Сюрикэн; тайна главного метательного оружия ниндзя
Сюрикэн — тайна главного метательного оружия ниндзя
Поклонники Японской культуры в обязательном порядке изучают вопросы, связанные с оружием ниндзя. Эти таинственные шпионы или наемные убийцы (именно так ниндзя представлены в различных фильмах) в совершенстве владеют боевыми искусствами. Но без эффективного оружия ниндзя представить очень тяжело, а их настоящей «визитной карточкой» является сюрикен (сюрикэн).
Несмотря на то, что современная Япония является центром инновационных технологий, она может похвастать интересной многовековой историей. Побывав один раз в стране восходящего солнца, можно заметить, как местные жители чтят традиции своих предков, стараясь сохранить их в первозданной форме. Несомненно, самым легендарным оружием можно назвать меч Катана, однако и другие виды оружия не менее знамениты. Даже те, кто впервые слышит слово «Сюрикэн», знают о его существовании. Это достаточно грозное оружие, способное убить человека. Если на первый взгляд кажется, что пользоваться им легко, то подобные мысли можно быстро развеять.
- Что такое сюрикен
- Как появились ниндзя
- Сюрикены в вооружении ниндзя
- Техника метания сюрикенов
- Сюрикены в культуре и кино
История оружия
Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики, топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи. В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.
Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.
В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».
Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.
Скорее всего, что бо-сюрикэны появились ранее, чем хорошо всем известные «звезды-сякэны». Даже само значение слова сюрикэн – лезвие, скрытое в руке, – говорит о том, что первые образцы этого оружия скорее напоминали клинок, чем многоугольную звезду.
Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).
Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.
К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.
Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета.