✅ Своеобразие и художественные особенности творчества фета. Любовь, природа и искусство, как основные мотивы поэзии фета — dnp-zem.ru

Особенности поэзии А.А.Фета Выполнила ученица 10 класса МБОУ СОШ №8 Карлаш Римма. Учитель: Сергеенко Л.В.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ А.А.ФЕТА 1. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта 2.В поэзии Фета отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства. 3. Природа в творчестве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов. 4.Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь 5.Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной художественный прием – психологический параллелизм. Главный мотив и идея творчества Фета — красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться».

ИМПРЕССИОНИЗМ В ЛИРИКЕ А.ФЕТА Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression , что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета. Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник… Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали, Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души человека: (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта Поэт широко использует олицетворение: Цветы глядят с тоской Влюбленной Безгрешно чисты, как весна… Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями.

Основные черты импрессионизма в поэзии Фета Преклонение перед чистой красотой Нарочитая красивость Частое употребление эпитетов: Волшебный, Нежный, Сладостный, Чудный Интерес не к предметам, а к впечатлениям Ярким примером является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» Три строфы о любовном свидании. Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка: написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам находит нужный цвет. Примерно то же при чтении стихотворения Фета. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря.

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря. Во втором четверостишии – описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной. В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма: картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных: И лобзания, и слезы, И заря, заря… Многоточие не заканчивает ночь любви.

В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания. Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения.

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА 1 . Реальный мир в конкретных деталях. 2. Многомерность (использование слова в необычных позициях и новых смыслах) 3. Передача особого состояния человека. 4. Музыкальность. Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже.

«СИЯЛА НОЧЬ. ЛУНОЙ БЫЛ ПОЛОН САД…»(МАРИИ ЛАЗИЧ. 1877) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства. Радость восприятия бытия. Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

Опять осенний блеск денницы… Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем. И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть. И в ночь краснеет лист кленовый, Что, ночь любя, не в силах жить.

Читать еще:  Пять шагов от остеохондроза. Гимнастика для шейного отдела позвоночника

«Какая ночь! Как воздух чист. » Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

Поэт действительно слагал восторженные гимны личности… Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя… Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий; Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед берёзой, любуется беспредельными просторами, вслушивается в тишину…

В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создаёт целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье – чувство единства с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт. Цветение сердца – символ духовного соединения с природой. Характерное состояние героя Фета – это состояние эстетической восторженности: Как нежно содрогнулась грудь Над этой тенью золотой! Как к этим призракам прильнуть Хочу мгновенною душой!

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы». Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша, Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

СТИХИ О ЛЮБВИ Почти все стихи о любви А. А. Фета написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание, оставшееся в прошлом: Где ты? Ужель, ошеломлённый, Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделённый, Стучусь у сердца твоего? Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена» Пойми хоть раз тоскливое признанье, Хоть раз услышь души молящей стон! Я пред тобой, прекрасное созданье, Безвестных сил дыханьем окрылён. Я образ твой ловлю перед разлукой, Я полон им, и млею, и дрожу, И, без тебя томясь предсмертной мукой, Своей тоской, как счастьем, дорожу. Её пою, во прах упасть готовой. Ты предо мной стоишь как божество – И я блажен; и в каждой муке новой Твоей красы предвижу торжество…

22 мая 1891 года Софья Толстая писала в своём дневнике: « Был Фет с женой, Марией Боткиной, читал стихи, — всё любовь и любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Пусть несвоевременно…но всё же хорошо и невинно»

Я ПРИШЕЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ… Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь ,– но только песня зреет.

А. Фет как-то написал: » Поэзия требует новизны , под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». Тема стихотворения — любовь. Необычно уже самое начало стихотворения: Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что. Фраза по законам грамматики построена неправильно. Сам автор шутливо, но не без гордости называл свои стихи стихами «в растрепанном роде». Вот еще несколько примеров: «Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?», «Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!». Неточные слова, неряшливые, «растрепанные» выражения в стихах Фета создают неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не задумывался над словами, они сами к нему пришли. Пересказать стихотворение прозой нельзя, но мы можем найти опорные слова, передающие настроение. (привет, солнце, свет, трепет листьев) Радость, счастье, любовь — это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии. Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота — нераздельны. О последних строках стихотворения: . не знаю сам, что буду петь, но только песня зреет, Л. Н. Толстой сказал: «. этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, — а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы».

В конце жизни Фет написал такие строки: Сад весь в цвету, Вечер в огне. Так освежительно-радостно мне? Вот я стою. Вот я иду. Словно таинственно речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты — благодатная тайна моя. Его тайна — это поэзия. Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами — вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия — певец любви и природы. Мир Фета-это особый мир. Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.

