✅ Виды целей целеполагание способы постановки целей. Целеполагание и планирование в организации — dnp-zem.ru

Техники целеполагания: как ставить цели и достигать их?

Успех в любой деятельности невозможен без целеполагания. Постановка цели позволяет сфокусировать ресурсы на достижении определенного результата, отказаться от лишних действий, уводящих от желаемого. Но не каждая цель достижима. Процесс целеполагания необходим как раз для того, чтобы поставить правильную, понятную, достижимую цель, которая будет вдохновлять и мотивировать. Как этого добиться?

Стратегия SMART

Самый популярный подход к целеполаганию, являющийся мнемонической аббревиатурой. Существует несколько версий создания данного метода, которые датируются между 1965-1981 годами, хотя часть экспертов полагает, что основоположником данной концепции является Питер Друкер, который заложил идею постановки четко охарактеризованных целей еще в 1954 году в своей работе «Практика менеджмента». Ключевая идея применения данной стратегии заключается в наличии пяти критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель. Давайте рассмотрим их чуть ближе.

Specific- цель должна быть конкретной и простой. Для достижения данного критерия советуют применять правило 5W, которое включает в себя следующие вопросы: кто, что нужно сделать, зачем мы это делаем, кто вовлечен в процесс, каковы критерии успешного выполнения и где происходит действие? Если Ваша цель не может ответить на данные вопросы, возможно, стоит сделать шаг назад и несколько укрупнить её, либо же наоборот – сфокусироваться на составных частях, которые отвечают заданным критериям и перевести цель в рамки SMART-задач.

Measurable — необходимо делать цель измеримой. В зависимости от критериев, система оценки может варьироваться. Любой показатель может быть оценён количественно вне зависимости, от его характеристик, вопрос только в том, какая оценка будет применена — относительная или абсолютная. В большинстве случаев, мы можем с точностью сказать, сколько и чего мы хотим получить, однако, когда речь заходит о качественных целях, бывают ситуации, когда нет возможности определить четкое количество. В таком случае применяются относительные показатели (снизить на 40%, увеличить в 2 раза и т.д.). Необходимость измерить цель обусловлена тем, что это позволяет отслеживать достигнутый прогресс, оценить полученный результат и помогает с большей вероятностью выполнить намеченную цель, поскольку можно посчитать, что и в каком количестве необходимо сделать для успешной реализации планов.

Читать еще:  Шерлок холмс и собака баскервилей прохождение.  Прохождение игры Шерлок Холмс и собака Баскервилей — бонус

Achievable – критерий адекватности и достижимости планов. Очень важный показатель в данной стратегии, который позволяет не просто проверить, насколько оторвана от реальности желаемая цель, оценить руководителя на знания своих сотрудников и их возможностей, но и даёт возможность оценить стремления и желания человека, поставившего цель. На данном этапе также можно проверить соответствие цели возможностям человека, команды или компании. Конечно, существует масса примеров, когда благодаря всплеску адреналина люди совершали поступки, которые раньше казались невозможными или же высоко мотивированные и увлеченные своей работой команды и компании совершали реальный прорыв или создавали поистине восхищающие продукты или услуги, но нет ни одного примера, когда человек мог полететь в космос, словно супермен или за день выучивал несколько языков.

Relevant – актуальность позволяет оценить, насколько данная цель (или задача) необходимы в данный момент и помогут достичь реальных результатов. В данном случае полезно задаваться следующими вопросами: стоит ли эта цель предполагаемых сил и затрат по времени; насколько это осуществимо в реальных условиях, насколько именно данная задача помогает в осуществлении задуманного и есть ли более эффективные методы достижения глобальных целей?

Time-bound – последний по списку, но не последний по значимости пункт в целеполагании. Мы можем быть максимально мотивированными и вовлеченными в процесс, поставленная перед нами цель может быть самой желаемой и приоритетной, но пока нет чёткого понимания сроков и конкретных дат, её выполнение с большой долей вероятности будет откладываться на неопределенный срок.

Постановка «умной» цели является первым шагом в процессе целеполагания, поскольку достижение целей, в первую очередь зависит от их правильной формулировки. Если мы изначально двигаемся ошибочным путем, добраться до интересующей точки может быть крайне сложно или совсем невозможно.

Читать еще:  К чему снится сослуживец по работе. Что значит, если снится коллега? Ругаться с коллегой

В жизни и бизнесе часто бывают ситуации, когда окружающие нас условия постоянно меняются и сложно сформулировать конечную цель без частичной эфемерности. Для таких ситуаций Глеб Архангельский предлагает использовать проектный метод постановки цели.

  • определение абстрактного уровня («рамки») будущей цели путём:
    — прояснения системы ценностей за счёт выделения конкретных ценностей (мета-целей);
    — определения ключевых областей жизни, на которые распространяется их влияние;
    — выяснение правил, определяющих характер этого влияния.
  • конкретная цель специфицируется так, чтобы не противоречить существующим в данной сфере жизнедеятельности ценностям и принципам; обеспечение соответствия ценностям;
  • планирование конкретного уровня достижения целей: текущие дела проверяются на соответствие мета-целям (в отличие от SMART-подхода, когда исходная цель декомпозируется до отдельных задач);
  • определение временного масштаба, в который планируется обеспечить достижение цели — «за неделю», «в этом году» и т.п. (в отличие от точных сроков SMART);
  • разделение дел на «жёсткие» (привязанные к определённым датам и времени) и «мягкие» (планируемые во временном масштабе и с учётом системы контекстов);
  • все дела распределяются по зонам внимания — стратегической, оперативной и тактической (им соответствуют масштабы времени в один год, одну неделю и один день).