0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сергей Витте

Биография министра берет начало на Кавказе, в Тифлисе, 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года. Родился мальчик в небогатой семье провинциальных дворян. Отец Сергея Юльевича по национальности – выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким, чем Витте очень гордился.

Сергей Витте

В семье воспитывались пять детей – три сына и две дочери. Детство будущего министра прошло у деда по материнской линии – А. М. Фадеева. Бабушка научила любимого внука азам грамотности, дав мальчику первоначальное образование. Поступив в Тифлисскую гимназию, ученик не отличался блестящим поведением и страстью к точным наукам. Гимназист предпочитал уроки фехтования, музыки и верховой езды.

Сергей Витте в молодости

Несмотря на слабые отметки в аттестате, Сергей Юльевич отправился в Одессу для поступления в университет. Впрочем, первоначальная попытка не увенчалась успехом, и незадачливому гимназисту пришлось вернуться в гимназию. После усердных занятий Витте удалось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в 1866 году.

Биография Витте – XIX век

Фамилия у Сергея Юльевича немецкая. Он происходил из семьи балтийских немцев, но его матерью была дочь саратовского губернатора, а отец после заключения брака перешел в православие из лютеранства.

Рис. 1. Сергей Витте.

До 1865 молодой Сергей Витте жил в современном Тбилиси, который тогда назывался Тифлис. Оттуда его семья переехала сначала в Кишинев, а потом в Одессу, где Сергей Юльевич поступил в Новороссийский университет. После его окончания в 1870 году он начал карьеру в канцелярии Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства. Следующим местом его работы стало управление Одесской железной дороги, где он поднялся до должности руководителя службы эксплуатации.

В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов он отличился при перевозке солдат к местам боевых действий и был замечен великим князем Николаем Николаевичем (сын императора Николая I). В Петербург он переехал в 1879 году. В столице он занялся разработкой проекта устава железных дорог Российской империи. Работа в Петербурге оказалась недолгой и в 1880 году Сергей Юльевич переехал в Киев для работы в администрации Юго-Западных железных дорог.

На новом рабочем месте его начальником стал ученый Иван Вышеградский, который через несколько лет станет министром финансов России. В 1880-ые годы Витте познакомился с императором Александром III, которого заинтересовал своими взглядами на развитие железных дорог. По просьбе императора он перешел на службу в департамент железнодорожных дел при министерстве финансов, то есть снова уехал в Петербург в 1889 году.

В 1891 году он совместно с Д. Менделеевым разработал новый таможенный тариф России. Он стал защитным барьером для молодой российской промышленности.

В 1892 году Витте на несколько месяцев занял пост министра путей сообщения. За короткий срок он провел реформу железнодорожных тарифов и ликвидировал скопления застоявшихся грузов.

В том же 1892 году Сергей Юльевич получил назначение на должность министра финансов, которую занимал 11 лет. Этот период стал самым продуктивным в биографии Витте. За эти годы он успел:

  • Ускорил строительство Транссибирской магистрали.
  • Заключил выгодный 10-летний торговый договор с Германией в 1894 году.
  • С 1895 года стал вводить винную монополию.
  • Добился соглашения империи Цин (Китая) на строительство КВЖД в Маньчжурии.
  • Провел денежную реформу 1897 года и обеспечил рубль золотом. Это повлекло рост притока иностранных капиталов и инвестиций.
  • Провел в 1898 году реформу налогообложения торговли и промышленности.
  • Принял участие в решении крестьянского вопроса. Например, добился отмены круговой поруки в общине и телесных наказаний.

В период работы Сергея Витте в сфере железнодорожных перевозок в российских поездах появились знаменитые металлические подстаканники. Они были устойчивее обычных кружек и поэтому используются до сих пор.

Читать еще:  Кто такой предатель толкачев. Шпион на миллиард

Сергей Витте — биография

Сергей Витте – один из самых популярных деятелей индустриализации, сторонник многочисленных реформ. Он стал создателем грандиозного магистрального пути между столицей и Сибирью. Также прославился в качестве гениального министра.

С фамилией Витте связывается появление легендарной Транссибирской магистрали, которая не только соединяет Дальний Восток и Москву, но и превратилась в популярный туристический маршрут.

Юношеские годы

Родился великий политический деятель России на Кавказе в 1849 году. Бедное, но родовитое дворянское семейство проживало в Тифлисе. Глава рода Витте был по происхождению немцем, его семья вступила в дворянство еще в середине 19-го века. Родословная по матери была связана с великими Долгорукими, что было для маленького Сергея особым поводом для гордости.

В семье подрастало пятеро детей – две дочки и трое сыновей. Детство малыша прошло у А.М. Фадеева, его дедушки со стороны матери. Любимая бабуля научила маленького Сережу читать и писать.

Когда мальчик подрос, пришло время отдавать его в школу. Сергей поступил в Тифлисскую гимназию, где имел репутацию не очень хорошего ученика. Юному реформатору не нравились точные науки и дисциплина, но он был в восторге от фехтования, катания на лошадях и музицирования.

