✅ Комитет госдумы по энергетике. Комитет Государственной Думы по энергетике проводит «круглый стол» на тему: «Модернизация объектов электрогенерации: источники финансирования — dnp-zem.ru

Проект рекомендаций круглого стола Комитета Госдумы по энергетике

13 июля 2020 года в Комитете Государственной Думы по энергетике прошел круглый стол «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Российской Федерации: практика реализации и перспективные направления развития федерального законодательства».

Мероприятие собрало представителей федеральных и региональных органов власти, представителей энергетических компаний, отраслевых общественных организаций и объединений. Было отмечено, что энергетическая эффективность экономики в целом и по основным ее секторам, а также реализация комплекса мер по повышению такой энергетической эффективности относятся к числу важнейших государственных приоритетов Российской Федерации.

В комплекс ключевых мер, обеспечивающих решение задачи развития энергосбережения и повышения энергоэффективности, входят:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, включая введение запрета на производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов;
  • налоговое и неналоговое стимулирование использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий, включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров наилучших доступных технологий в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования;
  • использование средств бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, средств институтов развития, организация льготного заемного финансирования проектов в области энергоэффективности и энергосбережения (включая компенсацию процентной ставки по соответствующим кредитам);
  • совершенствование нормативно-правовой базы рынка энергосервисных услуг;
  • обновление существующих и внедрение новых систем энергоменеджмента в соответствии с требованиями стандарта ISO 50001:2018;
  • обмен опытом и распространение лучших практик энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса.

Один из ключевых тезисов – экологическая составляющая повышения энергоэффективности. Значимым ее драйвером являются обязательства РФ в соответствии с Парижским соглашением. С другой стороны, следствием политики энергосбережения станет сдерживание роста эмиссии парниковых газов и сокращение организациями топливно-энергетического комплекса вредных выбросов в окружающую среду.

Читать еще:  Сколько в мире икона избавительница от бед. Акафист и молитва иконе «Избавление от бед страждущих»

К заседанию круглого стола был подготовлен проект рекомендаций. Призываем коллег ознакомиться с ними и оперативно подать свои предложения.

Новости

Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный отметил, что ускорение энергетического перехода и опережающее развитие ВИЭ в мире уже ни у кого не вызывает сомнений.

Если сегодня доля ВИЭ в мировом энергобалансе без учета атомной энергии составляет порядка 12%, то к 2040 она вырастет в полтора-два раза.

«Сегодня себестоимость производства электроэнергии на ВИЭ практически сравнялась с себестоимостью традиционной энергетики, поэтому страны, импортирующие энергию, стремятся к скорейшему переходу на собственную возобновляемую генерацию. Темпы энергоперехода будут расти и в связи с необходимостью достижения целей Парижского соглашения по климату», – подчеркнул он.

Несмотря на высокую обеспеченность традиционными энергоресурсами и в целом низкоуглеродный топливно-энергетический баланс со значительной долей гидро- и атомной энергетики, Россия не должна оставаться в стороне от развития ВИЭ. Сегодня потенциал в этой сфере оценивается Минэнерго в 4 ГВТ, IRENA – в 11 ГВТ. Развитие ВИЭ на ветре, солнце, энергии приливов играет ключевую роль в энергообеспечении изолированных энергорайонов нашей страны – территорий, не присоединенных к Единой энергетической системе, на которых электроэнергию поставляют децентрализованные источники. На менее актуально оно с целью последующего экспорта технологий в третьи страны.

Созданная в России с нуля при активной поддержке государства отрасль ВИЭ благодаря масштабным инвестициям – более 650 млрд. руб. – формирует в национальной экономике существенные мультипликативные эффекты. К 2025 году будет введено в эксплуатацию 5,9 ГВт возобновляемой генерации, инвестиции в строительство генерации и создание промышленного кластера обеспечат прирост ВВП с эффективным мультипликатором инвестиций в отрасль ВИЭ, превышающим 2,2. Сегодня средняя цена на возобновляемую энергию уже значительно снизилась по сравнению с начальным периодом (2015 год) становления отрасли и составляет менее 20 руб. за 1 кВт∙ч.

Читать еще:  Самое высокое дерево. Самые высокие деревья в мире Самое высокое дерево в мире: секвойя

На данный момент программы поддержки ВИЭ ограничиваются 2024 годом, поэтому принципиально важно как можно скорее принять следующую итерацию, с горизонтом планирования 2035 г.

В дискуссии приняли участие заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Андрей Максимов,член Правления – заместитель председателя правления Ассоциации «НП Совет рынка» Олега Баркин, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетике Алексей Жихарев, ведущий менеджер АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Максим Губанов, представители крупнейших энергетических компаний, субъектов Федерации, развивающих возобновляемую энергетику, депутаты Государственной Думы.

По итогам дискуссии будут приняты рекомендации в адрес органов исполнительной власти. В том числе, комитет будет рекомендовать Правительству РФ:

рассмотреть возможность предоставления инвесторам, осуществляющим строительство генерирующих объектов на ВИЭ, связанной с пандемией коронавируса нештрафуемой отсрочки ввода объекта до 9 месяцев со смещением срока начала и окончания поставки мощности по ДПМ ВИЭ на период заявленной отсрочки, но не более 3 месяцев от первоначальной даты окончания поставки мощности по ДПМ ВИЭ;

рассмотреть возможность расширения государственной программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики путем включения затрат федерального бюджета на софинансирование проектов распределенной генерации;

разработать пакет мер по стимулированию привлечения бюджетных источников финансирования в сфере альтернативной энергетики, включая поддержку выпусков зеленых облигаций и облигаций устойчивого развития.

рассмотреть возможность создания гарантийного фонда или другого механизма, гарантирующего возврат инвестиций в проекты ВИЭ в изолированных и труднодоступных территориях.

Субъектам Российской Федерации комитет рекомендует разработать нормативные правовые акты в целях конкретизации принципов проведения конкурсных отборов для включения генерирующих объектов ВИЭ в схемы и программы развития субъекта Российской Федерации и обеспечения инвестору гарантий оплаты электроэнергии по тарифу в обмен на взятые обязательства по строительству генерации на ВИЭ.

Читать еще:  О весёлом сердце. Призыв к подвигу

Также в рекомендации круглого стола будут включены прозвучавшие на нем предложения по совершенствованию законодательства в интересах развития ВИЭ и продолжения программ поддержки развития ВИЭ до 2035 года.