Содержание
Путешествие на Северный полюс или Увлекательные занятия на тему «Арктика» для детей
Когда нам подарили набор « География » от фирмы «Умница», мы с дочкой принялись за изучение нашей Земли. Поначалу мы довольно увлеченно разглядывали географическую карту, перемещались по ней на своих книжках-кораблях, повторяя названия материков и океанов. Надо сказать, что занятия Таисии нравились, однако чем дальше мы продвигались, тем яснее мне становилось, что простое заучивание названий материков и фактов о них (пусть даже и в игровой форме) приведет нас не туда. Все-таки истинная задача географии – это формирование представления об окружающем мире, а не заучивание карты. И чтобы материки не оставались лишь загадочными пятнами с ничего не значащими названиями, нужно было что-то менять в наших играх.
Поэкспериментировав с занятиями, я пришла к тому, что самый интересный и полезный способ изучать наш мир – это устраивать мини-путешествия в разные его уголки. Поэтому сейчас мы изучаем географию так: отправляясь в путешествие в очередную точку земного шара, мы, прежде всего, находим его на карте и глобусе, а затем уже с головой погружаемся в атмосферу этого места. Играем в подвижные и ролевые игры на эту тему, рисуем, ставим опыты, отгадываем загадки, смотрим картинки и мультфильмы, которые помогают поближе познакомиться с изучаемой средой. По возможности я стараюсь сделать тематическую сенсорную коробку, чтобы можно было еще и прикоснуться к тому, о чем мы говорим.
Первое путешествие, о котором я решила рассказать в рамках новой рубрики «Занимательная география» – это путешествие на Северный полюс. Пожалуй, на данный момент, эта экспедиция была у нас самой эмоционально насыщенной. Мы целую неделю всей семьей играли в эскимосов, прыгали по льдинам, рисовали море с тюленями и моржами, смотрели на северное сияние (на youtube, разумеется ), сидя в темной комнате. Да и много чего еще интересного уместилось у нас в это тематическое занятие, растянувшееся на 2,5 недели, обо всем можно подробно почитать в этой статье.
Предложенные в статье игры хорошо подходят для детей от 3 до 7 лет – для младших и старших дошкольников. Не стоит стремиться проиграть все варианты игр за один раз, лучше растянуть их на протяжении 1-3 недель, при этом постоянно чередуя подвижные игры с теми, что требуют усидчивости.
Конспект НОД в старшей группе
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Увлекательное путешествие на Крайний Север»
Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.
1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.
2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
3. Воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.
Материал и оборудование : Мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, гимнастические палки, канцелярская резинка, кусок искусственного меха, бубен, маска полярной совы, фуражка капитана самолета, музыкальное сопровождение «Тема полёта», «Ненецкие напевы», видео «Северное сияние».
Минутка вхождения в образовательную деятельность.
Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу искреннею улыбку и пожелаем друг другу «доброе утро!» Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.
Звучит музыкальная запись «Вам письмо»,
— Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Здесь написано «Детям группы № 10 «Светлячки»», а прислали его с Крайнего Севера. Прочитаем, что здесь написано? Читаем: «Здравствуйте, милые дети! Мы живём на Крайнем Севере нашей Родины. Вокруг нас тундра. Мы приглашаем вас в гости к нам, на Север, в тундру, где вы познакомитесь с жителями этого удивительного края, узнаете много интересного о жизни на Севере. Мы очень вас ждем! С уважением, жители Севера»
– Ну, что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
— Какой транспорт быстрее всего доставит нас на Север? (Самолет)
— А вот и наш самолет!
— Прошу всех пройти на борт нашего самолета. Садитесь поудобнее, Пристегните ремни безопасности. Капитан желает вам приятного полета. Держим курс на Крайний Север. (М/с «Тема полёта») . Летим.
–. Вот мы подлетаем к Крайнему Северу. Что вы можете видеть сверху? (снег, лёд). А лес видно?
— На крайнем Севере очень холодно. Там долгие суровые зимы, а лето короткое и холодное. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Как еще называется этот край? (тундра). В тундре растут мох, лишайники, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Зимой в тундре совсем не бывает
солнца, наступает полярная ночь. Там полгода полярная ночь, а полгода — полярный день.
