Сонорные согласные звуки в системе русского языка
Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.
Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.
В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки, а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л’], [м’], [н’], [р’].
Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].
Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:
- аппроксиманты;
- носовые фонемы;
- дрожащие;
- одноударные.
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
- согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
- и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
Твердые и мягкие согласные
Среди звонких согласных выделяются своей особой звучностью сонорные (лат. sonorus — «звучный»), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. В эту группу согласных входят 9 звуков, которые соответствуют буквам алфавита:
- буква «й» — это звук [й’];
- буква «л» — это звуки [л] или [л’];
- буква «м» — это звуки [м] или [м’];
- буква «н» — это звуки [н] или [н’];
- буква «р» — это звуки [р] или [р’].
Если воздух выходит через нос, образуются сонорные звуки [м], [м’], [н], [н’]:
- ма́ска [м а с к а];
- мя́со [м’ а с а];
- нога́ [н а г а];
- ня́ня [н’ а н’ а]
Воздух может пройти в проход между боковыми краями щек и языка. Тогда рождаются сонорные звуки [л], [л’]:
- улы́бка [у л ы п к а];
- лист [л’ и с т]
Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’]:
- ра́ма [р а м а];
- рябь [р’ а п’ ]
Как видим, перечисленные сонорные звуки имеют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Когда щель достаточно широка для выдыхаемого воздуха между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом, возникает сонорный мягкий звук [й’] . Он наиболее близок к гласным, так как шума почти нет. У него нет пары по признаку твёрдости. Сонорный согласный звук [й’] является непарным мягким:
- сойка [с о й’ к а];
- край [к р а й’]
Непарные сонорные звуки
Сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] не имеют пары среди глухих согласных. По признаку звонкости/глухости они все являются непарными. На конце слова и в позиции перед глухими согласными в отличие от других звонких согласных сонорные не оглушаются.
Сравним:
- витя з ь [с’] — вете р , притво р ство;
- экипа ж [ш] — уго л , треуго л ка;
- заво д [т] — коко н , ко н ский;
- поры в [ф] — гно м , поло м ка.
Перед сонорными звуками не происходит озвончения глухих согласных, например:
ко рк а, бу лк а, ка нт ата, ла мп очка.
Сравните:
- ане к до́т [а н’ и г д о т]
- во к за́л [в а г з а л]
- ко с ьба́ [к а з’ б а].
Как образуются сонорные звуки?
Среди звонких согласных выделяются своей особой звучностью сонорные (лат. sonorus — «звучный»), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. В эту группу согласных входят 9 звуков, которые соответствуют буквам алфавита:
- буква «й» — это звук [й’];
- буква «л» — это звуки [л] или [л’];
- буква «м» — это звуки [м] или [м’];
- буква «н» — это звуки [н] или [н’];
- буква «р» — это звуки [р] или [р’].
Если воздух выходит через нос, образуются сонорные звуки [м], [м’], [н], [н’]:
- ма́ска [м а с к а];
- мя́со [м’ а с а];
- нога́ [н а г а];
- ня́ня [н’ а н’ а]
Воздух может пройти в проход между боковыми краями щек и языка. Тогда рождаются сонорные звуки [л], [л’]:
- улы́бка [у л ы б к а];
- лист [л’ и с т]
Если кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под влиянием воздушной струи, возникают сонорные звуки [р], [р’]:
- ра́ма [р а м а];
- рябь [р’ а б’ ]
Как видим, перечисленные сонорные звуки имеют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Когда щель достаточно широка для выдыхаемого воздуха между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом, возникает сонорный мягкий звук [й’]. Он наиболее близок к гласным, так как шума почти нет. У него нет пары по признаку твёрдости. Сонорный согласный звук [й’] является непарным мягким:
- сойка [с о й’ к а];
- край [к р а й’]
Непарные сонорные звуки
Сонорные звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’] не имеют пары среди глухих согласных. По признаку звонкости/глухости они все являются непарными. На конце слова и в позиции перед глухими согласными в отличие от других звонких согласных сонорные не оглушаются.
Сравним:
- витязь [с’] — ветер, притворство;
- экипаж [ш] — угол, треуголка;
- завод [т] — кокон, конский;
- порыв [ф] — гном, поломка.
