Содержание
После Чина Погребения Плащаницы (обычно в Великую Пятницу вечером или в ночь на Великую Субботу) поется трогательное величание праздника: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Евангельских чтений два: конец 27-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется о погребении Христа, и традиционное чтение богородичных праздников, о встрече Девы Марии с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи.
Объединяют два канона: знаменитый канон Великой Субботы «Волною морскою», написанный замечательной церковной поэтессой преподобной Кассией, и не менее знаменитый канон Благовещения, построенный на воображаемом диалоге Архангела Гавриила и Божией Матери («Ангел возопи… — Богородица рече…»).
Утром, на литургии Василия Великого, снова объединяются апостольские и евангельские чтения Великой Субботы и Благовещения Пресвятой Богородицы. А по завершении Евхаристического канона, когда обычно поется «Достойно есть…» или (на литургии Василия Великого) «О Тебе радуется…», хор поет одно из самых любимых песнопений, посвященных Матери Божией, — «Не рыдай Мене, Мати…». Оно вдохновляло многих художников и поэтов — от Микеланджело с его душераздирающей «Пьетой» до Анны Ахматовой с горькой поэмой «Реквием».
Но если престольный праздник вашего приходского храма — как раз Благовещение, то, скорее всего, вы услышите другое песнопение: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных, Богородице, немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».
Календарь и Благовещение
Христианство с самого начала полагалось на юлианский календарь, поскольку по нему жила Римская империя. В первые 3 века, когда еще были гонения на христиан, праздников как таковых не было. Первые христиане совершали богослужения и почитали воскресный день, среду и пятницу, как определённые дни страстей Христовых.
Потом появились уже отдельные праздники, привязанные к календарю. Среди них Благовещение, как дата, в том числе, и ключевая, фиксированная для всего сезона. Рождество – зима, Благовещение – весна, рождество Иоанна Предтечи (Иван Купала) – лето и Воздвиженье (Усекновение) – осень. Устанавливать и привязывать праздники к конкретному дню стали в IV в. В 325 г. Первый Вселенский Собор провозгласил, что все христианские Церкви, все христианские государства должны жить по одному календарю – юлианскому. И сейчас для православной русской, сербской, иерусалимской и грузинской церкви плюс для старообрядцев действует юлианский календарь, в отличии, например, от католиков.
Потолочная фреска «Благовещение» в церкви Санта Мария-Ассунта (Cappella del Suffragio) работы Теофило Полакко (19 в.), Рива-дель-Гарда, Италия