Содержание
Вначале из снега изготавливают кирпичи или снежные шары, из которых складывают крепость. Лучше, если крепость будет распологаться на возвышении. Для того, чтобы она получилась ровной, желательно вначале сделать разметку на снегу. Если есть много плотного слежавшегося снега, кирпичи можно не лепить, а выпиливать ножовкой. Высота крепостной стены делается от 1,5 до 2 метров.
Размер и фо рма укреплённого снежного городка зависит от количества снега и числа игроков. Это может быть небольшая стена-укрытие или настоящая крепость, с башнями и воротами. Для создания маленькой крепости можно использовать подходящий большой и плотный сугроб, в котором просто прокопать ходы. В стенах делаются ниши для хранения снежков и бойницы. Внутри необходимо сделать приступки из снега или подставить ящики, для того, чтобы обороняющиеся могли следить за противником и вести через стену «огонь» снежками по атакующим.
Вот ещё несколько идей по конструции крепости:
- Можно построить крепость в форме корабля и устроить пиратский абордажный штурм.
- Можно «украсить» крепость макетами пушек, мушкетов, пулемётов и бластеров, знамёнами и вымпелами.
- Можно сделать «колючую проволоку» из верёвок с флажками и «минные поля» из флажков, до которых нельзя дотрагиваться.
Обычно строительство растягивается на целый день. Иногда, для укрепления, стены крепости вечером обливают водой, которая замерзает за ночь.
Правила игры «Взятие снежной крепости»
Игроки делятся на две команды. Для обеспечения баланса игры желательно, чтобы число обороняющихся было вдвое меньше, чем атакующих. Обе команды выбирают себе командиров и в течение 5-10 минут готовят запас снежков, которыми будут обстреливать противника.
Команда обороняющихся занимает места в крепости, команда нападающих — перед ней. По сигналу нападающие начинают штурм, цель которого — ворваться в крепость. Обороняющиеся препятствуют этому, обстреливая противника снежками и выталкивая из крепости.
Если в крепости закончились снежки, обороняющиеся могут подбирать снежки атакующих или предпринять рискованную вылазку, чтобы пополнить их запасы.
Перед началом игры необходимо оговарить условия штурма:
- есть ли ограничения игры по времени
- можно или нельзя разрушать стены крепости
- можно ли пользоваться подручными защитными средствами (щитами и катапультами)
- можно ли бросаться большими глыбами снега
- можно ввести дополнительные условия, например: в кого попали снежком, считается раненым и выходит из игры на 2 минуты. Или в кого трижды попали снежками, считается убитым. Для соблюдения этих условий необходимы рефери.
- что делать с пленными
- запрещаяется бросать снежки в лицо
- запрещается причинять соперникам физический ущерб (бить, пинать, бросать игроков, использовать палки, куски льда или облитые водой снежки)
Взятие снежного городка — правила игры. Строительство снежной крепости
Взятие снежного городка — одно из наиболее известных масленичных состязаний в России.
В Европейской части России эта игра не была особо известна (во время масленицы она организовывалась лишь в отдельных губерниях — Симбирской, Пензенской, Тульской), зато широкое распространение она получила за Уралом, став своего рода визитной карточкой сибирских гуляний. Не случайно происхождение самого этого обычая нередко связывалось с событиями сибирской истории и объяснялось его бытование воспоминаниями о «боях (казаков) за стенами острожков с осаждавшими их инородцами».
Первое описание «взятия городка» относится к 1735 году. Немец Иоганн Георг Гмелин, путешествуя по Сибири, оставил такую заметку об этой забаве, происходившей в селе Торгашино: «Когда наступил вечер, служилые в последний день Масленицы устроили потешный бой. На поле были сооружены из снегу 2 стены и соединены сверху перекладиной тоже из снега. Эта постройка должна была изображать крепость. Вокруг неё несколько служилых встали с длинными дубинами, а другие служилые должны были брать крепость верхом. Нельзя описать, в каком беспорядке всё это происходило. Никогда не подъезжало к крепости больше 2—3 всадников, большей же частью только один. Это происходило на полном скаку». Также Гмелин отмечает настоящую, а не шуточную ярость штурмующих крепость всадников. Получив немало серьезных ударов и не достигнув положительного результата в штурме, они готовы были закончить «потеху» уже нешуточным сражением: «…всё время их так встречали дубинками, что даже двое из них упали с лошадей и были здорово побиты. Всадники пришли в большую ярость от того, что не могли взять крепость, и хотели пустить в гарнизон стрелы, но воевода не позволил этого, и крепость осталась в обладании прежних хозяев».
Свои воспоминания о масленичном состязании оставил В.Я. Шишков в книге «Угрюм-река», зрительный же образ этой игры закрепила известная картина В.И. Сурикова.
Строительство
Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала ХVIII в. Первоначально это развлечение было характерно только для служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители. Городки возводили на открытых и доступных местах — льду рек и озер, на площадях в крупных селах и городах. В этом процессе принимали непосредственное участие, как сами жители, преимущественно молодые мужчины и парни, так и городские власти.