Перед сонорными звуками не происходит озвончения глухих согласных, например:
корка, булка, кантата, лампочка.
Сравните:
- анекдо́т [а н’ и г д о т]
- вокза́л [в а г з а л]
- косьба́ [к а з’ б а].
Фонетический разбор и логопедия
Название сонорных звуков происходит от латинского слова «sonorus», что дословно переводится как «звучный». Объясняется выбор такого наименования тем, что в формировании звука участвует голос, притом что образующий его в ротовой полости воздушный поток способен находить свои пути обхода, из-за чего он и становится совсем не шумным.
Кроме того, в конце произносимого слова с такими включениями так и не происходит оглушения, как это часто случается во многих других случаях.
Звуковые характеристики
Для того чтобы понять, что значит сонорный в фонетическом разборе, необходимо в первую очередь разобраться в основных характеристиках его звукового произношения. Так, специалисты выделяют как минимум две разных группы, которые напрямую зависят от положения так называемой небной занавески:
- Ротовая. Для этой группы звучания сонорного типа характерным является приподнятие стенки неба и его примыкание к зеву в области задней его стенки, в результате чего происходит автоматическое перекрытие прохода в носовую полость для воздушного потока. В итоге формирование получается ротовым или чистым без малейшего намека на турбулентность и другие шумовые вибрации.
- Носовая или назальная. В этом случае из-за того, что небная занавеска уходит вниз, проход в носовую полость для струи воздуха, напротив, открывается, благодаря чему она выполняет функцию своеобразного вспомогательного звукового резонатора во время произношения.
Особенности разбора
Для закрепления полученных в этой области знаний рекомендуется прибегать к популярному еще с советских времен упражнению, которое подразумевало выполнение разбора слова на отдельные фонемы. Что касается выполнения поставленной задачи, то чаще всего она подразумевает соблюдение следующего алгоритма действий:
- На первом этапе слово произносится вслух (возможно, несколько раз для лучшего восприятия всех его составляющих элементов).
- Второй шаг подразумевает записывание этого слова в полном соответствии правилам орфографии.
- Переход на следующий этап заключается в разбивке слова по слогам с обязательным обозначением единственно верного места ударения.
- Разбивка на отдельные слоги позволяет безошибочно обозначать возможные места переносов слова с одной строки на другую, что также является важным упражнением для фонетического разбора.
- Далее выполняется разбор каждой буквы с детальным описанием всех ее звуковых характеристик (наличие пары, твердость или мягкость и прочее). На этом же этапе следует идентифицировать сонорность, если таковая присутствует в разбираемом слове.
- После того как все этапы будут пройдены, осуществляется подсчет всех букв и звуков, притом что эти результаты часто не совпадают, и это является абсолютной нормой.
По итогам выполненных работ осуществляется еще одно аналитическое действие, направленное на определение соотношения написания и произношения. Проще говоря, перед тестируемым стоит задача по определению соответствия того, что было написано, тому, что было произнесено.
Возможные проблемы и их устранение
В последнее время все большему числу родителей приходится бывать у врачей-дефектологов по причине плохого произношения у детей. И чаще всего поводом для обращения становится нарушение у ребенка выговаривания парных и непарных согласных. Эта патология имеет свойство называться дислалией, для которой характерным является хороший слух, но трудности воспроизведения определенных букв.
Постановку таких букв делать можно и нужно, главное только дать возможность логопеду разобраться в первопричинах, спровоцировавших текущую проблему. Обычно в этот список входят следующие негативные факторы:
- Проблемы, связанные с физиологией. Иногда нарушение произношения обусловлено анатомическими особенностями, которые, в свою очередь, могут носить первичный (врожденный) или вторичный (приобретенный) характер, часто вызванный развитием хронических ЛОР-заболеваний.
- Неврология. Психические отклонения также могут стать причиной задержки речевого развития или патологии.
- Дефицит воспитания. Не стоит думать, будто речевые способности всегда развиваются автоматически, ведь каждый ребенок индивидуален, и то, что легко дается одному, не дается другому. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделить максимум внимания развитию детской речи во избежание закрепления в ней каких-то серьезных дефектов или ошибок.
