Содержание
Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.
Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она единственная не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.
Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.
Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.
В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.
Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.
Тяжелый камень был привален к двери гроба.
По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. «Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин.20:1-10).
Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. «Женщина, почему ты плачешь?» — спрашивают они.
«Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
«Женщина, почему ты плачешь? — говорит ей Иисус. — Кого ищешь?»
Она, думая, что это садовник, говорит Ему: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».
«Мария!» — вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.
«Учитель!» — воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.
Но Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.
«Я видела Господа! Он говорил со мной!» — с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.
«Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…» — это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:
«Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;
Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая».
По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа! Он говорил со мной». С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.
Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: «Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения».
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая «много трудилась для нас».
Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.
О святой равноапостольной Марии Магдалине
Святая Мария Магдалина родилась в Палестине, в пределах Магдалы, недалеко от Капернаума. Получив от Христа Спасителя чудесное избавление от одержимости бесами, уверовала и последовала за Ним.
В Евангелии от Матфея о ней сказано немного. Сначала она упоминается в числе женщин, которые «следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» (Мф. 27, 55-56). Она присутствует при распятии Христа, а затем мы видим ее и «другую Марию» сидящими «против гроба» Христа (Мф. 27, 61). Спустя три дня, после того, как прошел субботний запрет на деле и передвижения, она опять с «другой Марией» приходит к гробу. Им являет ангел в белой одежде и сообщает о воскресении Христа (Мф. 28, 1-8).
В Евангелии от Марка мы впервые видим Марию Магдалину в числе женщин, которые присутствуют при кончине Христа Спасителя: «Были тут и женщины, которые смотрели издали; между них была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Мария Иосифова, и Соломия, которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили ему» (Мк. 15, 40-41).
Еще раз она появляется в момент погребения Господа: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где его полагали» (Мк. 15, 47). В последней, 16-й, главе этого Евангелия говорится о том, что три женщины — Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия «купили ароматы», чтобы умастить тело Христа. Женщины видят, что камень от двери гроба отвален, а внутри сидит юноша, облаченный в белую одежду. Юноша, как и ангел в Евангелии от Матфея, говорит им о воскресении Христа. На этом сходство этих Евангелий заканчивается. Далее в Евангелии от Марка говорится: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9). Эти «семь бесов» в дальнейшем будут ассоциироваться именно с ней. Известна средневековая мистерия XV в. «Мария Магдалина», где эти семь бесов во плоти преследуют ее.
Меньше всего говорится о Магдалине в Евангелии от Луки, где она никогда не выделяется отдельно. Впервые о ней говорится как о «Марии, называемой Магдалиною, из которых вышли семь бесов» (Лк. 8, 2), и второй раз мы видим ее в числе женщин, которые пришли умастить тело Христа ароматами. Им предстали «два мужа в одеждах блистающих» и возвестили о воскресении Христа (Лк. 24, 4). В отличие от Евангелия от Марка, изгнание из Марии Магдалины семи бесов в Евангелии от Луки имело место до распятия Христа, когда он приходил с проповедями по городам и селениям.
Особое внимание Марии Магдалине уделяется в Евангелии от Иоанна. Евангелист впервые называет Магдалину, когда она стоит у креста распятого Иисуса Христа с двумя другими Мариями: «При кресте Иисуса стояли матерь его, и сестра матери его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).
Затем «Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20, 1-2) и сообщает об этом ученикам. Оставшись у гроба одна, позже она увидит двух ангелов «в белом одеянии» на месте, где было тело Иисуса. На их вопрос, почему она плачет, Магдалина отвечает: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Обернувшись, она видит Христа и не узнает, принимает Его за садовника и просит: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». И только когда Христос Спаситель зовет ее по имени, она узнает Его и хочет дотронуться до Него. Но Христос говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к отцу Моему» (Ин. 20, 15-16). Эта сцена становится в последующие века источником многочисленных произведений живописи и литературы.
Святая равноапостольная Мария Магдалина долго продолжала проповедовать благовестие Христа Воскресшего в Италии и в городе Риме, и при первом посещении Рима апостолом Павлом, и после отбытия его чрез два года оттуда. Кроме предания, свидетельство об этом можно видеть в характерном привете святой Марии Апостолом Павлом в послании его из торгового греческого города Коринфа к христианам, находившимся тогда в Риме (Рим. 28, 6).
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг. по Р.Х.) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос воскрес!». Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников, и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Из Рима, по преданию Церкви, святая равноапостольная Мария Магдалина прибыла в город Ефес, тогда особенно знаменитый в Малой Азии. В Ефесе, по преданию и свидетельству многих святых отцов и церковных писателей, святая равноапостольная Мария Магдалина помогала святому апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову в благовестнических трудах, оставаясь там до мирной своей кончины, и в Ефесе же она была похоронена.
