Содержание
- 1 Что относится к физиологическим потребностям человека
- 1.1 Что относится к физиологическим потребностям человека?
- 1.2 ↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.
- 1.3 Какая классификация физиологических потребностей существует: примеры проявления у человека
- 1.4 Научные теории о потребностях человека
- 1.5 Пирамида потребностей Маслоу
- 1.6 Теория иерархии потребностей Маслоу
Что относится к физиологическим потребностям человека?
У каждого существа, которое живет на нашей планете, даже у одноклеточных, есть определенные потребности, которые ему необходимо удовлетворять, чтобы чувствовать себя комфортно и жить.
Чем более развитым является существо, тем больше потребностей оно имеет.
Физиологические потребности человека , самые главные из всех, потому что, если их не удовлетворять, человек имеет стопроцентные шансы умереть. Даже кратковременный отказ удовлетворять их может приводить к серьезным нарушениям в работе внутренних органов.
О методике исследования ценностных ориентаций читайте здесь.
↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.
Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.
Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.
Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.
Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» — «жизнь»).
Социальные потребности — это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные) потребности — это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Какая классификация физиологических потребностей существует: примеры проявления у человека
Ориентация на достижения подразумевает требования быть сильнее, ответственнее, умнее, иметь наиболее высокооплачиваемую работу. Порой чтобы добиться как можно большего,человек ставит биологические запросы на второй план, забывая их выполнить. Но к сожалению, бывают случаи, когда отодвигают не только свои собственные нужды, но и потребности своих детей, записывая их в различные кружки с самого рождения: музыкальная секция, рисование, танцы. Результатом такой спешки может оказаться неуспевание покушать или отдохнуть. Это приведет к проявлению психологических нарушений.
Питание
Пища приносит организму энергичность, удовольствие, удовлетворение. Подкрепившаяся личность является уравновешенной и жизнерадостной, нежели голодная. Иметь возможность перекусить – недостаточно, необходимо, чтобы еда была калорийной и безвредной. Если индивид занимается физическим трудовым рабочим процессом и при этом часто посещает тренировки, ему следует употреблять как можно больше калорий, а кто осуществляет деятельность с помощью умственного труда – меньше. Нужда считается удовлетворенной, если в рационе было достаточно питательных веществ, чтобы вести нормальный образ жизни, быстро не уставать и не изнурять тело.
- Наполнение организма необходимыми полезными элементами, которые способствуют поддержанию жизнедеятельности и выработке новых клеток.
- Обеспечение энергией для борьбы за существование и активного образа жизни.
- Передача информации для поддержания связи с природой.
В истории человечества голод и жажда – причины войн и образования кочевников, нам же это известно только из учебников. В настоящее время образовалась другая проблема – таблетки для похудения, которые снижают аппетит; желание девушек стать худыми, что приводит к анорексии.
Человеческий организм устроен так: чтобы избежать недостаток необходимых углеводов, он ориентируется на сохранение запасов энергии, превращая их в жировые отложения, которые сохраняют полезные свойства в органах. При продолжительной голодовке тело будет использовать отложенные запасные вещества, чтобы человек мог существовать еще какое-то время.
Научные теории о потребностях человека
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».
Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:
1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.
2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.
4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
- высшие потребности проявляются гораздо позже (впервые они проявляются в подростковом возрасте, после чего развиваются в течение всей жизни);
- высшие потребности воспринимаются большинством людей как менее важные, «опциональные»;
- чем выше в иерархии находится потребность, тем проще перенести её реализацию на будущее ради решения более насущных проблем;
- люди, живущие на более высоких уровнях пирамиды Маслоу, обычно имеют крепкое здоровье (в частности, потому что следят за ним), испытывают меньше стресса и лучше спят;
- человек получает гораздо больше радости и удовольствия от удовлетворения высших потребностей.
В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.
Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):
- Existence (существование, жизнь).
- Relatedness (отношения, общение).
- Growth (личностный рост, развитие).
Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:
- Межличностные связи (любовь, дружба).
- Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
- Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
- Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
- Познание мира (духовное совершенствование).
Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
- Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
- Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
- Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.
Пирамида потребностей Маслоу
Изначально пирамида потребностей Абрахама Маслоу имела всего 5 ступеней и выглядела следующим образом:
- Физиологические потребности (самый низший уровень в иерархии) – это естественные желания тела, без которых организм умрет. Чтобы жить и чувствовать себя хорошо, мы должны дышать, питаться, пить воду, заниматься сексом и т.д.;
- Потребность в безопасности – если человек напоен, накормлен, тепло одет, он думает о том, как продлить свое комфортное состояние, то есть о стабильности, защищенности от угроз внешнего мира (очень голодный индивид иногда идет на опасные поступки, чтобы раздобыть пищу. В этот момент вторая ступень его никак не волнует);
- Социальные потребности – личность, чувствующая себя в безопасности, стремится выстраивать связи в социуме, общается, занимается совместной деятельностью с кем-либо, заботится о других;
- Потребность в престиже – желание быть уважаемым, занимать элитные слои общества, достигать высоких результатов, быть кумиром и примером для других, иметь «вес» в обществе;
- Духовные потребности (высший уровень) представляют собой раскрытие творческого потенциала, выражение способностей (самоактуализация), познание себя и понимание, кто я есть (самоидентификация).
Позднее автор скорректировал вышеописанную классификацию и добавил еще две ступени. Важно отметить, что последний уровень сам Маслоу считает недосягаемыми для большинства людей.
