Содержание
Мажоритарная и пропорциональная избирательная система — в чем разница
Выборы — это избрание должностных лиц и депутатов в представительные органы власти при помощи голосования.
Выборы — основной демократический механизм формирования власти. Это важнейшее средство обновления властных структур, которое придает им легитимность и выявляет реальные потребности народа.
Организация выборов в стране зависит от избирательной системы. Существует три основных вида избирательных систем — мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Мажоритарная и пропорциональная система простыми словами
При мажоритарной системе победа в избирательном округе достается кандидату, набравшему большинство голосов. Например, в своем округе Иванов набирает больше голосов, чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.
При пропорциональной системе места в парламенте делятся между партиями в соответствии с процентом голосов, который они набрали на выборах. Например, партия А набирает 20% голосов, а партия Б — 10%. В результате партия А получает вдвое больше мест в парламенте, чем партия Б.
При смешанной системе часть депутатов избирается по партийным спискам, часть — по округам.
Система, по которой происходят выборы депутатов в советы разных уровней, — это не «святая догма», а лишь один из способов выбрать самых достойных людей для защиты интересов общества определенной территории. В процессе проведения первых избирательных процессов были разработаны критерии, по которым избирательные системы отличаются друг от друга. Итак:
- в разных системах предусмотрена возможность разного количества победителей;
- по-разному формируются избирательные округа;
- отличается процесс формирования списка кандидатов в депутаты.
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устроены по такому принципу, что могут использоваться паралельно. Во многих странах именно так и проходят выборы.
Ситуация в РФ
В России система состоит сразу из нескольких типов. Она описывается несколькими федеральными законами, связанных с выборами президента, депутатов Государственной думы, гарантиями избирательных и конституционных прав граждан, принципами организации законодательных и исполнительных органов власти. До 2002 года использовалась разновидность мажоритарной модели, структурные компоненты которой невозможно было характеризовать абсолютным или относительным подтипом. Кандидат должен был получить большинство голосов, но не менее 25% избирателей, внесенных в списки или принимавших участие в процедуре.
Но затем система изменилась, и принципы стали едиными. Существуют отличия только при выборах должностных лиц или представительных органов. Если голосование идет за мэра, губернатора или президента, можно применять только модель абсолютного большинства. В случаях, когда ни один из кандидатов не набрал достаточное количество голосов, должен создаваться второй тур для двух лидеров. Предполагается, что один из них все-таки сможет выиграть.
Может отличаться процедура выборов в представительные органы. В этом случае используется смешанная система. А до 2011 года власти применяли пропорциональную типологию. С 2016 одна часть депутатов выбирается по одномандатным округам в сравнении со второй, за которую голосуют по единому избирательному с барьером в 5%. Современная избирательная система РФ не применяет гибридную избирательную модель и мажоритарную квалифицированного большинства. Становление разных типов избирательных систем началось еще в древних государствах. На их изменения влияло развитие общества — уровень образования, традиции и культура населения. Даже простой народ стремился получить доступ к власти, из-за различия в интересах формировались разные партии и модели голосования.