Конструкция городков имела два варианта: их делали из снега или из дерева.
Снежные городки складывались из больших ледяных или снежных глыб и имели в плане овальную форму. Законченную конструкцию превращали в единый монолит, обливая ее водой до смерзания. Поверх ледяных стен наращивали крышу. С одной стороны в стене крепости вырезали два столба и укладывали на них ледяную дугообразную арку. На высокие ворота, в которые мог проехать верховой всадник, устанавливали ледяные пешие или конные фигуры людей, часто одетых в стилизованных костюмах эпохи Екатерины II, объемные изображения зверей и птиц. Например, в Минусинске на ворота ставились из снега разные фигуры животных и людей, особенно часто на воротах красовался петух. В селе Новоселово «на верху ворот ставили фигуры казака, петуха, бутылки и рюмки». В Каратузе городок украшала небольшая фигура лошади «из снега с таким же всадником». Ворота и арку с лицевой стороны украшали резьбой по снегу или льду, которую выкладывали для выразительности кусочками древесного угля. Иногда на ворота примораживали тушки мертвых кошек, собак, куриц и других птиц и пр. В центре крепости, сразу за воротами, вырубали большую открытую полынью.
Другой тип крепостей – деревянные городки, строили с учетом правил фортификации. Первоначально закладывали их основание из массивных колонн, соединенных арками. Оно имело четырехугольную форму и выполнялось из утрамбованного и покрытого толстой ледяной коркой, после многократного поливания на морозе водой, снега. Поверх арок настилали широкий помост из деревянных плах, а в углах крепости вкапывали высокие, обернутые соломой деревянные столбы. Валы укрепления украшали ледяными скульптурами.
Действие
Игра, получившая название «взятие снежного городка», происходила в последний день Масленицы и начиналась перед заходом солнца. В село или город, где был сооружен городок, с самого утра собирались разодетые в свои лучшие одежды жители всех близлежащих окрестностей на праздничных выездах. Участники игры разбивались на две группы: «обороняющих» и «наступающих», «осаждавших» и «осаждающих», «конницу» и «пехоту».
Защищали крепость пешие парни и молодые мужчины. Они размещались внутри сооружения и держали в руках ружья с холостыми патронами, метлы, колья, еловые ветки и другое подходящие для отражения ударов штурмующих оружие. Другая группа нападающих, под предводительством «генерала», состояла из конных всадников и пехотинцев.
В назначенное время в лодке или челноке, запряженных парой или тройкой лошадей, появлялся руководитель праздника — «царь», одетый в корону из цветной или золоченой бумаги или колпак и рваную одежду. Лицо его должно было быть обязательно вымазано сажей до неузнаваемости. Царя сопровождала свита придворных, стрельцы, гребцы и пр. Все они сидели в своих санях на стульях за столом с водкой. Ожидающая толпа собравшихся возле ледяных стен зрителей встречала прибывших громкими подбадривающими криками. Царь дожидался пока они стихали и произносил «приветственную торжественную речь», сопровождая ее разного рода фривольными шутками и кривлянием. Участники сопровождавшей его процессии при этом активно поддерживали своего «владыку», совершая телодвижения, имитирующие поведение человека при мытье в бане. После окончания приветствия раздавался сигнал трубы одного из генералов свиты, призывавший к штурму. Нападающая группа устремлялась к городку.
На роль «царя» приглашался один из «наиболее разбитных и красноречивых жителей местного края», в обязанности которого помимо прочего «входило произносить пред зрителями речь и притом «в костюме Адама».
В ряде случаев наблюдалось смешение обычаев взятия крепости и проводов самой Масленицы, роль которой исполнял ряженый крестьян: «в прежнее временя» крестьянин читал около снежного городка «какое-то сказание… в котором о Масленице говорилось как о существе обжорливом, истребившем много блинов, масла, рыбы» и пр.
Нередко для исполнения главной роли в обряде масленицы приглашали самого опытного и знающего крестьянина, находчивого и остроумного, — «хорошего знахаря… посказителя и певца народных песен и стихов».
После зачина конные всадники начинали скакать аллюром с деревянными кольями на перевес, стараясь запугать обороняющихся громкими криками и топотом лошадиных копыт. Пехота в это же время пыталась взобраться по обледенелым стенам на верх при помощи крючьев, веревок и собственной ловкости. Защитники городка оказывали нападающим яростное сопротивление: отбивались палками, нагайками, палили из холостых стволов, хлестали штурмующих стены колючими ветками, сбрасывали на их головы глыбы снега и льда, лили ледяную воду.
