✅ Святейший патриарх сергий жизнь и деятельность. Сергий, Патриарх Московский и всея Руси (Страгородский Иван Николаевич) — dnp-zem.ru

Сергий (Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси

С декабря 1925 до октября 1937 года — Заместитель Патриаршего Местоблюстителя (митрополита Петра (Полянского)); с октября 1937 — Патриарший Местоблюститель, ввиду смерти митрополита Петра.

С мая 1927 года стал на путь безусловной лояльности политическому режиму СССР, что вызвало весьма противоречивую реакцию в Церкви как в СССР (См. статью Иосифляне (XX век)), так и за границей (См. статью Русская православная церковь за рубежом). Богослов, автор богослужебных текстов и духовных стихов.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРГИЙ (1943-1944)

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРГИЙ (1943-1944)


Сохранение строго православного догматико-канонического строя Церкви — историческая заслуга преемника Святейшего Патриарха Тихона, Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия.

Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился 11 января 1867 года в Арзамасе в семье священника. Здесь священствовали его отец и дед, в одном из арзамасских монастырей подвизалась его тетка игумения Евгения. По окончании приходской школы и Арзамасского духовного училища он учился в Нижегородской Духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской Духовной академии. В академии Иван Страгородский очень скоро выделился среди товарищей глубиной знаний и эрудицией. В 1890 году он принял иноческий постриг с наречением имени Сергий (в честь преподобного Сергия, Валаамского чудотворца) и вскоре стал иеромонахом. В 1890 году 23-летний иеромонах Сергий блестяще окончил Духовную академию и мог остаться при ней в качестве стипендиата для работы над магистерской диссертацией. Но, желая потрудиться на ниве Божией, он едет в Японию на пастырское служение в православной миссии. В 1890 г. была написана главная его книга «Православное учение о спасении». В 1893 году он назначен инспектором Московской Духовной академии, в следующем — уже в сане архимандрита — настоятелем русской посольской церкви в Афинах. С1897 по 1899 год он помощник начальника православной духовной миссии в Японии, затем ректор Петербургской Духовной семинарии, позже и академии.

В 1901 году он был возведен в сан епископа Ямбургского, викария Петербургской епархии. В своей речи при наречении, которая может служить своеобразным эпиграфом к его последующему служению, он сказал: «Внешняя обстановка епископского служения может быть весьма разнообразна. Епископы могут быть в почете и богатстве, могут пользоваться обширными гражданскими правами и преимуществами, но могут быть и в полном бесправии, в нищете и даже в гонении. Все это зависит от причин случайных и внешних, от государственного положения христианства, от народных и общественных обычаев и тому подобного. Но само епископское служение в его сущности всегда и всюду остается одним и тем же апостольским служением. Оно есть «служение примирения», служение пастырское. Быть же пастырем — значит жить болезнью Церкви, нести ее немощи с единственной целью: послужить спасению паствы, умереть, чтобы она была жива. Истинный пастырь постоянно в ежедневном делании своем «полагает душу свою за овцы своя», отрекается от себя, от своих привычек и удобств, от своего самолюбия, готов пожертвовать самой жизнью и даже душой своей ради Церкви Христовой, ради духовного благополучия словесного стада». В 1905 г. преосвященный Сергий был возведен в сан архиепископа и назначен на Выборгскую кафедру, в 1917 году стал архиепископом Владимирским и Шуйским, затем митрополитом Нижегородским. Он был единственным архиереем, оставшимся от дореволюционного состава во вновь образованном Святейшем Синоде под председательством Святейшего Патриарха Тихона.

Читать еще:  Совместимость ксении и андрея. Ксения и Алексей

Став местоблюстителем Патриаршего престола, митрополит Сергий продолжил линию Патриарха Тихона на укрепление внутреннего единства Церкви в это нечеловечески смутное время и нормализацию отношений Церкви и государства. 10 июня 1926 г. он подает в НКВД заявление с просьбой о легализации церковного управления с приложением проекта обращения к всероссийской пастве, где говорилось: «Мы не можем обойти молчанием противоречия, существующие между нами, православными, и коммунистами, управляющими Союзом. Их целью является борьба против Бога и Его Царствия в сердце народа, в то время как мы усматриваем смысл и цель нашего существования в исповедании веры в Бога и в распространении и укреплении этой веры в сердцах людей. Не обещая примирения того, что непримиримо, и не пытаясь приспособить нашу веру к коммунизму, мы с религиозной точки зрения остаемся теми, кем мы являемся: членами традиционной Церкви. Прогресс Церкви мы понимаем не в приспособлении Ее к «современным требованиям», не в ампутации Ея идеалов, не в изменении Ея правил и учения, но в успехе наших действий, стремящихся вновь зажечь и сохранить в чистоте в сердцах наших верующих при нынешних условиях жизни Церкви и при нынешних обстоятельствах тот же огонь веры и любви Божией, а также научить верующих в зените материального прогресса верно понимать смысл жизни, несмотря на обстоятельства».