— Внимание, наш самолет приступает к снижению. (Летим на стульчики). Приземлились. Это тундра – снежная равнина.
— А вот нас встречают жители Севера. Они тоже граждане нашей большой дружной страны. На Крайнем Севере живут ненцы, чукчи, саамы.
Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Как вы думаете, почему?
— Потому что Крайний Север — это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем .
Живут ненцы в тундре в домах, похожих на палатки, Как называются эти дома? (Чум). Чум делают из жердей, а сверху покрывают сшитыми оленьими шкурами, а летом – берестой. Чум хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются.
(Внимание детей обращается на лежащие в стороне гимнастические палки и кусок меха). Жители Севера предлагают детям поставить чум, только маленький. Дети из палок и куска меха сооружают чум (М/с Ненецкие напевы).
— Как вы думаете, для чего нужно, чтобы чум легко разбирался и собирался? (Предположения детей) Жителям Севера это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Чем занимаются оленеводы? (Ответы детей)
— Трудна жизнь у оленеводов, они подолгу пасут в тундре оленей в любую погоду, и зимой и летом . Северные олени нигде не могут жить, кроме тундры, потому, что они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а вот зимой они должны добывать себе корм из-под снега. Разгребают они снег копытами и достают мох, а пить захотят – лижут снег. Оленеводы перегоняют стадо оленей с места на место, туда, где больше мха, и сами вслед за ними переезжают вместе с чумом. Как вы думаете, зачем жителям Севера нужны олени? Какая от них польза? (Ответы детей). А еще северные олени – отличное средство передвижения. Для езды жители Севера запрягают в сани (нарты) по 2-3 оленя, это называется оленьей упряжкой.
— Как вы думаете, какими еще промыслами занимаются жители Севера?. (Рыболовство, охота). А выращивают ли они овощи? Почему? (Размышления детей)
— Жители Севера сами шьют себе одежду и обувь из оленьего меха, Теплое пальто с капюшоном называется малица, а на ногах они носят пимы. Одежда и обувь из оленьего меха теплая и красивая.
— Есть у народов Севера свои традиции, обычаи, сказки, пословицы. Послушайте, ненецкие пословицы:
— Когда оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.
— Тот, кто оленя бьет, от копыт его не уйдет.
— Смог дикого оленя добыть – должен и соседа мясом одарить.
— оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.
— Что можно узнать о ненцах из пословиц? Кто им так важен?
— Почему? Ответы детей.
— Олени очень дороги для жителей Севера, ведь олени их кормят и одевают, служат транспортом круглый год.
— Жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках прыгают через нарты, стреляют из арбалета, соревнуются в езде на оленьих упряжках, играют в народные игры. Что-то мы с вами засиделись. Давайте поиграем! Посмотрите, в какую игру можно поиграть с этой маской ?( «Полярная сова и евражки»).
Дети играют 3- 4 раза.
— Есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Давайте полюбуемся северным сиянием. Видео «Северное сияние».
Что за чудо-чудеса:
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами.
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это свет, холодный свет
— Пришла пора покинуть этот суровый, но удивительный северный край и возвращаться в детский сад . Пойдемте, к нашему самолету. Пристегните ремни. Наш самолет набирает высоту, летим в детский сад .
— Чтобы обратный путь был не долгим, давайте поиграем – ответим на вопросы нашего бортового компьютера.
1. Как называется дом жителей тундры ? (чум ) после ответа
2. Что это? (Нарты)
3. Чем занимаются жители Севера? (Охота, рыбалка, оленеводство).
4. Какое природное явление можно увидеть только на Крайнем Севере? (северное сияние) после ответа –
— А тем временем, наш самолет снижается, и мы возвращаемся в детский сад. Вот и закончилось наше путешествие. Расскажите о нём своим друзьям? А родителям?
— На память о Крайнем севере его замечательные жители дарят вам эти кусочки северного сияния.
— Всем спасибо за внимание. Всего доброго!