Хотя оценки у Сергея в аттестате были плохими, он решает поступать в университет. Для этого он едет в Одессу, однако первая попытка закончилась провалом. Юноше пришлось вновь уехать в родной город и продолжить обучение в гимназии. После долгой и кропотливой зубрежки и повторений Сергей поступает в университет.

Карьерный рост

Хотя в детстве научные труды мало интересовали Сережу, с годами все изменилось. Когда Витте закончил вуз и получил диплом, он хотел остаться работать на кафедре. Молодого человека очень привлекала научная работа. Однако его мать с дядей быстро отговорили Сергея, посчитав, что дворянину не пристало заниматься наукой. По наводке родственников юный Витте решает устроиться на государственную работу.

В то время в России начинается масштабное строительство железнодорожных путей. Частные инвесторы вкладывали огромные деньги в это. Сергею пришлась по душе модная и актуальная отрасль. Под покровительством знатного друга семьи юноша устраивается работать в отдел Одесской железной дороги. Индустриализация захватывает внимание Витте, он видит будущее страны только в техническом прогрессе.

Сергей Витте в молодости

История могла и не увидеть стремительной карьеры Сергея Витте, если бы не интересный случай. В 75 году 19 века произошло невероятное – на путях в катастрофе погибло несколько человек, ехавших на поезде. Начальник пути, а также молодой Витте были приговорены к четырехмесячному аресту. Однако один из князей смилостивился, отметив прошлые заслуги молодого служащего. Только решение высокопоставленного вельможи спасло Витте от ареста. В качестве наказания несчастный работник должен был отсидеть две недели на гауптвахте, куда Витте приходил только ночью – днем он продолжал трудиться в конторе.

Вскоре карьера юного чиновника начала молниеносно развиваться.

Сергей Витте за работой

В 80-х годах 19 века талантливый управленец впервые видит Александра III. Знакомство ознаменовало карьерную биографию будущего министра. Глава монархического государства благоволил Сергею и последнего вскоре назначают руководителем недавно созданного Департамента по вопросам железной дороги. Организация находилась при Минфине. Александр сам мечтал о великом будущем для своего государства и видел в Витте соратника, друга и единомышленника.

Строительство железной дороги при Сергее Витте

При дворе к новоявленному руководителю относились неоднозначно, однако его быстро избрали министром, отвечающим за пути сообщения. Работа молодого чиновника была крайне продуктивной, поэтому вскоре он становится министром финансов.

Сергей ни на миг не забывает о железной дороге – начинает продвигать отрасль, скупает линии передач за счет государственных средств. Основным его достижением считается создание и реализация проекта Транссибирской магистрали.

Реформаторская деятельность

В ходе работы министра рубль был усилен и получил «поддержку» в виде золотых монет и слитков. Благодаря этому укрепляется валюта, богачи отдают капитал в развитие страны.

Читать еще:  Орфоэпические словари. Орфоэпический словарь - это что такое

Не менее важным вкладом была винная монополия. Это решение принесло стране дополнительный доход. Новоявленный министр начинает проводить реформу за реформой. Витте берется за рабочее законодательство, в результате чего было принято постановление о нормированном рабочем дне. Также министр стремился к изменениям в общинах крестьян, которые он считал пережитком прошлого.

Сергей Витте стремился, чтобы управление страной брали в свои руки только образованные и мудрые люди. Реформатор добился того, что на службу стали принимать по заслугам, а не по дворянскому титулу. Афоризмом стало изречение Витте о том, что большая часть дворян – всего лишь кучка дегенератов, которые стремятся только к собственной выгоде. Не удивительно, что при дворе министра не любили и относились к нему с опаской. Больше всего Витте ценил ум, любознательность. По его мнению, именно эти качества должны определять хорошего чиновника и управленца.

Интриги и враги

Предыдущий император благосклонно относился к реформам Витте, но вскоре престол России занял новый правитель. Николай II еще не успел стать новым императором, как враги министра начали организацию кампании. Цель у них была проста – Витте должен быть смещен с поста. Николай не любил Сергея, поскольку обаятельный министр во многом превосходил императора. Но и совсем обойтись без опытного чиновника император не мог – слишком многое держалось на бывшем управленце. Впрочем, Витте также презрительно относился к Николаю, считая лучшим предыдущего правителя России – Александра III.

Николай II Витте и Столыпин

Витте всегда мог сострить или задеть своего противника в словесном споре. Он нажил себе много недоброжелателей из знатного круга. Этот факт и стал причиной дальнейших событий. В 1903 году Сергей Витте переходит на пост председателя в Кабмине тех лет. Несмотря на громкое название, пост был чисто номинальным, бывший министр не имел права голоса в серьезных вопросах. Спустя три года некогда влиятельный чиновник и великий реформатор полностью отходит от дел. Витте объявляет о своей отставке.

