0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прививка от чтения

Прививка от чтения. Кто виноват в том, что современные дети не читают?

Давно ли вы видели в трамвае или на пляже подростка с книгой? Скорее всего, очень давно. Или даже никогда. Наши дети катастрофически мало читают. Самое страшное, что даже учителя и библиотекари перестали на это жаловаться, почти привыкли.

В челябинской гимназии №26 провели опрос среди старшеклассников и выяснили, что 80% детей не читают систематически. И даже у читающих регулярность чтения оставляет желать лучшего, поскольку это в лучшем случае лишь раз в неделю, а то и в две. Почти четверть опрошенных ребят честно заявили, что не любят и не хотят читать.

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

Ходят упорные слухи, что наши дети не читают. Конечно, некоторые ещё берутся по старинке за книжку, но всё равно — нынче не то что давеча. Клиповое мышление, соцсети, интернет, игры и экранизации напрочь вытеснили книгу на периферию детского досуга. Так это или нет? Вооружившись статистикой и исследованиями, разбиралась Ксения Букша.

Прежде всего разберёмся с тем, какая статистика у нас есть. Увы, полномасштабных замеров не так уж много. Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года. А значит, о влиянии поголовной интернетизации на чтение ничего сказать нам не могут.

У нас есть «Исследование чтения московских подростков в реальной и электронной среде» Веры Чудиновой и группы авторов под её руководством (2012 год), работы Майоровой-Щегловой, посвящённые влиянию интернета на досуг школьников пятого класса и старше, отчёты европейского исследования EU Kids online, исследование РГДБ (2011-2012) и интернет-магазина «Лабиринт» (2013, впрочем, его минус в том, что оно имело дело изначально с читающим, интересующимся книгами сегментом). А из совсем недавних — отличная статья-исследование Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни». Кроме того, эпизодические небольшие исследования подросткового чтения проводят библиотеки Перми, Челябинска и других регионов России. По этим материалам мы и будем делать выводы.

1. Дети продолжают читать (некоторые)

Регулярно читают книги, по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 28% детей до 15 лет (2015 год). Среди подростков 11-17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1% (2012 год, Майорова-Щеглова), и этот показатель претерпел большой рост по сравнению с 2005 годом (18,1%), но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%).

Читать еще:  К чему снится Ящерица? Огромная ящерица.

Неужели подростки действительно резко перестали читать в 2005 году и снова «немножко начали» в 2012-м? Как это интерпретировать? Возможно, на ответах сказалось усиление консервативных течений в российском обществе: «важнейшая роль книги» стала сильнее насаждаться в общественном сознании и школьники стали отвечать примерно то, чего от них ждут.

В исследовании РГДБ (2012) много читают всего 24% школьников (18% мальчиков и 30% девочек), не представляют себе жизни без книг 13% (9 и 16%)

Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43%), либо «чтобы развлечься» (50%). 28% прочитывают три-четыре книги в месяц и только 9% — больше четырёх (в этом исследовании детям можно было выбрать несколько ответов).

Во всех опросах и данных мы видим около 25-30% «верных читателей». Тех, кто действительно любят читать книги вне школьной программы. Это именно те, кто «прочитывает три-четыре книги в месяц» или больше. Показатель как будто и неплохой.

2. Интернет не помеха чтению

В 2012 году и позже процент пользователей интернета среди подростков старше 10 лет очень высок — выше 90%. В исследовании РГДБ многие подростки отмечают, что читают книги в том числе и в интернете. В исследовании Майоровой-Щегловой рост процента подростков, выбирающих интернет как основной досуг, происходит не за счёт читателей, а за счёт всего остального — видеороликов, соцсетей и так далее. Интернет для подростка — в большей степени средство коммуникации, а не замена такому специфическому удовольствию, как чтение.

В работе Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни» делается такой же вывод (интернетизация не мешает чтению). Но отмечается, что читающие подростки проводят время в интернете иначе:

«Группа „читателей“ несколько меньше времени проводит в интернете, легче переносит его отсутствие, позже начинает им пользоваться и пользуется по-другому. „Читатели“ меньше, чем в среднем по выборке, смотрят видеоролики (49 против 57,6%), бродят по сайтам (14,8 против 19,2%), общаются в соцсетях (64,5 против 69%). В то же время в группе „читателей“ выше показатели поиска информации в интернете (62,4 против 54,1%), а также чтения новостей (36,2 против 29,7%)».

Ну что ж, казалось бы, неплохие цифры и хорошие новости? Нет, не всё так просто.

3. С возрастом дети читают меньше

Эту проблему отмечают многие исследователи. В обзоре РГДБ делается вывод: «В 5-8 классах значительного улучшения культуры чтения («качества чтения») школьников не происходит.

По мере взросления интерес к чтению и желание читать постепенно падает, и во многом это следствие увеличения школьных нагрузок

Чтение становится всё более «деловым», но и всё более «развлекательным». Одним из доминирующих мотивов чтения становится именно развлечение, желание прочитать что-либо лёгкое, не требующее больших усилий».

Читать еще:  Полный рейтинг самых счастливых стран мира. Где живут самые довольные люди: ООН опубликовала рейтинг счастливых стран

Марина Загидуллина: «Мы видим чёткую тенденцию к снижению интереса чтения от 10-летнего возраста к 11-летнему». (Детей старше это исследование не охватывало).

Чудинова: «От 5 к 8 классу значительно уменьшается число подростков, для которых чтение является любимым занятием: „не представляющих себе жизни без книг“ — с 22 до 9%, „нравится читать, я много читаю“ — с 34 до 16%. С 5 по 8 класс устойчиво увеличивается количество ответов „читаю только для получения информации“ (от 20 до 26%). Количество не читающих увеличивается (от 14% опрошенных в 5 классе до 34% в 7 классе)».

