Содержание
Дышу Православием
ПОПУЛЯРНОЕ
- Любовь и справедливость
- Причастие. Почему не допускают к Причастию?
- Соборование. 10 вопросов о Соборовании
- Исповедь — о записках на исповеди
- Свобода — что такое христианская свобода?
- Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
- Крестные — сколько должно быть крестных у ребенка
- Авраамий Смоленский, преподобный. Житие
- Петр Первозванный, апостол. Житие
- Смирение — 20 советов для смирения
- Агапит Печерский, преподобный, врач безмездный. Житие
- 10 советов постигающим веру
- Женщина в Церкви
- Православное воспитание детей. Тайна воспитания
- Воспитание детей по-христиански. Как воспитывать в современном мире?
- Агав, апостол от 70-ти, священномученик . Житие
- Странно
- Милостыня — как правильно совершать милостыню?
- В чем смысл Петрова поста?
- Агапия, Ирина и Хиония. Мученицы. Житие
- Сквернословие или православный взгляд на мат
- Пасочница — как делать пасху
- За что не любят православных?
- Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться?
- В чём смысл жизни? Как узнать своё предназначение?
Наши друзья
15 различий между обличением и осуждением
Несмотря на то, что внешне практика обличения и осуждения очень близка, их суть на самом деле очень различна.
Этимологии слов :
«Обличать» – значит, показать истинный облик поступка.
«Осуждать» – значит вершить суд над человеком.
Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Лев. 19:17, Иез. 33:8.
Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете» — Мф. 7:1.
Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7. Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить.
Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко.
Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком.
Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.
Объект суждения:
Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка [Фил. 3:18] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15. Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.
Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16. Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.
Мотивы:
Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5. Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.
Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.
Обличение стремиться исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15. Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.
Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17. Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».
Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.
Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.
Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9. Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.
Примеры:
Обличение: пророк Нафан обличает блуд царя Давида — 2 Цар. 12:1-7.
Осуждение: родственник Саула Семей осуждает царя Давида — 2 Цар. 16:5-12.
Библейские запреты:
«Ибо что мне судить и внешних? Внешних же судит Бог» — 1 Кор. 5:13
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» — Рим. 14:4
«Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» — Мтф. 7:1.
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .
© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Дорогие друзья
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
“Чтобы человек слушал — нужно его согласие”
— И все-таки, что делать христианину, если он видит, что ближний поступает плохо?
— Так уж устроена наша жизнь, что все мы имеем абсолютно ничем не ограниченную свободу.
Вместо привычного нам «надо» Господь дал всем базовые потребности, из которых мы знаем «хочу», и оно нам служит вместо «надо». Всё это устроено для того, чтобы мы могли проявить намерение нашего сердца, показать Богу и себе, кто мы на самом деле.
Для того, чтобы человек вас слушал, нужно его согласие, а оно, как известно, есть продукт полного непротивления сторон. Как этого достичь, я не знаю. Наверное, действительно, молитесь. Что может быть лучше? Только молиться надо двоим: Господу, потому что только Он может решить нерешаемые вопросы, и самому обидчику, по слову Спасителя: «Если согрешит против тебя брат твой – запрети ему, и если покается – прости ему» (Лк. 17, 3).
— А как правильно поступать с людьми, которые всем указывают на их недостатки, режут правду-матку, делают окружающим больно своими словами?
— Всякое деяние исторически конкретно. Кто указывает, когда указывает, кому? Днём, ночью, в темноте, на свету? Без расспроса этого нельзя установить. Иногда такой человек прав. Это случается, если человек действительно хочет быть всегда прав, и каждое его мнение действительно является плодом его напряженной работы. Тогда уместен конструктивный диалог. И это хорошее явление.
Иногда, как в Апостоле: человек «ничего не делает, а суетится», иногда это бывает, когда человек старается хотя бы в чём-то разобраться, но делает это неорганизованно. И вообще, может быть бесконечное количество вариантов, и каждый отдельный случай требует внимательного рассмотрения. К этому нас обязывает любовь. Поскольку любовь есть сила познающая. Любовь заставляет человека пускать в свою душу любое «ядовитое насекомое» и находит ему правильное место в своей душе. И, таким образом, под видом «малых сих» приемлет Самого Христа. (Не путать «пускает в свою жизнь»). Мир внутренний и мир внешний связаны между собой, но их нужно различать.