Содержание
Он был максималистом — хотел брать от жизни всё. Работал на износ играл правдиво, пел неистово, говорил от всего сердца, выпивал от души, дружил преданно, а любил на разрыв. Зрители полюбили его сразу и навсегда — за то, что олицетворял собой настоящего русского мужика. Знал, когда нужно по столу кулаком стукнуть, а когда промолчать. Был трудоголиком, спал по четыре часа в сутки — казалось, организм молод и выдержит. Занимался спортом: в детстве прыжками в воду, в зрелом возрасте играл в теннис на уровне профессионала.
С самого рождения Караченцов был везунчиком. Родился в 1944 году в Москве, в творческой семье: отец – художник, мать – балетмейстер. Школу-студию МХАТ окончил с отличием и получил приглашение в «Ленком», где вскоре вышел в фавориты у публики.
Ходить «на Караченцова» у молодежи стало модным. Ему снова повезло – его кандидатуру утвердили на главную роль в рок-опере «Юнона и Авось». Хотя было много актеров с более сильными вокальными данными, спектакль ставили специально под него. Эта роль стала визитной карточкой Николая Караченцеова.
В кино актер тоже попал сразу, и на заметные роли. Не было ничего, что бы ему не удавалось. Он прекрасно рисовал, пел, танцевал, исполнял немые сценки, выполнял сложные трюки. Но лучше всего ему удавалось достучаться до сердец зрителей. Поклонникам актера полюбились его работы в фильмах «Старший сын», «Собака на сене», «Человек с бульвара Капуцинов», «Петербургские тайны» и многих других, а всего их больше сотни.
Биография Николая Караченцева
Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, на Чистых прудах. Отец Пётр Яковлевич Караченцов (1907—1998) много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР (1967). Мать Янина Евгеньевна Бруна́к (1913—1992), балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, участвовала в постановке спектаклей в Большом театре, Казанском музыкальном театре, Музыкальном театре Улан-Батора в Монголии, вела балетное училище и организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, в Лондоне.
В 1967 году с отличием окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (ныне — Школа-студия, институт, им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре им. А. П. Чехова), где учился на курсе Виктора Монюкова.
После этого молодой актер должен был по распределению поступить во МХАТ, однако в театральную школу обратилось руководство Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне — Московский государственный театр «Ленком»), который вслед за уходом главного режиссера Анатолия Эфроса покинули многие актеры. После этого десять лучших выпускников Школы-студии МХАТ, в том числе Николай Караченцов, были направлены на работу в «Ленком».
На сцене «Ленкома» актер сыграл более чем в 20 постановках разных жанров — от драмы до рок-оперы. Первый успех ему принесла роль Тиля Уленшпигеля в спектакле Марка Захарова «Тиль» (1974). Николай Караченцов также был задействован в спектаклях: «Жестокие игры» (1972), «Автоград 21» (1973), «Звезда и Cмерть Хоакина Мурьеты» (1976), «Оптимистическая трагедия» (1983), «Гамлет» (1986), «…Sorry» (1992), «Шут Балакирев» (2001) и др. Наиболее популярной среди театральных работ артиста стала роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось», которую он исполнял с 1981 года на протяжении более 20 лет.
Николай Караченцов был широко известен в качестве киноактера. Дебютной для него стала роль Ивана Шульги в историко-приключенческом телефильме Марии Муат «…И снова май!» (1968). К числу наиболее известных киноработ Николая Караченцова относятся Владимир Бусыгин в драме «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова (1975, режиссер Виталий Мельников), маркиз Рикардо в музыкальном фильме «Собака на сене» по пьесе Лопе де Вега (1977, Ян Фрид), Мик Урри в фильме «Приключения Электроника» по книге Евгения Велтистова (1979, Константин Бромберг), Джефферсон Хоуп в фильме «Кровавая надпись» из цикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» по произведениям Артура Конан Дойля (1979, Игорь Масленников), Вася Ходас в драме «Белые росы» (1983, Игорь Добролюбов), Николай Орлов в военной драме «Батальоны просят огня» по мотивам повести Юрия Бондарева (1985, Владимир Чеботарев и Александр Боголюбов), Билли Кинг в приключенческой комедии «Человек с бульвара Капуцинов» (1987, Алла Сурикова), «Японец» в авантюрной комедии «Дежа вю» (1989, Юлиуш Махульский) и др.