- Билингвизм. Дети, воспитываемые двуязычными родителями, также зачастую имеют серьезные проблемы с произношением, особенно если используемые в семье наречия относятся к несовместимому фонетическому строю.
- Окружение. Если в обществе ребенка имеют место другие дети или взрослые с проблемным произношением, то высока вероятность того, что именно этот фактор спровоцировал речевые ошибки.
- Нарушения слуха. Идеальный музыкальный слух не является стопроцентной гарантией правильного распознания всех фонем речи.
Важно помнить, что выбор коррекции и ее успешность будут напрямую зависеть от того, насколько правильно специалисту удалось установить причину развития дислалии. К примеру, в случае выявления анатомической патологии показанным становится хирургическое вмешательство. Если же причиной всему является круг общения крохи, то его желательно сменить. Огромное значение имеет и скорость реагирования, ведь чем раньше будет начато лечение, тем более продолжительного и устойчивого результата можно будет добиться в дальнейшем.
Эффективнее всего себя зарекомендовала комплексная терапия, которая подразумевает не только регулярные занятия с врачом-дефектологом, но и постоянное выполнение домашних упражнений с ребенком.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Два сонорных согласных – [Л] и [Р] – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что [Р] в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
- [Л],
- [М],
- [Н],
- [Р],
- [Й].
Иногда [Й] не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
звонкие
глухие
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук [Ц].
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому [Л].
Согласные можно распределить, отталкиваясь от положения мягкого нёба. Есть ротовые (чистые) фонемы, которые образуются благодаря прижиманию задней части нёба к стенке зева. Из-за этого воздух не может проникнуть в носовую полость. Когда мягкое нёбо открывается, то и кислород может поступать в нос, благодаря чему образуются носовые звуки. К назальным фонемам можно отнести буквы «м» и «н», а также их смягчённые формы.
К логопеду чаще всего обращаются, когда требуется исправление неправильного произношения. Если ребёнок имеет хороший слух, но не может чётко воспроизвести звучные согласные, то такое явление в логопедии носит название «дислалия». В этом поможет коррекция речи с помощью специальных упражнений.
Причины проблем с произношением:
- Физиологические и неврологические. Это могут быть последствия ушных, горловых, носовых заболеваний.
- Недостаток внимания родителей. Они могут прилагать недостаточно усилий, чтобы ребёнок научился верно произносить слова.
- Двуязычное воспитание. Если члены семьи говорят на различных языках с отличающимся фонетическим строем, то можно путаться в правильном произношении.
- Плохой пример. Если окружающие неверно говорят, то такой образец и будет использовать ребёнок.
- Трудности с различением звуков. Даже если человек имеет безупречный слух, то это неоградит его от данной проблемы.
Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.
Способы постановки сонорных звуков
Постановка сонорных звуков мало чем отличается от постановки других звуков. Она также предполагает использование нескольких методов: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционного уклада и смешанный (от опорного звука с механической помощью и т.д.). Для примера приведем способы постановки звуков Л и Р.
Постановка звука Л по подражанию
Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (летящий в небе самолет и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.
Постановка звука Л от артикуляционного уклада
Логопед подробно объясняет, какое положение занимают артикуляционные органы при произношении звука Л. Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад, использовать правильную струю воздуха, определить наличие или отсутствие голоса. В итоге должен получиться правильный изолированный звук.
Постановка звука Л от опорного звука
Есть несколько способов:
- «Пароход гудит». Ребенок должен зажать передними зубами кончик языка и произнести «ы-ы-ы».
- «Песенка иголочки». Ребенок произносит «а-а-а» и одновременно «постукивает» кончиком языка по альвеолам.
- Ребенок произносит «а-а-а», одновременно открывая и закрывая рот, прикусывая при этом кончик языка.
- Ребенок произносит «а-а-а», одновременно касаясь кончиком языка к верхней губе (используется при смягчении звука).
Постановка звука Р по подражанию
Ребенку предлагает образец произношения Р в сочетании с игровыми образами (рычит тигр, ревет мотор и т.д.). Важно следить за правильной артикуляцией.