Всенощное бдение с пояснениями; в чем смысл обряда, сколько длится и как проходит
За четверть часа до начала службы раздается удар главного колокола, вслед за которым идет праздничный перезвон всех колоколов. Так христиане призываются в храм на праздничное богослужение. Те, кто пришли пораньше, наслаждаются колокольным перезвоном. Открываются центральные ворота иконостаса, что говорит нам о начале службы.
В алтаре проходит каждение, один из священников окуривает благовониями. Впереди него идет диакон со свечой. Все совершается в полной тишине, лишь слышно негромкое позвякивание цепей кадильницы.
По завершении из Царских врат появляется диакон и громко провозглашает: «Восстаните!». Этот призыв к находящимся в храме сохранился до наших дней из древнехристианского богослужения. В то время монахи перед началом службы и в некоторые ее моменты сидели на специально предназначенных для этого стульях, которые назывались стасидиями. Такая традиция сохранилась и до ныне в греческих храмах, на Святой горе Афон, а также в католичестве и протестантизме. В русских церквях это не прижилось. Здесь всегда много народу и места не хватает даже для того, чтобы просто стоять.
История богослужения
В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось до самого рассвета. Начало службе было положено первыми христианами для того, «чтобы отвратить народ православный от еретиков-ариан», у которых было принято молиться ночью. В то время и призвал Иоанн Златоуст православных собираться на ночное бдение. В некоторых монастырях на востоке по сей день сохранилась эта традиция.
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Древние христиане молились непрестанно, совершая так называемый «дневной круг». В положенный час они собирались для молитвы в храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час. Это служение каждого дня, которое совершается непрерывно. Сегодня часы присоединены к продолжительным службам. Всенощное бдение выходит за пределы часов, поскольку эта служба положена только накануне великих праздников (к ним относится и Воскресение), оставаясь, однако, также составляющей «дневного круга».
День церковный начинается не утром, а вечером. Так что всенощное бдение начинает новый день и является преддверием Божественной литургии.
Практика ночных бдений была введена древними монахами, а впоследствии закреплена в Иерусалимском уставе. Именно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Открывается же Типикон (церковный устав) всенощным бдением, т. е именно эта служба «открывает ворота»….
С древности ночные моления связывались с будущим Вторым Пришествием и исполнением слов Христа: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41). Действительно, продолжительная служба учит сосредоточенности, вниманию к себе.
Еще один смысл службы связан с благоговением перед творением Божиим, его красотой. По слову свт. Василия Великого, «отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но в тот час, как он наступал, приносили благодарение».
Наконец, бдение, отрешая от земной суеты, готовит верующих к празднику, сердцем и основой которого всегда является Божественная Литургия.
Один из современных проповедников утверждает, что если Литургия – дар, который Господь дает нам, то всенощная – наше приношение и жертва Ему, когда мы, пусть немощные, показываем свое стремление к Богу. Мир души, который ощущают многие из усердно молившихся за бдением – и есть награда за понесенные труды.