«Умиление» — так называется образ Богородицы, написанный по иконописному типу Елеуса. Богородица и Младенец Иисус действительно с умилением склоняют головы друг к другу. Автор этого образа благочестивый монах Арсений (Хитрош). Согаласно Преданию, прообразом послужила другая икона Божией Матери — Владимирская. Икона Божией Матери «Умиления» Псково-Печерская была написана в 1521 году. Перенесенная в Псково-Печерскую обитель, она стала чудотворной. Свидетельства о чудесах, которые произошли по молитве перед ней, доходят до наших дней.
Уже в 1524 году появились первые исторические свидетельства об исцелениях. Об иконе Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской писали: «Не только православным подаёт Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходящим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Её образу, подает исцеление».
Но особую народную любовь и почитание, особенно среди жителей Пскова, икона получила, когда сохранила город от осады войсками польского короля Стефана Батория.
Известны также случаи исцеления незрячих людей. Вдова Мария Терентьева, живущая в Подкопорье за Невой, потеряла зрение. Около трех лет она ничего не видела, но с верой и молитвой пришла помолиться перед иконой Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской. После совершения молитвы женщина вновь прозрела. Крестьянин Потапий Григорьев в 1603 году также получил прозрение, хотя до этого не видел шесть лет.
Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская сыграла свою роль и в войне 1812 года. В битве против войск Наполеона недруги в определенный момент заняли Полоцк. Пскову угрожала огромная опасность. По просьбе жителей города был проведен крестный ход с иконами, одной из которых был образ «Умиление». По молитве случилось чудо: русское воинство отбило Полоцк и Псков остался в безопасности. В память об этом чудесном событии Печерский монастырь получил еще один новый храм, посвященный святому Божьему Архистратигу Михаилу (1815-1827 год). А чудотворную икону Божией Матери «Умиление» поместили на хранение у правого клироса.
Существует традиция: начиная с 1892-го и вплоть до 1914-го, в сентябре (8-30) Псково-Печерскую икону «Умиление» переносили в Ригу. В Риге совершался крестный ход, образ приносили во все православные храмы города и в дома к людям. Существовали четкие правила:
- Время прибытия иконы согласовывали с железной дорогой, но оно обязательно укладывалось в срок с 8 по 30 сентября.
- Накануне всегда готовили утварь для крестного хода.
- Икону встречало само городское руководство.
- Для встречи и проводов иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской духовенство надевало свое самое лучшее облачение.
Описание иконы Умиление: виды
В этой статье вы узнаете о Серафимо-Дивеевской иконе Умиление. Но помимо самой известной «Радости Всех Радостей», существует целый иконографический тип икон под общим названием «Умиление». Познакомимся с ними кратко.
Иконы «Умиление» (Елеуса) – одни из основных типов изображения Божией Матери. Есть множество традиционных икон, основной отличительной чертой которых является письмо Богородицы со Христом на руках, где они прижимаются друг ко другу щеками. Что и есть иконографический тип Умиления в традиционном варианте. Этот символ означает отсутствие расстояния между Богом Сыном и Его Матерью и бесконечную любовь между ними. Прославленные иконы Божией Матери этого типа следующие:
- Псково-Печерская;
- некоторые другие.
Также существует и менее известные иконографические разновидности Умиления, как например «Взыграние Младенца», которая относится к типу Елеусы также.
Но наибольшая известность и почитание принадлежит Дивеевской иконе «Умиление», перед которой молился преп. Серафим Саровский. Он ее называл «Радость Всех Радостей» и исцелял перед ней больных. Божия Матерь неоднократно являлась святому сама, исцеляла его от смертельной болезни, «сей Рода нашего» — говорила о нем. Батюшка Серафим оставил эту икону после себя как Попечительницу Дивеевского монастыря. Икона прославилась множеством чудотворений.
Оригинал ее чудом сохранился до настоящего времени. Святыня хранится в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери, рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Существует традиция один день в году – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – приносить Серафимо-Дивеевскую икону Умиление Божией Матери на поклонение всем верующим. Богослужение с образом проходит в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Традиционно, в этот день читают акафист Пресвятой Богородице. Праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста.