Главной задачей штурмующих было надломить крепостные ворота. После многочисленных неудачных попыток это им наконец удавалось и самый ловкий из наступающих врывался внутрь городка. Здесь его уже ждала засада противника. которая смельчака с радостными воплями окунали в ледяную полынью, не давая ему некоторое время из нее выбраться. После этого победителя валяли в снегу, натирали ему снегом лицо, засовывали снег за ворот и за пазуху рубашки. В это время остальные нападающие и все зрители набрасывались на укрепление и разрушали его окончательно. После того, как от крепости оставались одни обломки льда и замерзшего снега игра считалась законченной. Через некоторое время, немного остыв от сражения, победители и побежденные отправлялись вместе в деревню, где и завершали праздник совместным возлиянием и весельем. При этом выпивка и закуска покупалась ими в складчину.
В начале XX века игра приобретает всё более зрелищный характер, учитывающий присутствие зрителей. Так, например, в Минусинске устроители зрелища вводят музыкальное сопровождение: «Во время взятия городка играла музыка (гармоники и скрипки)».
Постепенно зрители становятся активными участниками действа, и участие это носило ярко выраженный экономический характер. Это проявлялось в сборе денег на пир для участников игры. В частности это происходило в Ладейке и Новоселово. В Новоселово деньги жертвовали представители купечества: «Прежде чем начинать бой, собирали откуп. Часто местное купечество заранее покупало бочонок вина, который и отдавался устроителям. А иногда на собранные деньги всей компанией шли в кабачок, после «взятия городка».
В настоящее время взятие снежного городка — одна из наиболее популярных масленичных игр, устраиваемых во время Масленицы и других зимних праздников во многих городах страны.
Символика
Народное традиционное развлечение, названное «взятие снежного городка» появилось в виде ритуального действия в масленичной обрядности сравнительно поздно и вероятно, не имело под собой видимой архаической основы. Однако, определенные рудименты языческих обрядов и ритуалов можно обнаружить и в этой игре. Так, например, по мнению М.М. Громыко намораживание падали на стены снежных городков могло быть связано со следами былых жертвоприношений. Сами же соревнования, во время которых молодые мужчины получали возможность продемонстрировать свою силу, здоровье, сноровку, необходимые не только для трудовых и ратных подвигов, но и для успешного продолжения рода, позволяет согласиться с Б.В. Горбуновым в том, что подобные мероприятия могли играть роль «элементов инициации».
Для возведения стен крепости понадобятся формочки — производить снежные кирпичи. Это может быть ящичек без дна и без крышки — четыре дощечки или фанерки, прибитые друг к другу в форме прямоугольника. У каждого строителя должна быть такая формочка. Еще нужны разбрызгиватели воды, желательно объемом на литр-полтора. Подойдут пластиковые бутылки со специальными насадками для опрыскивания растений. Воду в бутылки лучше наливать теплую: она не так быстро начинает замерзать.
Работать комфортно при температуре от 0 °С до минус 10 °С (без ветра).
1. Снег набивается в формочки (кстати, желательно, чтобы все они были примерно одного размера) и утрамбовывается. Дети обычно делают это ногами, а взрослые — руками.
2. Затем, когда снежный кирпич станет достаточно плотным, его вынимают из формочки и обрызгивают водой — до тех пор, пока вода не замерзнет и кирпич не покроется корочкой льда.
3. Изготовив некоторое количество таких кирпичей, складывают стену. Кирпичи «склеивают» друг с другом, поливая их водой. Желательно заранее иметь в голове архитектурный проект крепости, иначе сооружение развалится.
4. Крепость должна быть чуть выше роста ребенка, чтобы любой из участников зимней забавы имел возможность выглянуть из-за стен, встав на цыпочки. То есть верхний ряд снежных кирпичей кладем примерно на уровне голов самых маленьких участников зимней забавы.
5. В крепости где-то должен быть вход, причем достаточно широкий: иначе все будут перелезать через стены, и они быстро разрушатся.
6. Когда крепость будет построена, приступайте к изготовлению метательных снежков. Нескольких сотен штук вполне достаточно для таких зимних забав. Сложите их в корзинки или картонные коробки, которые можно везти на санках или тащить за собой по снегу.
Такие зимние забавы — дело трудоемкое, поэтому не всегда удается построить крепость за один день, даже если строителей много. Но увлеченные работой дети наверняка не захотят бросать зимние забавы и расходиться по домам. Силой их не увести. Лучше объясните, что настоящий строитель снежной крепости все делает постепенно, а еще он должен хорошо кушать, чтобы набраться сил для военных действий. Потому непременно нужно идти домой поесть и отдохнуть.
Брал ли Никита Михалков снежный городок?
На полотне В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» внимательный зритель обязательно обнаружит. Никиту Сергеевича Михалкова. Знаменитый кинорежиссер важно восседает в санях: узнаваемые усы, стать, выражение лица. Нет-нет, конечно, это сам художник, который любил скромно запечатлеть себя на своих полотнах. Но как же похожи Суриков и. его правнук Никита!
А ларчик открывается просто: дочь художника Ольга была замужем за художником Петром Петровичем Кончаловским, а у внучки Натальи, написавшей биографию знаменитого деда «Дар бесценный», родились хорошо известные нам Никита Михалков и Андрей Кончаловский.