицы.
  3. Под спиралью поставили лампу, через некоторое время лампу включили.
  4. Через некоторое время лампу потушили.

В ходе опыта учащиеся должны записать в тетрадь:

  1. Что наблюдали;
  2. Как можно объяснить то, что вы увидели.

Учащиеся наблюдали:

  1. После того как лампу включили, бумажная спираль стала вращаться. Как только лампа потухла, и воздух остыл, спираль перестала вращаться.

Это можно объяснить тем что нагретый лампой воздух поднимается вверх, он более легкий, а его место занимает холодный более плотный и тяжелый, образуется поток воздуха , который вращает бумажную спираль.

Учитель. Рассмотрим как происходит образование ветра на поверхности Земли.

Возникает ветер вследствие неравномерного горизонтального распределения давления, которое, в свою очередь, обусловлено неравенством температур в атмосфере. Под действием перепада давления воздух испытывает ускорение, направленное от высокого давления к низкому.

Приведем простой пример.

В точке А давление 760 мм.
В точке Б давление 758 мм.

Из области высокого давления в область низкого давления будет перемещается воздух, то есть образуется ветер, который дует из точки А в точку Б.

Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

Разница атмосферного давления между данными точками составляет 2 мм – ветер тихий.

Читать еще:  Оружие спецназа. Гранатометы россии Прицельная дальность стрельбы агс 17

Разница атмосферного давления между этими точками составляет 29 мм – ветер между этими точками гораздо сильнее предыдущего. Сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении в различных точках земной поверхности.

Задание учащимся

1. Покажите стрелками направление ветра:

А) 760 мм 750 мм
Б) 756 мм 765 мм
В) 780 мм 740 мм
Г) 768 мм 759 мм

2. В каком случае ветер будет сильнее, если атмосферное давление распределено так:

А) 758 мм 759 мм
Б) 759 мм 757 мм

3. Покажите стрелками направление ветра между пунктами А и Б, длинной стреки отразите разницу в атмосферном давлении (силу ветра), масштаб в 1 см – 1 мм рт. ст.

Давление в точке А Давление в точке Б
760 мм
757 мм
763 мм
741 мм
765 мм
755 мм
759 мм
744 мм

4. Виды ветров.

Бриз – ветер меняющий свое направление два раза в сутки, днем он дует с моря на сушу, а ночью – с суши на море.

Муссоны – это ветры меняющие свое направление два раза в год, летом муссон дует с моря на сушу, а зимой с суши на море.

Задание учащимся

Задание1 Внимательно рассмотрите рисунок. Определите, на каком из рисунков дневное время суток, а где ночное. Синими стрелочками покажите, как будет двигаться ночной бриз, красными стрелочками покажите направление дневного бриза


Рисунок 1.


Рисунок 2
.

Задание 2. На побережье Охотского моря в зимний день атмосферное давление было 770 мм, а над мо­рем 768 мм. В каком направлении будет дуть ветер? Объясните свой ответ.

Задание 3. На побережье Японского моря атмосферное давление было 767 мм, а над морем 769 мм. В каком направлении будет дуть ветер? Как он называется? Объясни свой ответ.

Задание 4. Восстановите цепочку причинно – следственных связей, объясняющих образование ветра: А) образование ветра; Б) разница в нагревании моря и суши; В) разница в давлении.

5. Направление ветра.

Ветер может дуть с разных сторон. Его называют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, если ветер дует с юга, то он называется южным, если с юго- востока то юго – восточным и т.д.

Направление ветра определяется флюгером, вымпелом, ветровым конусом и т.п. и указывается азимутом точки, откуда дует ветер. Более часто направление ветра определяется флюгером. Обшей для флюгеров особенностью является, то что они свободно вращаются на оси и устанавливаются по направлению ветра. Направление ветра выражается либо в градусах, либо в румбах по 16-румбовой системе

Задание учащимся

Задание 1. Найдите соответствие

6. Скорость ветра.

В свободной атмосфере скорость и направление ветра измеряются с помощью наблюдений за свободно летящими шарами-пилотами. Скорость и направление ветра всегда в большей или меньшей степени колеблются. Эти колебания называются порывистостью ветра.

Задание учащимся. Используй приложение 3

В таблице дневников наблюдения есть данные силы (скорости) ветра города Новосибирска за январь 2008, сравните таблицу наблюдений и таблицу Бофорта, определите какие ветры (названия по Бофорту и их количество) были в январе месяце 2008 года в городе Новосибирске.

7. Роза ветров

График, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров Роза ветров – диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, равны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

Задание учащимся Используй приложение 3

Задание 1.Используя данные дневников наблюдения постройте розу ветров города Новосибирска за январь месяц, 2008 года.

План построения розы ветров

  1. Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.
  2. Принять условно, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.
  3. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.
  4. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
  5. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра.


Роза ветров Новосибирской области и города Новосибирска за январь 2008 года

Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада 11 дней, 6 дней – с юга, 4 дня – с юго-востока и 4 дня – с востока, 2 дня – были ветры северо-восточные, и 2 дня, западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо-запада. Это состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца нашей Новосибирской области.

8. Значение ветра.

Задание учащимся

Используя текст учебника (параграф 39 «Ветер», пункт 4. «Значение ветра», стр 119) выпишите в тетрадь какое значение играет ветер в природе и в жизни человека.