Тогда эту просьбу не удовлетворили, а митрополит Сергий 30 ноября был арестован и переправлен в Москву. После освобождения в конце марта 1927 г. он активизировал работу по нормализации отношений государства с Церковью, для чего в мае собрал совещание архиереев для образования Синода. Временный Патриарший Синод, деятельность которого была разрешена НКВД «впредь до утверждения», предпринял ответственный шаг — опубликовал Обращение («Декларацию митрополита Сергия») от 29 июля 1927 года, где говорится: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого как истина, как жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. /. / Мешать нам может лишь /. / недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Учреждение советской власти многим представлялось недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет, и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. /. / Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь, со всей ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти». Благодаря этому документу Русская Православная Церковь не была окончательно уничтожена богоборческой властью и получила возможность легального осуществления своей миссии в коммунистическом государстве, это же послание на долгие десятилетия стало камнем преткновения для тысяч верующих и побудило отколоться от Московской Патриархии Зарубежную и Катакомбную Церкви.

Читать еще:  Баобаб — неприхотливое дерево-долгожитель. Самые фантастические деревья мира (10 фото) Самый старый баобаб в мире сколько лет

Подлинный патриотизм Русской Православной Церкви проявился в годы Великой Отечественной войны, ставшей временем необычайного религиозного подъема. В первые же дни войны митрополит Сергий обратился к верующим с призывом встать на борьбу с врагом. Среди воинов, павших на полях сражений, были миллионы православных, и Церковь освящала их жертвенное служение Родине, вдохновляя духовных чад словами Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Зимой 1941 г., когда немцы подошли к Москве, страна была на грани катастрофы. Но Господь не оставил «достояние Свое». С представителями Русской Церкви и советским правительством связался Митрополит гор Ливанских Илия, горячий молитвенник за Россию, через которого явлена была воля Божия и определение судьбы страны. Он описал явление ему после трех суток молитвенного бдения Божией Матери, Которая повелела ему передать определение Божие для страны и народа Российского: для спасения страны от врага должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем и начать служить; чудотворную икону Казанской Божией Матери надо обнести крестным ходом вокруг Ленинграда, совершить перед ней молебен в Москве, затем она должна быть в Сталинграде и идти с войсками до границ России (сообщающие об этом письма и телеграммы в Москву митрополита Илии (Салиба) и теперь хранятся в архивах). Было открыто 20000 храмов Русской Православной Церкви, возобновлены Троице-Сергиева лавра и Киево-Печерская лавра, многие монастыри, открыты духовные семинарии, академии. Многие крупные битвы предварялись крестными ходами с чудотворными иконами, часто перед наступлением священники служили молебны, солдат кропили святой водой. Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была обнесена вокруг Москвы самолетом.

Читать еще:  Pou на русском языке. Скриншоты игры Pou

Во время блокады в Ленинграде совершали крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери, затем святыню перевезли в Сталинград, где перед ней непрестанно совершали молебны; не смог враг столкнуть наших воинов с маленького пятачка у Волги («Малой земли»), ибо там находилась Казанская икона; знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед святыней. Келейник митрополита Сергия архимандрит Иоанн (Разумов) — впоследствии митрополит Псковский и Порховский — вспоминал, что в дни решающих боев за Сталинград владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. В ночь на 2 февраля 1943 г. владыка Сергий, пересилив неожиданно приковавший его к постели недуг, поднялся с помощью келейника, с трудом положил три поклона, воссылая благодарение Богу, и сказал: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Утром по радио передали весть о разгроме немецких войск под Сталинградом.

8 сентября 1943 года в Москве состоялся Собор епископов Русской Православной Церкви, на котором Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября состоялась интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Патриарх Сергий восстановил молитвенно-каноническое общение между Русской Православной Церковью и Православной Церковью Грузии, укрепил традиционную связь с Церквами православного Востока. С 1943 года вновь начал регулярно выходить издававшийся ранее «Журнал Московской Патриархии». Особенно Патриарх Сергий заботился о возрождении духовно-учебных заведений, так как с открытием храмов стала ощущаться острая нужда в священнослужителях.

Святейший Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 года. На отпевание Первосвятителя стеклась многотысячная толпа православных, запрудившая все примыкающее к Богоявленскому кафедральному собору пространство. Святейший был погребен в Никольском приделе патриаршего храма.