Также снимался в фильмах и сериалах: «Моя судьба» (1973, режиссер Леонид Пчелкин), «Одиножды один» (1974, Геннадий Полока), «Ярославна, королева Франции» (1978, Игорь Масленников), «Благочестивая Марта» по мотивам пьесы Тирсо де Молина (1980, Ян Фрид), «Остров сокровищ» по одноименному роману Роберта Льюиса Стивенсона (1982, Владимир Воробьев), «Трест, который лопнул» по произведениям О. Генри (1982, Александр Павловский), «Моонзунд» по роману Валентина Пикуля (1987, Александр Муратов), «Криминальный квартет» (1989, Александр Муратов), «Петербургские тайны» (1994–1998, Вадим Зобин и др.), «Досье детектива Дубровского» (1999, Александр Муратов) и др. В общей сложности исполнял различные роли более чем в 90 фильмах и сериалах.
Все трюки в приключенческих лентах актер исполнял самостоятельно, без каскадеров.
Артист исполнял песни к различным художественным и мультипликационным фильмам, многие из них были выпущены на компакт-дисках и аудиокассетах. В общей сложности Николай Караченцов записал более 200 песен.
Николай Караченцов дублировал иностранные фильмы, в том числе все ленты с участием французского актера Жан-Поля Бельмондо, которые шли в отечественном прокате. Также актер озвучивал мультипликационные фильмы («Ловушка для Бамбра», «Пес в сапогах», «Космические пришельцы», «Бюро находок», «Остров капитанов» и др.), участвовал в аудиоспектаклях («Пикник на обочине», «Казаки», «Питер Пэн», «Ромео и Джульетта»).
Избирался секретарем Союза театральных деятелей России. Возглавлял жюри фестиваля актерской песни им. Андрея Миронова.
Был членом Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Народный артист РСФСР (1989).
Был награжден орденами Почета (1997) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009).
Лауреат Государственной премии РФ (2002; за роль в спектакле «Шут Балакирев»), премии МВД РФ (2001).
Был удостоен специального приза кинофестиваля «Амурская осень» (2004, Благовещенск, Амурская область), премии «Своя колея» (2005; учреждена Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры РФ и Комитетом по культуре г. Москвы), специального приза «Хрустальная роза» московской театральной премии «Хрустальная Турандот» (2005), российской национальной актерской премии им. Андрея Миронова «Фигаро» (2011) и др.
Караченцов никогда не станет прежним,
Актер поверил в чудо
Николай КАРАЧЕНЦЕВ обвенчался со своей женой Людмилой ПОРГИНОЙ. Это произошло в московском храме Симеона Столпника, в день обретения мощей Серафима Саровского — как раз ровно 30 лет назад актерская чета сыграла свадьбу. Еще не вполне оправившийся от тяжелых травм, любимец публики держался во время 40-минутной церемонии очень мужественно.
Пару дней назад заботливая жена Караченцова вместе с невесткой Ириной (супругой его сына Андрея) пытались уговорить Николая Петровича перенести венчание из-за жары.
ВЕНЧАЛЬНЫЙ ПОЦЕЛУЙ: горько…
— Нет, девоньки, будем точны! — заявил он. — Я верю, этот день мне поможет…
Я поинтересовался у Людмилы Поргиной, почему все-таки было принято решение венчаться именно сейчас.
— Понимаете, я давно уже глубоко верующий человек, — пояснила Людмила. — А к Коленьке подлинная вера пришла, думаю, именно сейчас, когда на примере своего выздоровления он убедился в том, что чудеса все же случаются.
ЖИТЬ БУДЕТ ДОЛГО, ИГРАТЬ — С ТРУДОМ
Николай Караченцов никогда не станет прежним, с сожалением утверждают врачи
Сейчас близкие всячески поддерживают Николая Петровича в его стремлении быстрее вернуться к творческой деятельности. Они знают, это необходимо в первую очередь для его скорейшего выздоровления. Но когда Караченцов сможет снова выйти на сцену и сможет ли?
Директор Центра патологии речи и нейрореабилитации на Таганке профессор Виктор Шкловский категорически не разрешает лечащим врачам артиста общаться с прессой. Но нам все-таки удалось поговорить с одним из логопедов, естественно, при условии полной анонимности. Увы, прогноз на будущее не самый оптимистический. Николай Петрович не сможет играть ведущие роли, даже когда полностью оправится от полученный травмы, утверждают врачи. То эмоциональное напряжение, которого требует работа артиста, ему теперь противопоказано, да и речь при таких травмах полностью не восстанавливается.
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО: пришел поддержать друга
— Афазия, то есть поражение головного мозга, приводящее к затруднениям речи, у Николая Петровича не тотальная, — успокоил нас нейропсихолог. — Это значит, что он может жить еще долго и вести нормальный образ жизни. В результате аварии у него возникла аферентно-моторная афазия, комбинированная с акустикомнестической. Поражены были височные и нижние отделы коры левого полушария головного мозга. Но работать в полною силу он уже никогда не сможет. Травмированному таким образом человеку будет трудно произносить слова и понимать чужую речь, особенно быструю, даже после выздоровления. Я понимаю, какая это трагедия для актера…
Врачи, конечно, обещают сделать все возможное. У них уже есть опыт работы с актерами.