В чём дело? «Только 15% родителей отмечают, что их дети читают „много, сами и без всяких напоминаний и просьб“», — говорится в исследовании «Лабиринта». Вероятно, в этом. Досуг десятилетки ещё в какой-то степени регулируется родителями. Но 15-летние выбирают занятия сами. Увеличивается школьная нагрузка, и читать становится попросту некогда. А жаль. Ведь старший подросток способен понять гораздо больше, чем десятилетний, и во все времена именно этот возраст был самым читающим.

Таким образом, в период от 10 до 15 лет читателей становится не больше, а меньше. «На входе» в среднюю школу мы видим множество читающих десятилеток, а «на выходе» из неё многие 15-летние снижают свои читательские обороты. А те, кто читал мало, перестают это делать вообще. Более четверти 15-летних учащихся в России находятся на крайне низком уровне читательского развития. Они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях (это показал тест PISA за 2009 год).

4. Что читают дети

Качество подросткового чтения за последние годы резко снизилось. По наблюдениям исследователей, совершенно исчезли «общие» для всех любимые книги (есть единственная — «Гарри Поттер», — которую называл сравнительно большой процент читателей).

Доминируют разнообразные вампирские саги, современное фэнтези, добротные, но тоже развлекательные «Коты-воители» в сегменте до 11 лет. Чтение действительно стало по большей части развлекательным занятием. Хотя, безусловно, остаётся целый слой подростков-книгоглотателей, которые продолжают читать «Мастера» и Джека Лондона. Кстати, Сэлинджера и многих других кумиров прежних лет читают гораздо меньше.

5. А что у них

Выявленные нами тенденции — не российский, а всемирный феномен. Исследование Nielsen в Великобритании (правда, в нём были задействованы дети 6-17 лет) демонстрирует примерно те же цифры и ту же динамику: 32% «верных ежедневных читателей», причём с сильным перевесом 6-10-летних, так как у подростков больше домашних заданий и они чаще «утыкаются в гаджеты». А вот цифры США: 45% 17-летних открывают книжку ради удовольствия лишь один-два раза в год, а среди девятилетних 53% читают «своё» каждый день. Чем старше, тем меньше, и это грустно.

Печалиться об этом или нет? Что это значит для нас — мам и пап современных подростков? Моё личное скромное мнение состоит в том, что нам стоит определиться с целями и приоритетами. Если мы сами «не мыслим жизни без книжки», то имеет смысл противостоять общему тренду и исподволь заниматься литературным воспитанием потомства. Не из каких-то высших соображений, а просто потому, что нам самим хочется этим поделиться. Читать вслух те сложные тексты, которые детям не под силу «раскусить» самостоятельно. Находить и подсовывать тексты попроще, но качественные. Вампирские саги — это прекрасно, но есть и другие миры, другие жанры. Ну и, наконец, наполнять жизнь подростка непрерывными полезными занятиями: на чтение нужно хотя бы немножко свободного времени.

Читать еще:  Программы для удаления рекламы в интернете. Лучшие (и худшие) блокировщики рекламы (обновлено)

Книгу для ребенка выбирают родители

Это еще одна серьезная родительская ошибка. Если отец в десятилетнем возрасте прочитал «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, это не значит, что данное произведение также заинтересует сына.

Когда родители ведут ребенка в книжный магазин, надо предоставить ему самому выбирать то, что он захочет прочитать. Даже если бы взрослые не стали сами покупать эту книгу, но тогда поставить условие, если уж выбрал, надо читать. Люди устроены таким образом, что больше ценят именно то, что подбирают сами. Иногда это может что-то совсем неуместное, чуть ли не «Физическая химия». Ну и хорошо. Главное, чтобы читал.

Мальчикам больше нравиться научно-познавательная литература. Книги с описанием различных опытов, про зверей, про автомобили и военную технику.

Но может быть и по-другому. Сын выберет книгу с яркими иллюстрациями, где триста слов текста, а стоимость, как у подводной лодки. В таком случае надо предложить взять эту книгу в библиотеке, и продолжить поиск. В книжных лавках обычно хороший ассортимент, так что всегда что-то можно подобрать. Также можно предложить выбрать книгу в интернет-магазине. Цены там обычно дешевле, и ассортимент больше.

Что читают подростки в свободное время

Около 20% опрошенных (12,4% девушек и 27,5% юношей) практически не читают книг сверх школьной программы. Более половины старшеклассников читают 1-2 книги в месяц. Более 20% — 3-4 книги. Мальчики читают заметно меньше, чем девочки. При этом в списках читаемых ими книг фигурируют переводные и/или отечественные фэнтези. Репертуар девочек значительно шире: зарубежная литература XX века, английские писательницы начала XIX (Джейн Остин, сестры Бронте), поэзия, фэнтези.

Возникает вопрос, в какой форме и в каких объемах должна преподноситься классическая литература современным школьникам. С одной стороны, школьная программа включает огромный массив произведений, обязательных к прочтению, а также их анализ. С другой, после одиннадцати лет обучения у школьников отсутствует опыт этого анализа и минимальной рефлексии содержания.

Проведенное исследование помогает увидеть многие болевые точки школьного обучения литературе, говорит Борусяк. Но самым главным остается вопрос, какая часть выпускников захочет после школы прочитать или перечитать классику. Если небольшая, то это серьезный повод задуматься об особенностях образовательной программы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector