Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
- Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
- Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
- При определённых условиях количество переходит в качество;
- Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Это система связанных и зависимых между собой принципов (также правил, требований, установок). Они диктуют порядок действий, которые необходимы чтобы получить познания и трансформировать предметы (познавательно-преобразующая деятельность).
Это законы, которые, по мнению самих диалектиков, определяют процесс развития. Основными из них считаются:
- закон единства и борьбы противоположностей;
- закон перехода количественных изменений в качественные и обратно;
- закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей
В соответствии с этим законом, всему характерны внутренние противоположности, которые состоят одновременно и в сплочённости, и во взаимодействии, но также они и сражаются между собой.
Раскрывается через категории:
- противоположность (признаки предмета, абсолютно отличающиеся, но одновременно друг друга дополняющие; например, день и ночь);
- противоречие (импульс, с которым предмет изменяется и развивается, существуют противоречия: антагонистические и неантагонистические);
- тождество;
- различие.
Виды противоречий
Антагонистические
Противоречия враждебных общественных сил (между классами и слоями), у которых различные и несовместимые интересы.
Неантагонистические
Противоречия, которые противоположны антагонистическим, т. е. за ними нет враждебных классов с противоположными интересами.
Внутренние
Это противоречия, которые появляются между обратными сторонами предмета (например, производство и потребление).
Внешние
Это противоречия, которые существуют между каким-то исследуемым явлением и другими явлениями (например, между живым организмом и внешней средой).
Основные
Это противоречия между главными аспектами изучаемого предмета.
Неосновные
Это противоречия между второстепенными аспектами изучаемого предмета.
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно
Изменения происходят посредством постепенно накапливающихся количественных сдвигов. Количественные параметры обрисовывают границы бытия каждой вещи («мерой» называется соотношение «качества» вещи и её вероятных количественных изменений, которые не ведут к переоценке этого «качества»).
Качество подразделяется на:
- свойство предмета (особенности предмета взаимодействовать с другими предметами);
- структура предмета (из каких элементов предмет состоит);
- функции предмета (его предназначение);
- место предмета (в развитом или в неразвитом состоянии он находится).
И также обратно предыдущему утверждению, качественное видоизменение предмета определит его новые количественные параметры.
Закон отрицания отрицания
Противоречие движет вперёд развитие. При этом оно характеризуется в какое-то определённое время преобладанием какой-то противоположности.
Первое отрицание — это трансформация на пути к доминированию в итоге скапливания количественных изменений другой стороны этого противоречия.
Второе отрицание наступает тогда, когда устанавливается период в эволюции, когда осуществляется единение того наилучшего, что существует в каждой отдельной противоположной мысли.
Возможно происходит возвращение к начальному периоду, когда присутствовали обе противоположности, но они были ещё совсем не развиты.
Критика гегелевской диалектики и диалектики марксизма
Шопенгауэр
Гегелевскую диалектику и философию активно критиковал его современник Артур Шопенгауэр, знавший Гегеля лично: [3]
Гегель, назначенный властями сверху в качестве дипломированного Великого философа, был глупый, скучный, противный, безграмотный шарлатан, который достиг вершин наглости в наскребании и преподнесении безумнейшей мистифицирующей чепухи. Эта чепуха была шумно объявлена бессмертной мудростью корыстными последователями и с готовностью принята всеми дураками, которые, таким образом, соединились в столь совершенный хор восхищения, который вряд ли когда-либо звучал ранее. Широчайшее поле духовного влияния, предоставленное Гегелю власть предержащими, позволило ему добиться успеха в деле интеллектуального разложения целого поколения. |
Поппер
Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. К. Поппер [4] объясняет эту схему, сравнивая её с научным методом проб и ошибок, который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определенной области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая “создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».
Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими [5] . Но главное, что, правильно замечая, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними [6] . Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.
К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.