Личная жизнь

В биографии Сергея Юльевича Витте было два супружества. Оба раза он женился по любви, но личная жизнь его складывалась трагически. С первой супругой Надеждой будущий чиновник познакомился еще в Одессе. Женщина уже была замужем, но Сергея это не остановило. Он делал все возможное, чтобы избранница получила развод. У него получилось и вскоре молодожены обвенчались, но их совместная жизнь была короткой. Надежда тяжело заболела и часто ездила на курорты, чтобы укрепить слабое здоровье. В 1890 году девушка умерла от сердечного удара.

Сергей Витте с женой Марией (Матильдой)

Через год состоялась другая знаменательная встреча – Сергей увидел Марию Лисаневич. Девушка отличалась яркой красотой, которая, по словам современников, была секретным оружием Марии. Многие сильные мира сего предлагали Марии руку помощи, которую она иногда принимала, зная цену своей внешности. Новая избранница будущего министра также была замужем и развод муж ей давать не хотел. Витте рисковал карьерой, заплатил огромные деньги, но добился своего. Сергей и Мария вступили в повторный брак.

Скандал был огромным: знаменитый чиновник стал мужем еврейке (хотя Мария была к тому моменту православной), которая уже была замужем. Судьбоносный поворот почти стоил мужчине карьеры, но супругов переполняла такая любовь, что им удалось выдержать все напасти судьбы. Сергей рискнул всем и на помощь ему пришел Александр III. Император любил своего министра и помог молодоженам замять скандал.

Сергей Витте с внуком

Однако в высшем свете супругов не принимали. Марию сразу же невзлюбили и презирали, как и самого Сергея. У Витте не было детей. Он удочерил дочерей жен от первых браков.

Болезнь и смерть

В свое время Сергей Витте пережил одно покушение на жизнь, но ему удалось спастись.

Старость бывший министр встречал в Петрограде. Здесь же в 1915 году его настигла страшная болезнь – менингит. Именно это заболевание и стало причиной скорой смерти политического деятеля.

Читать еще:  В каком майнкрафте есть райская зажигалка. Как сделать огниво в "майнкрафт", или учимся разводить огонь

Николай II потом скажет, что смерть Витте стала для него знаком божьим. Император почувствовал облегчение, ведь рядом с ним больше не было «очага интриг». Николай даже представить себе не мог, что пройдет еще несколько лет и начнется революция.

Известно, что Витте работал над описанием собственной биографии – писал книгу мемуаров. «Воспоминания» были изданы в 20-х годах прошлого века, в Германии.

Жизнь великого Витте не была долгой – он прожил всего лишь 65 лет. Однако за это время он успел провести множество необходимых реформ, которые помогли улучшить жизнь простого населения. Витте стал частью истории, о нем до сих пор снимаются киноленты и пишутся книги. Он даже получил гордое звание дедушки глобальной индустриализации.

Интересные факты

  • Сергей Витте всегда очень творчески подходил к любой работе. Молодой человек хотел узнать все тонкости каждой профессии. Он успел побыть кассиром, смотрителем железнодорожных путей.
  • Когда Витте ушел с управленческой должности и стал чиновником, он очень потерял в деньгах. Раньше он получал около 40 000 рублей, что по тем временам было феноменальной суммой. В качестве чиновника Витте получал только 8 тысяч в год. Александр благоволил будущему министру и собственноручно платил Сергею еще около 8 000.
  • Привычные для нашего современника резные подстаканники начали функционировать в поездах именно в момент работы железнодорожного «деятеля».

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Смерть

Бывший министр-реформатор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, Николай с облегчением узнал о кончине бывшего министра.

Могила Сергея Витте

Незадолго до кончины Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров личного характера. «Воспоминания» изданы в начале 1920-х годов в Берлине, чуть позже в РСФСР.

В современном мире вклад Витте в становление российской экономики, а также незаурядная личность становились предметом оценки историков. О государственном деятеле сняты документальные фильмы, которые также неоднозначно, как и его современники, рассматривают Сергея Юльевича.

Дальнейший рост

Судьба Витте как чиновника могла бы закончиться, не успев начаться, по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов.

Однако его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказали двумя неделями гауптвахты).

Развитие порта Одессы – тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки Сергей Витте получает новый толчок в своей карьере, но уже в Санкт-Петербурге.

В 1879 г. он становится руководителем пяти юго-западных железных дорог (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской).

Затем биография Сергея Витте продолжается в Киеве, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать лет его жизни.

Последние годы

Отношения с Николаем II у Витте складывались сложно. С одной стороны, император ценил его как специалиста, с другой же придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был тот еще мастак) сильно осложняли положения министра финансов. В конце концов, в 1903 году Витте своего поста лишился, но надолго без дел не остался — именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии. С заданием он справился, наградой стал титул графа.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, застрельщиком которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 году.

На этом, собственно, краткая биография Витте заканчивается. В феврале 1915 года он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией безуспешной борьбы за процветание Родины. Знать ее необходимо нашим современникам для того, чтобы избежать многих допущенных век назад ошибок.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector