Великие сооружения: Храм Святой Софии в Константинополе
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа. По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).
Досье собора:
Строительство: 532–537 годы
Закладка камня: 23 февраля 532 года
Освящение: 27 декабря 537 года
Архитектурный стиль: Переходный от базиликального к крестово-купольному храму
Основатель: император Юстиниан I
Авторы проекта и архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Статус: музей Айя-София
Архитектурные особенности собора
Собор Святой Софии – здание прямоугольной формы со сторонами 79 и 72 метра, высотой по куполу 55,6 метров. Базилика не являлась архитектурным новшеством. Возведенный на холме храм поражал современников смелым соединением огромной базилики с гигантским куполом.
«Парящий» купол
Купольное сооружение, заметное со всех сторон, привлекало внимание грандиозным видом. Базилика увенчана куполом диаметром 31 метр, вознесенным на высоту 55 метров. Купол – центр композиции, олицетворяющий идею единения всех с Богом. Его сфера подобна куполу небес, обнимающему мироздание.
Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа, подпирающих громадные арки. Подкупольные арки возносятся на высоту, создавая эффект «парения» купола, который состоит из 40 радиальных арок. В нижних частях межарочных промежутков прорезаны окна, создающие ощущение сплошного светового пояса.
Лента окон усиливает впечатление, будто вознесенный на головокружительную высоту купол взлетел над храмом. К подкупольному пространству примыкают две колоссальные ниши с полусферическим верхом.
Световой эффект храма
Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле.
Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью». Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев. «Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.
Особенности строительства храма
Перед входом в собор Айя-София – просторный двор с фонтаном. В храм ведут 9 дверей, право входа через центральный портал предоставляется императору и патриарху. На строительство храма доставлялся лучший мрамор: фригийский – розовый, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым.
Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.
Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».
Собор Святой Софии имеет классический план базилики. Основной план здания представляет собой прямоугольник шириной 70 м, длиной 75 м. Область покрыта центральным куполом диаметром 31 м, что немного меньше, чем у Пантеона в Риме.
Главный купол держится на подвесках: четырех вогнутых треугольных секциях кладки, которые решают проблему установки круглого основания купола на прямоугольное основание. На каждой подвеске изображен серафим. Вес купола проходит через подвески к четырем массивным опорам по углам, и между ними купол, кажется, плывет на четырех огромных арках.
С западного и восточного концов арочные проемы продолжены полукуполами. Плоские стены с каждой стороны интерьера (северной южной) называются тимпаном, при этом, каждый из них насчитывает 12 больших окон в два ряда, семь — нижний ряд, пять — верхний.
Сразу за входом каменные ядра выстилают гравийную дорожку внешнего двора. Это настоящие пушечные ядра, которые использовал Мехмет Завоеватель во время своей победоносной битвы за город в 1453 году.
Все внутренние поверхности облицованы полихромным мрамором, зелено-белым с пурпурным порфиром, золотой мозаикой. Снаружи простые оштукатуренные стены демонстрируют ясность массивных сводов и куполов.
Исламские каллиграфические работы подвешенного главного купола с 19-го века остаются на месте, создавая захватывающий религиозный контраст с непокрытыми христианскими мозаиками. Имена, нарисованные на восьми деревянных медальонах: Аллах и Мухаммад (по бокам апсиды); первые четыре халифа Абу Бакр, Умар, Усман и Али (по четырем углам купола); а также два внука Мухаммеда, Хасан и Хусейн (в нефе).
Византийские мозаики постепенно раскрываются, но только на более высоких уровнях галереи, к которым можно подняться по лестнице за плату. Это означает, что мусульманам не нужно сталкиваться с множеством христианских образов главного зала здания, которое почти 500 лет являлось мечетью, сохранив все оборудование места поклонения мусульман.
Когда собор Святой Софии использовался как место поклонения, как для христиан, так для мусульман, центром здания считалась восточная часть, прямо напротив входа. Это потому, что христианские церкви традиционно ориентированы на восток, а мусульмане всегда молятся лицом к Мекке, находящейся к юго-востоку от Стамбула («восточный» конец собора Святой Софии фактически обращен на юго-восток). Таким образом, основная масса интересных достопримечательностей сосредоточена в этой части огромного интерьера собора Святой Софии.
На первом уровне большинство достопримечательностей относятся к исламскому периоду. Красивое мраморное сооружение в апсиде — это михраб, ниша во всех мечетях, указывающая направление на Мекку. Большая отдельно стоящая лестница справа от михраба — минбар, или кафедра, с которой читались проповеди. Слева от михраба находится ложа великого султана, построенная братьями Фоссати, восстановившие собор Святой Софии в 1800-х годах.
С этого места можно увидеть великолепную мозаику апсиды, изображающую Богородицу с младенцем. Справа — частично поврежденная мозаика Архангела Гавриила. Раньше Габриэль сталкивался с мозаикой Архангела Михаила на другой стороне апсиды, но теперь она почти полностью исчезла.
Самые известные мозаики собора Святой Софии находятся на верхнем этаже среди галерей. Южная галерея, где находятся великие мозаики, использовалась для церковных соборов. Когда собор Святой Софии ещё являлся мечетью, галереи служили местом, где женщины сидели во время богослужений. Сегодня галереи предоставляют посетителям захватывающий вид на неф со всех сторон, включая крупный план некоторых из лучших византийских мозаик, которые можно увидеть где угодно.
Самая известная мозаика называется Мозаика Деэзиса, и это первая мозаика, к которой вы приходите, входя в Южную галерею через Мраморную дверь. На нем изображен торжествующий и царственный Христос (известный как «Христос Пантрокрактор»), окруженнный Девой Марией и Иоанном Крестителем.
В конце Южной галереи две золотые византийские мозаики. Слева — Христос с императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей; справа — Богородица с младенцем, император Иоанн II Комнин и императрица Ирина.
Современный выход из Собора Святой Софии находится через Вестибюль Воинов, названный так потому, что именно там телохранители императора ждали, пока он поклонялся. Высоко и позади вас, когда вы выходите, великолепная мозаика Богородицы с Константином и Юстинианом: Константин Великий представляет Деве модель города Константинополь (Стамбул), который он основал, а император Юстиниан представляет церковь Собор Святой Софии, который он перестроил. Эта мозаика датируется, вероятно, 10 веком.
Из исторических источников
Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев. Из них явствует, что на современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения.
Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил. Главный купол величайшего христианского храма древнего мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение. Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.
С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию
В связи с тем, что с 10.07.20 статус Святой Софии был изменен на мечеть, поменялись и условия ее посещения.
Часы для посещения: доступно для посещения постоянно, кроме часов молитвы (Намаза). Для посещения, как и любой мечети, женщинам необходимо прикрыть голову платком.
Собор Святой Софии можно легко найти, стоя на площади Ипподром (остановка трамвая Т1 Султанахмет). В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно.
Если вы предпочитаете гулять самостоятельно, тогда наш нескучный аудиогид на русском языке, который включает все основные исторические памятники Султанахмет отлично подойдет для обзорной экскурсии. Это не только экономия времени, в отличие от экскурсии с группой, но и денежная выгода. Доступен для андроид и iOS.
К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.
Краткая история
Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.
В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.
После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. До июля 2020 г в стенах комплекса было запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видели в таком решении ущемление свободы вероисповедания.
В итоге, 10 июля 2020 г властями было принято решение о возможности проведения молитв мусульман. В этот же день после указа президента Турции Эрдогана Айя Софья официально стала мечетью.
Читайте также: Мечеть Сулеймание — широко известный исламский храм в Стамбуле.
В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».
Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:
Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Все дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.