Содержание
17 лет тюрьмы, скандал со Сташевским, букет болезней. Обратная сторона успеха Юрия Айзеншписа
После освобождения из заключения музыкальный менеджер построил блестящую карьеру, хотя не всех подопечных считал действительно талантливыми. Так, Юрий Айзеншпис называл Диму Билана одаренным вокалистом, а вот Влада Сташевского — «продуктом шоу-бизнеса».
Юрий Айзеншпис доказал советскому обществу, что продюсер может сыграть ключевую роль в судьбе артиста. В конце 80-х шоумен разрекламировал группу «Кино», а после смерти Виктора Цоя стал первым, кто нарушил государственную монополию на производство пластинок и издал последние треки коллектива, заработав на релизе миллионы. Это не было дебютным бунтом музыкального менеджера против устоявшихся правил: в 24 его арестовали за контрабанду и незаконные валютные операции.
Тюрьма не сломила продюсера, ведь именно после освобождения он занялся раскруткой «Технологии» и Влада Сташевского. Последним проектом Айзеншписа стал перспективный Дима Билан, сотрудничество с которым продолжалось несколько лет.
15 июля Юрию Шмильевичу могло исполниться 76, но 15 лет назад его жизнь трагически оборвалась. Что же подкосило здоровье шоумена: тюрьма, тяжелые болезни или личные неудачи?
Еще несколько подопечных Юрия Айзеншписа :
Айзеншпис взял их, как и Цоя, «готовенькими». Ничего делать было не надо, — «Технология» уже с успехом исполняла «Странные танцы» и «Нажми на кнопку», которые и стали визитной карточкой ребят.
Айзеншпис просто снял им клип на «Странные танцы» и зарядил эфиры. Кроме того, уговорил участников внешне косить под «Депеш Мод». Ну, еще привез из-за границы световую аппаратуру.Но снять клипы и зарядить эфиры, стоило денег, чего участники «Технологии», похоже, не понимали. Редактора на телевидении требовали бабок за каждый чих.
Причины разрыва: Сгубило «Технологию» многолюдство. Доходы делились из расчета 60% Айзеншпису, 40% — группе. В принципе по-божески, но эти 40% приходилось дербанить на четверых и сумма получалась не впечатляющая. Почему «Технология» обвиняла в этом Айзеншписа не совсем понятно. Будем считать, — нелады с арифметикой.
Желая отжать у Айзеншписа не только свободу, но и деньги «Технология» обратилась за помощью к криминалу.
«Письмо на 15 страницах красной шариковой ручкой с кучей обвинений получил не только я, но и некие уголовные элементы, взявшиеся рассудить нас. Просто так отмахнуться от этих людей я не мог и согласился встретиться. Стрелка состоялась на одной из съемных квартир недалеко от Сокола. Помимо меня, пришедшего в гордом одиночестве, и скандалистов из группы, туда явилось еще несколько весьма авторитетных в криминальных кругах людей. Вроде как протеже музыкантов. Причем кое с кем я даже как-то вместе сидел…
Разбор полетов начался. Спокойно выслушав целый поток обвинений, я столь квалифицированно и аргументировано отвечал по каждому из пунктов, что даже камня на камне не оставил. Уголовный элемент признал мою правоту и не встал на сторону музыкантов. Все, что я потерял в итоге этой встречи – гору промоматериала группы, всякие там бестолковые плакатики и календарики с их наглыми физиономиями»
Хорошие заработки
А потом Юрий Шмильевич стал заниматься фарцовкой. Он хорошо заработал на перепродаже музыкальных пластинок. Еще к восемнадцати годам ему удалось собрать коллекцию редких экземпляров зарубежных исполнителей. Каждая пластинка стоила столько, сколько зарабатывал в месяц советский инженер.
Это был период расцвета Айзеншписа в финансовом плане. Перепродажа пластинок принесла ему баснословные доходы. Юрий Шмильевич скопил большое количество валюты, что было запрещено по тем временам. В интервью продюсер вспоминал, что доллары ему привозили таксисты, фарцовщики, скупая хрустящие зеленые купюры по всему городу.
Карьера в шоу-бизнесе
На свободе Юрий впал в глубокую депрессию и перенес инфаркт – в 42 года у него не было ничего: ни квартиры, ни семьи, ни денег. Он стал заниматься организацией выступлений начинающих исполнителей, работая в творческом молодежном объединении «Галерея» при горкоме комсомола.
Со временем его приятель музыкант и режиссер Александр Липницкий, пасынок В.М. Суходрева, личного переводчика высших лидеров страны (включая Брежнева, Хрущева, Громыко, Горбачева), помог ему получить должность руководителя фестиваля «Интершанс».