ЕВГЕНИЙ КИНДИНОВ: «Коля, мы еще сыграем с тобой»
Драма в ресторане
Подобная же беда случилась в конце 80-х с другим известным артистом — Константином Григорьевым. «Это актер, о котором мечтают все режиссеры, и я, в частности» — говорил о нем в то время Никита Михалков.
Зрителям Григорьев стал известен по ролям Федотова в «Рабе любви», Серого в «Трактире на Пятницкой» и Шнейдера в «Транссибирском экспрессе».
В ресторане ВТО его головой вниз сбросили с лестницы два педераста, над которыми Григорьев имел неосторожность пошутить.
Московские врачи вытащили его буквально с того света. Но играть, как раньше, он уже не смог. Его посттравматические симптомы, уверял врач, были очень похожи на то, что сейчас происходит с Караченцовым.
ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ (СПРАВА): пообещал Ширвиндту сделать все возможное
Первое время Григорьев еще пытался работать. Его друг, режиссер Александр Соловьев снял его в роли сумасшедшего в фильме «По Таганке ходят танки». Олег Ефремов тоже пытался поддержать талантливого актера, давал ему эпизодические роли во МХАТе.
— Однажды Костя пришел за зарплатой, — рассказала нам бывшая кассирша театра Нина Степановна. — Что-то мало, говорит, тетя Нина. А я ему в шутку — играть надо больше, Костенька. Ляпнула, не подумавши. А он всерьез обиделся, ушел из театра. Я знаю, он вернулся жить к себе в Питер, он ведь оттуда. А где он сейчас, что с ним. Мы все за него очень переживали тогда. Я до сих пор телевизор смотрю, думаю, может, увижу его на экране. Он же такой талантливый был.
ВТОРАЯ АВАРИЯ
И снова февраль, и снова ДТП. В аварии 2017 года пострадал и сам Караченцов, и его супруга. За рулем автомобиля была Людмила Поргина, которая столкнулась с «Газелью». Удар при столкновении был настолько сильным, что машина, в которой находился Николай Петрович с женой, перевернулась.
Разумеется, отделаться лишь испугом не удалось. Тогда Караченцов получил сотрясение мозга и был снова доставлен в больницу. В медицинском учреждении ему предстояло провести почти неделю.
Поскольку произошедшее ДТП вызвало немало вопросов, поклонники стали строить гипотезы, касающиеся произошедшего. Так, некоторые из них утверждали, что Людмила Поргина находилась в состоянии алкогольного опьянения, и именно из-за этого не справилась с управлением. Однако сама артистка категорически отрицала подобные обвинения.
«Представьте себе, 12 лет бороться за жизнь человека, напиться, сесть и убить всех четверых, и себя тоже? И ради чего это? У меня длинный день. Утром я забила багажник вином, водкой, шампанским, виски, чтобы привезти в ресторан для поминок… Все разбилось, мы не знаю, сколько лежали. Машина несколько раз перевернулась и легла набок. Вся шуба в крови, водке, вине, виски. Мы надышались, были все мокрые», — заявила Поргина в эфире программы «Андрей Малахов. Прямой эфир».
Чуть позже заслуженная артистка РФ призналась, что накануне годовщины смерти матери и первой страшной аварии у нее всегда бывает плохое настроение. «Я боюсь этого дня. Но думала, раз поедем в кино, как-то развеюсь. Надя, медсестра, кстати, не хотела ехать, как будто что чувствовала. Да и меня трясло, как никогда. Трясло именно от мысли, что 12 лет — это цикл. И вот — опять авария и опять удар справа. Хорошо, что он был пристегнут», — поделилась переживаниями Поргина.
Несмотря на то, что полученные травмы были несерьезными, здоровье Караченцова все равно стало все чаще и чаще вызывать вопросы у фанатов. Ходили слухи, что артист плохо себя чувствует, и вскоре стало понятно почему.
Его беда
Две аварии и онкология — это испытания, которые были посланы Николаю Петровичу свыше. Беда его была не в диагнозах. А в немощи.
В той немощи, когда не старый еще мужчина (в момент первой аварии 60-летний Караченцов был полон сил и планов на будущее) превращается по сути в дряхлого деда. Существование которого немыслимо без сиделки.
Быть обузой Николай Петрович не хотел и не мог. Все нутро его противилось такому образу жизни. Да и можно ли было назвать жизнью эти 13,5 лет.