Читать еще:  Сергей кутовой история жизни. Как реально похудеть: невероятная история Сергея Кутового

Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…» ВЫВОД: особенности лирики Фета: интуитивность, метафоричность главное – воспевать красоту мира, природы, любви цель поэзии – сама поэзия безглагольность импрессионистичность двоемирие жизнерадостность

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Тематика лирики Фета, её психологизм. Природа в лирике Фета»

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о поэзии Афанасия Афанасьевича Фета.

– Рассмотрим, какой предстаёт природа в лирике Фета.

– Узнаем, каким видел Фет предназначение поэта и поэзии.

Критик Николай Страхов однажды написал: «Не всякому времени дается чувство поэзии. Фет точно чужой среди нас и очень хорошо чувствует, что служит покинутому толпою божеству».

Что критик называет «покинутым толпою божеством»? Искусство. Середина XIX века была временем расцвета политических движений, гражданских манифестов и борьбы. Тон в литературе задавали писатели и критики «реального направления». Литераторы, которые считали, что искусство должно служить интересам общества и реагировать на все общественные процессы. Сторонников «чистого искусства», которые ратовали за самоценность искусства и его независимость от политики, жестоко осмеивали.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!», – провозгласил Николай Алексеевич Некрасов. Поэзия действительно стала покинутым божеством, когда искусство подчинили гражданским идеям. И Афанасий Фет, служитель чистого искусства, действительно был чужим.

В предисловии к третьему выпуску сборника «Вечерние огни» Фет честно признавался, что всю жизнь искал в поэзии «единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Поэтому в лирике Фета нет ни праведного гнева, ни острой гражданской сатиры, ни плача о судьбе униженных и оскорблённых.

Фет не просто разделял реальную жизнь и искусство, он противопоставлял поэзию и быт. Согласно взглядам поэта, стихи дают человеку возможность вырваться из-под гнёта жизненных бед, преодолеть страдания и «вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». Искусство даёт человеческой душе очищение, истинную свободу, соприкосновение с божественной сутью мира и счастье.

Пленительные сны лелея наяву,

Своей божественною властью

Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

В лирике Фета можно выделить три главные темы. Это тема любви, тема творчества и тема природы. Все эти темы не отделены друг от друга, а напротив, взаимосвязаны и формируют единое художественное пространство. Главным элементом, который объединяет все темы и образы фетовской лирики, является красота.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

– писал поэт в одном из стихотворений.

Фет стремился передать красоту мира, красоту мгновения, ощущения, чувства. Его лирика полна восторга и счастья, в ней звучит радость любви и наслаждение природой. Стихи поэта очень эмоциональны. Зачастую стихотворение начинается с восклицания.

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Или в другом стихотворении:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли.

Эмоциональность проявляется не только в обилии восклицаний, но и в некоторой бессвязности стиха. Ярким примером можно назвать знаменитое стихотворение Фета «Шёпот, робкое дыханье», которое стало предметом искренних восторгов и одновременно мишенью для многочисленных пародий.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря.

В этом стихотворении мы видим не статичную картину природы, а движение от ночи к утру. При этом поэт не использует ни одного глагола. Динамика передаётся перечислением образов. Восхищение красотой природы в стихотворении сливается с восторгом любви, переполняющим лирического героя. В основе стихотворения лежит принцип психологического параллелизма. Состояние души человека соотносится с состоянием природы.

Стихи Фета, состоящие из ярких образов, сравнивают с картинами импрессионистов. Эти картины создаются при помощи ярких крупных мазков кисти. Художники-импрессионисты стремились не запечатлеть действительность, а вызвать у зрителя определённое впечатление, навеянное моментом. Точно таких же целей в поэзии придерживался Афанасий Фет. Поэт заявлял, что «для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чём его и признак, и венец!

Критики реального направления обвиняли Фета в бессодержательности и безыдейности лирики. «Без «безумства и чепухи» я поэзии не признаю. Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор», – твёрдо возражал им поэт. Фет не рассказывает логической истории и не взывает к разуму читателя. Он создаёт поэтическую картину, чтобы вызвать эмоциональный отклик в душе читателя.

В стихах Фета множество метафор, его поэзия – это поэзия образов. Синтаксис фетовских стихов тоже можно назвать странным для своего времени. Восклицания, всевозможные виды инверсий, синтаксический параллелизм, отказ от глаголов и пропуск слов – всё это яркие черты лирики Фета.

Необыкновенная музыкальность и напевность фетовских стихотворений создаётся при помощи звукописи, аллитерации и ассонанса. Новаторскими были и сочетание разных стихотворных размеров в одной строфе, и формы строфики с разной длиной стиха. Например:

Читать еще:  Как сделать водяную ракету из пластиковой бутылки. Водяная ракета из пластиковой бутылки с парашютом Воздушно водяная ракета

Лесом мы шли по тропинке единственной

В поздний и сумрачный час.

Я посмотрел: запад с дрожью таинственной

Завораживающая напевность лирики Фета сделала поэта одним из самых популярных авторов романсов XIX века. Даже явный недоброжелатель Фета Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин признавал, что его романсы распевает вся страна.