Современное местонахождение оригиналов Старорусских икон Божьей Матери
После Октябрьской революции 1917 года, в период богоборчества, старинные иконы были вынесены из храма и отданы на хранение в Старорусский краеведческий музей. Сейчас «Старорусская грешных» возвращена верующим и находится в Старой Руссе, в церкви Георгия Победоносца.
Старорусская икона Божьей Матери Умиление за долгие века сильно попортилась и утратила часть красочного слоя. Во избежание разрушения реликвии, было принято решение поместить её в специальные условия. Увидеть древний лик можно в Русском музее Санкт-Петербурга.
Оригинал иконы Божьей Матери «Старорусская грешных» – самая большая выносная икона в мире. Её размеры составляют 2,6 м в высоту и 1,9 м в ширину.
Какие бывают типы икон Богородицы?
Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу. К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу – Его Мать.
С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.
Ю. П. Понтюхин. “Дмитрий Донской и Сергий Радонежский”
На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860. Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.
История первых икон Божьей Матери
Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.
В.Л.Боровиковский. “Евангелист Лука”
Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери, почитается до сих пор.
Лиддская икона Божьей Матери
В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).
Катакомбы Присциллы в Риме
Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.
Третий Вселенский собор в Эфессе
Элементы иконографии Богородицы
Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).
Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).
Мафорий украшают три звезды – на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).
Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его – Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.
Типы православной иконографии Богоматери
Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.
В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:
1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»
2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)
3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)
4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)
5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).
«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»
Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.
Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).
Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).
В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению – «Нерушимая Стена». В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.
Икона “Нерушимая Стена”
Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки.
«Одигитрия» («Путеводительница»)
На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный – это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток – символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, – она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.
«Елеуса» («Умиление»)
На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.
Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.
«Панахранта» («Всенепорочная»), «Всемилостивая»
Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях Она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и Всецарица.
«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос ), «Заступница»
«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») – это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.
На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.
Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку – иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).
У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница».
Почему так много икон Божьей Матери?
С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.
Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.
Различные образы Умиления, почитаемые православными России, прославлены многочисленными чудесами. Многие образы Умиления, включая один современный, проявляют себя чудесами источения мира.
Помощь в делах государственных и духовных
Наиболее прославлена такой помощью Владимирская святыня, получившая известность избавлением Москвы от войск среднеазиатского полководца Тамерлана (1395 г.). Кроме того,
- этой иконой венчались на царство русские государи;
- в киот иконы клались жребии кандидатов клались на патриарший престол. Так было в 1917 г. при избрании патриарха Тихона.
А Смоленский образ Умиления защищал город дважды, в начале XVII в. – от поляков, и в 1812 г. – от нашествия Наполеона.
Чудеса мироточения
Одно из первых чудес мироточения от образа зафиксировано в 1392 г. от Толгской. Во время всенощного бдения иноки вдруг почувствовали благоухание и увидели, что от руки Богородицы истекает миро. Миро текло также от ноги Младенца.
Мироточивой является и современная явленная святыня, Локотская. Чудо засвидетельствовано многими людьми, зафиксировано на фотографиях и видео.
Исцеления от болезней
Целительной силой была известна келейная икона прп. Серафима Саровского. Маслом от ее лампады он помазывал приходивших к нему больных и по вере своей они получали просимое. Одно из самых известных исцелений – избавление от болезни ног помещика Михаила Мантурова, который стал потом духовным сыном, помощником прп. Серафима.
Толгская икона известна воскрешением умершего. В 1392 г. в Толгский монастырь приехал боярин с 4-летним сыном. По дороге ребенок заболел и скончался. Оставив тело перед иконой, родители стали готовиться к погребению. Но, к ужасу и радости всех, мальчик внезапно ожил.
Особенно много рассказов о чудесной помощи, являемой Богородицей через Локотскую икону. Это излечение болезней желудка, сосудов и другие. Например, в 2015 г. во время посещения иконой Грузии получила исцеление от тяжелой болезни ног девочка Анна. Будучи в больнице, она молилась перед принесенной отцом фотокопией чудотворной святыни. И, как показало обследование, болезнь полностью ушла. Девочку выписали здоровой на другой же день.