Содержание
Серия игр S.T.A.L.K.E.R. — все части по порядку хронологично
S.T.A.L.K.E.R. — серия шутеров от первого лица с элементами RPG и action-adventure от украинской студии GSC Game World. Название — не аббревиатура, а дань моде: имитация под аббревиатуру термина «Сталкер», придуманного фантастами Аркадием и Борисом Стругацкими и впервые использованного в произведении «Пикник на обочине». Так называли авантюристов, проникающих в запретную зону, возникшую после визита инопланетян на Землю, в поисках ценных артефактов, которые затем отправлялись на черный рынок.
Игры, хотя кое в чем перекликаются с этим произведением, а также с фильмом «Сталкер» режиссера Андрея Тарковского, являют скорее творческое переосмысление концепции, чем откровенный плагиат. Действие всех игр серии разворачивается в Зоне отчуждения в окрестностях Чернобыля, где после неудачных экспериментов ученых начали происходить странные вещи. В свою очередь, S.T.A.L.K.E.R. дал толчок целой серии низкопробного чтива уровня «Мент в законе» или детективов Марининой, когда литературные негры на волне хайпа накропали более сотни книг «по мотивам».
Примечательно, что серия игр стала культовой и породила ряд мемов, которые иногда вспоминают и спустя десятилетие — например, ставшая крылатой фраза «Чики-брики — и в дамки!». А герои и монстры из игры, которых там не слишком много, все еще представляют интерес для косплееров.
- S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
- S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо
- S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти
- S.T.A.L.K.E.R. 2
S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля (2007)
Шутер от первого лица, также имеющий в своем антураже черты хоррора. Игра вышла в 2007 году, и ее разработчиками являются парни из украинской студии GSC Game World. Действие игры происходит в вымышленной Зоне, основой для которой послужила реально существующая Зона отчуждения, возникшая после аварии на Чернобыльской АЭС, а также знаменитая фантастическая повесть «Пикник на обочине» от братьев Стругацких.
Именно Зона, представленная в игре внушительной по размерам (для 2007 года) и практически полностью открытой территорией (с подзагрузками отдельных участков) стала главным достоинством проекта. Точнее, все то, что в ней присутствовало и наделяло игру так называемой «сталкерской» атмосферой.
Если углубляться в детали, то особый антураж S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля создавали вездесущие признаки запустения и разрушения (все локации создавались на основе снимков реальной чернобыльской Зоны отчуждения), расположенные в самых неожиданных местах ловушки-аномалии, опасные мутанты и другие сталкеры, разделенные на различные фракции или существующие вне их. Были здесь также бандиты и военные, ученые, свихнувшиеся фанатики-монолитовцы и многие другие колоритные персонажи.
И все вместе это делало Зону «живой», со своими законами и тайнами, героями и негодяями. Ну а игроков подобный расклад мотивировал к активным действиям, сводящимся к двум основным занятиям:
- Исследование и поиск секретов Зоны;
- Получение удовольствия от ее особой атмосферы.
Ну и, конечно, все это стимулировал далеко не самый плохой сюжет, а также наличие множества побочных и иногда весьма любопытных заданий.
Интересно, что игра разрабатывалась с 2001 года, и за это время успела трижды сменить название и сюжетную концепцию: то, что представляло собой фантазию на тему «Звездных врат», в итоге превратилось в шутер с отечественным колоритом. Авторы затягивали и срывали сроки выхода игры, и издателю THQ даже пришлось отрядить менеджера, чтобы тот подгонял игроделов. В итоге проект пришлось сильно урезать, выбросить из него многие геймплейные механики и целые локации, но это, возможно, и к лучшему — иначе мы, вероятно, вовсе не увидели бы «Тень Чернобыля».