В лирике Фета множество сложных музыкальных ассоциаций. А эпитеты схватывают не только прямые, но и косвенные признаки предметов.

Критик А. Дружинин писал: «Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующие сердце, как изящная музыкальная симфония».

А великий русский композитор П. И. Чайковский говорил, что дарование Фета ближе к таланту Бетховена, чем к таланту Пушкина, Байрона или Гёте. По мнению Чайковского, А. Фет – это «поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

О стремлении соединить музыку и поэзию пишет в своих стихах и сам поэт.

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами

Звуком на душу навей.

Афанасий Фет в стихах искал не последовательной, синтаксически расчленённой речи, а «музыкального каскада», способного передать всё богатство красок переживаний и движений человеческой души. В умении запечатлеть тончайшие оттенки эмоций и пограничные состояния души заключается психологизм лирики Фета.

В любовной лирике Фета отсутствует индивидуализированный образ любимой женщины, хотя практически все стихи о любви посвящены Марии Лазич. Поэт постоянно обращается к погибшей возлюбленной. Фет обожествляет её, превращая в музу или ангела, который смотрит на него с небес:

Как гений ты, нежданный, стройный,

С небес слетела мне светла,

Смирила ум мой беспокойный,

На лик свой очи привлекла.

Часть любовной лирики Фета обращена в прошлое, наполнена упоением и восторгом. Поэт будто вновь переживает возвращение юности, восторги влюблённости и робких свиданий.

Есть у поэта и горькие стихотворения, проникнутые тоской и болью разлуки. Например, стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю. », в котором поэт призывает смерть, чтобы воссоединиться с возлюбленной за гранью земного мира.

Любовь приходит к поэту в образах природы: в пении птиц, шелесте листвы, бликах на водной глади. Зачастую пейзажная лирика становится гармоничной, неотделимой частью любовной поэзии Фета.

Но в отличие от образа возлюбленной, образ природы у Фета предельно конкретизирован. Поэт рисует мир таким, каким видит его. Например, за образами многих птиц и животных в традиции русской поэзии закреплены определённые символы. Так орёл олицетворяет гордость, лебедь – верность, соловей – любовь и так далее. Фет этим символизмом не ограничивает себя. В пейзажной лирике Фета жужжат жуки и пчёлы, поёт комар, скрипит коростель, летят вполне привычные и даже прозаические стрижи и кулики. Важна каждая травинка, каждое насекомое, каждый запах и звук для воссоздания гармоничной картины мира.

При всём этом, пейзажи в лирике Фета воздушны, невесомы и зыбки. В них много движения, переходных состояний. Фет настоящий певец ночи, неба и звёзд. Лейтмотивами поэзии стали тема неба и полёта. Фет называл свою поэзию «ласточкой с молниевидным крылом».

Психологический параллелизм – излюбленный поэтический приём Афанасия Фета. Чувства человека не просто соотносятся с движениями природного мира и являются его отражением. Человек в стихах Фета сливается с природой, растворяется в ней, становясь неотъемлемой частью мироздания.

Ещё один любимый фетовский приём – олицетворение.

Истерзался песней

Соловей без розы.

Плачет старый камень,

В пруд роняя слезы.

В стихах Фета природа становится одушевлённой, человечной.

А человек, напротив, становится природным существом, такой же частью мироздания, как лист, жужжание пчелы или запах ландыша. Такое тождество человека и природы тоже стало новаторской чертой, которую не приняли и не поняли многие критики. «А мне всё тут непонятно. я не понимаю связи между любовью и снегом», – возмущался один из современников поэта.

Афанасий Фет верил, что «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства», – писал он.

Новаторство идей, поэтический импрессионизм, отказ от злободневности, поиск новых поэтических форм – это основные черты лирики Фета. И эти же черты вызывали наиболее сильное отторжение у большинства современников Афанасия Фета.

«Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить», – сказал о Фете Лев Николаевич Толстой.

Заключение

Вся жизнь и творчество этого поэта — поиск красоты в любви, природе, даже смерти. Смог ли он ее найти? На этот вопрос способен ответить лишь тот, кто действительно понял творческое наследие данного автора: услышал музыку его произведений, увидел пейзажные полотна, прочувствовал красоту поэтических строк и научился находить гармонию в окружающем мире.

Мы рассмотрели основные мотивы лирики Фета, характерные особенности творчества этого великого литератора. Так, например, как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь («Стихи о смерти»). К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается Афанасием Афанасьевичем Фетом только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с «целым мирозданием». Звучат в стихах и античные мотивы (например, «Диана»), и христианские («Ave Maria», «Мадонна»).

Более подробную информацию о творчестве Фета вы можете найти в школьных учебниках по русской литературе, в которых лирика Афанасия Афанасьевича рассматривается довольно подробно.