Итак, обновленная версия структуры:
- Физиологические – пища, вода, сон, отдых;
- Потребность в безопасности – комфорт, стабильность, предсказуемость;
- В принадлежности кому-то и любви (любить и быть любимым);
- Потребность в уважении – достижение успеха, признание в обществе;
- В познании – исследование окружающего мира, получение новой информации;
- Эстетические потребности – стремление к красоте и гармонии;
- В самоактуализации (высшая) – внутреннее развитие, воплощение идей, личностный рост, удовлетворение экзистенциальных потребностей (ответы на вопросы «кто я» и «зачем», передача накопленного опыта).
Первые три потребности по Маслоу являются низшими или базовыми, они доступны всем психически здоровым людям, как человеческим существам. Остальные четыре – высшие, доступны только для личностей после удовлетворения первых трех.
Часто бывает, что индивид всю жизнь варится на низших уровнях, так и не дойдя хотя бы до первой ступни из высших и не раскрыв своей индивидуальности.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.
Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.
Классическая пирамида Маслоу (5 ступеней)
Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.
Расширенная пирамида Маслоу (7 ступеней)
Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели. Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители. То же самое можно сказать о любых потребностях, даже о пище – один человек рад, если у него есть хлеб, другому для полного счастья нужны деликатесы.
от admin
Каждому человеку для поддержания нормальных условий жизнедеятельности нужны определенные материальные и нематериальные блага. Еда, одежда, жилье, бытовые вещи, различные услуги. Потребность людей в то, желание иметь то это и есть потребности. Потребность (в определенном смысле этого слова) это особое психологическое состояние человека, ощущения или осознания (неудовлетворенности), несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности.
Поэтому потребность становится толчком к активности, направленной на устранение несоответствия, которая возникла. Человек обретает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей имеет место депрессия или замена определенную потребность другой, ближайшей к ней. Так нельзя поступить только с потребностями, которые напрямую связаны с жизнеобеспечением.
В экономической науке понятие потребность определяется как проявление необходимости иметь определенные блага, желание обладать ими, ощущение недостатка, если желание остается неосуществимым.
Классификация потребностей человека
• Биологические — обеспечивают важнейшие жизненные функции организма человека.
• Социальные — для активного взаимодействия человека и общества.
• Материальные — для обеспечения жизнедеятельности человека (предметы быта, одежда и т.д.).
• Духовные — для повышения уровня знаний и культурного уровня человека (книги, газеты, журналы, музыка, кино, театр).
Потребности человека зависят от многих факторов: уровня развития конкретного человека, общества, окружающих условий жизни. Потребности многообразны и сложны.
Но, несмотря на их количество и многообразие, все потребности можно выделить в определенные группы, т.е. классифицировать. Такая классификация может быть осуществлена по различным критериям, в современной отечественной экономической литературе авторы приводят различные классификации потребностей. Стоит рассмотреть наиболее распространенные и общепризнанные.
Потребности можно разделить на биологические, которые обеспечивают важнейшие жизненные функции организма человека
Социальные, которые необходимы для активного взаимодействия человека и общества (общение, обучение, дружба).
Материальные, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека (предметы предметы быта, одежда, обувь и т.п.).
Духовные для повышения уровня знаний и культурного уровня людей (книги, газеты, журналы, музыка, кино, театр и т.п.).
По субъекту (носителями потребностей) различают индивидуальные, групповые, коллективные и общественные потребности.
Вместе с развитием человека происходит развитие их потребностей. В современном обществе недостаточно удовлетворять потребности в пище, помещении, одежде. Все большее значение приобретает удовлетворение духовных, культурных, образовательных потребностей.
Сначала потребности человека в пище, одежде и жилье были минимальными. Впоследствии появляется потребность разнообразить еду, делая ее более калорийными и качественной, покупать красивый и модный одежду, создавать комфорт и уют в своем доме. Например, трудно представить современную женщину; которая живет в пещере или одевается в шкуру собственноручно убитого на охоте зверя. Или, скажем, то, что нынешние бабушки и дедушки в свои 15 16 лет даже не слышали о компьютере, а некоторые даже не знал, что такое телевизор.
Итак, потребности человека не только количественно увеличиваются, но и изменяются качественно. Можно сделать вывод, что потребности человека безграничны в своем развитии и имеют тенденцию к росту, то есть к качественным и количественным изменениям.
Согласно теории А. Маслоу есть пять групп потребностей:
• Физиологические потребности;
• Потребности в безопасности;
• Социальные потребности;
• Потребности в признании и уважении;
• Потребности в самореализации.
Потребности не существуют сами по себе, это всегда потребность конкретного человека. необходимости всегда осознаются человеком, им предоставляется конкретное смысловую окраску, связано со своеобразием интересов конкретного человека, его физическими и психологическими особенностями и вкусами.
Среди факторов, влияющих на формирование потребностей, особое место занимают:
— возраст человека,
— культурные традиции и привычки,
— пол,
— климатические условия,
-уровень доходов и т.п..
Значительное влияние на потребности оказывает реклама.
Потребности существуют также у коллективов, предприятий и правительств. Предприятия стремятся распоряжаться тем, что позволит им реализовать определенную цель, например: сооружениями, зданиями, транспортными средствами, необходимыми информационными системами. Правительство (общество, местное сообщество), воплощая коллективные потребности граждан или свои собственные, заботится о будущих поколениях, стремится строить автодороги, больницы, учебные заведения, обеспечивает военную охрану и т.п., эти потребности могут быть текущими или перспективными.