Девять приемов пропаганды
В общем и целом пропаганда существовала столько, сколько существуют сообщения, которыми люди обмениваются друг с другом. Пропагандой можно назвать любое сообщение, цель которого — создать у адресата эмоциональное отношение к чему-либо.
Власть испокон веков использовала пропагандистские сообщения. Тем не менее термин «пропаганда» сравнительно новый, его изучение началось лишь в XX веке. Хотя сам он появился в XVII веке как чисто религиозный термин: папа Григорий XV создал Congregatio de Propaganda Fide — Конгрегацию распространения веры. Оттуда термин «пропаганда» и перекочевал в светский язык.
В современном значении этот термин начал использоваться во время Первой мировой войны, когда коммуникации получили такое развитие, что правителям воюющих стран стало ясно, что надо как-то заводить собственное население и вести какую-то работу с населением противника. Началось активное издание пропагандистских плакатов и листовок, а умники, сидящие в штабах, начали пытаться систематизировать разные ходы в этих плакатах и листовках и определять, что работает, а что не работает.
После Первой мировой войны это изучение не остановилось, и в 30-е годы в США был даже создан целый институт анализа пропаганды, который в течение 10 лет разбирал разные пропагандистские ходы. В Советском Союзе тоже велась подобная работа, только речь шла не о пропаганде, а о контрпропаганде. После распада СССР эта тема сошла на нет, но в последние пару десятилетий в России происходит расцвет пропаганды, которая ведется по тем же самым классическим образцам.
Не каждое сообщение, цель которого создать эмоциональное отношение к чему-либо, является пропагандой в чистом виде. Хотя любая авторская колонка в СМИ использует какое-то количество пропагандистских приемов и обращается не только к разуму, но и к эмоциям, в большинстве случаев пропагандой это не является. Я попытаюсь перечислить основные приемы, при виде которых можно уверенно говорить, что сообщение пропагандистское.