Из «Четьих Миней» святителя Димитрия Ростовского мы узнаем, что нетленные мощи святой равноапостольной Марии Магдалины в девятом веке при императоре Льве VI Философе были торжественно перенесены из Ефеса в Константинополь, где их поместили в храме монастыря святого Лазаря. Таково предание Православной Восточной христианской Церкви.
«Но нельзя решительно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе, — пишет святитель Димитрий Ростовский. — Они могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения от победоносных нападений турок; они легко могли быть взяты и на запад в Рим, из Константинополя, когда им овладели в начале XIII века итальянцы с крестоносцами четвертого похода, так как тогда мощи святых многих юго-восточных областей были уносимы и разделяемы по разным городам западных стран Европы».
Святитель также свидетельствует, что, согласно преданию Римско-католической церкви, мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы, покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме святого Иоанна Латеранского, под алтарем, который папа Гонорий III, сам там похоронивший ее мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. И, кроме того, открытыми мощами этой святой римско-католическая церковь почитает с 1280 года мощи, разделенные на части, во Франции в Проваже близ города Марселя. В том месте воздвигнут величественный храм во имя святой Марии Магдалины.
Память святой равноапостольной Марии Магдалины отмечается как в Православной Церкви, так и в Римско-католической, равно как и англиканской.
Часть мощей св. равноап. Марии Магдалины (левая кисть) прибывает в Россию со Святой Горы Афон, где они хранятся в главном соборном храме в честь Рождества Христова монастыря Симонопетра. Кроме части мощей св. Марии Магдалины, в обители также хранятся часть Животворящего Креста Господня, часть руки прпмц. Евдокии; часть от руки св. вмц. Варвары; стопа св. мч. Кирика; глава св. Павла Исповедника; глава св. мч. Сергия; глава св. Модеста, Патриарха Иерусалимского; части мощей св. вмч. Пантелеимона, св. Иоанна Предтечи; св. муч. Параскевы; св. Харалампия; св. Симеона Столпника; св. безсребренников Космы и Дамиана; кровь св. Димитрия Солунского; часть мощей св. Феодоры Александрийской.
Монастырь Симонопетр основан в XIII веке св. Симоном, спасавшимся здесь в пещере, которая и теперь сохраняется в своем первобытном виде; основан монастырь при содействии и пособиях Иоанна Углеша, деспота сербского, признательного св. Симону за исцеление его дочери.
Устроение монастыря этого настолько необычно, что до сих пор поражает паломников: только чудесные знамения могли побудить отшельника и мастеров, долго не решавшихся, воздвигнуть громадное здание на таком отвесном камне, над пропастью.
Будучи расположен в юго-западной скалистой части полуострова Афон, сам монастырь был построен на краю пропасти, на головокружительной высоте 230 метров над уровнем моря. Строил его преподобный Симон со своими учениками на том месте, где в одну Рождественскую ночь ему было явление Вифлеемской звезды. Поэтому и сам монастырь долгое время назывался Новым Вифлеемом.
В XIV в. монастырь уже достиг своего расцвета. К этому времени монастырь уже называли «скалой Симона» — Симонопетра. Братия пользовалась покровительством сербских государей и имела большое влияние на афонские дела.
В 1580 г. в произошел пожар, дотла уничтоживший монастырь. Некоторые монахи спаслись, укрывшись в каменной башне, и впоследствии смогли восстановить монастырь. Однако следующий пожар, уже в XVII в., привел обитель в полный упадок. Здания были восстановлены только во второй половине XVIII века, но в 1891 г. еще более разрушительный пожар не оставил от обители камня на камне, и она была вновь восстановлена в своем современном виде на пожертвования русских царей.
К сожалению, в пожарах погибла большая часть святынь и исторических раритетов — в том числе и богатейшая библиотека рукописей. Но, тем не менее, сохранились святые мощи и некоторая часть византийских икон. Также монастырь славится своим великолепным хором — монастырский хор Симонопетра считается одним из лучших на Афоне.
Главный храм обители посвящен рождеству Христову. Кроме соборного храма в монастыре есть церкви (параклисы):
∙ Успения Пресвятой Богородицы;
∙ свв. Архангелов;
∙ св. Георгия Победоносца;
∙ Святителя Николая Чудотворца;
∙ св. Марии Магдалины;
∙ св. Харалампия;
∙ св. Ап. Иоанна Богослова;
∙ св. великомуч. Димитрия;
∙ св. муч. Мины;
∙ прп. Симона.
Пять церквей находятся вне обители.
Тропарь святой мироносице Марии Магдалине:
Христу, нас ради от Девы рождшемуся, / честная Магдалино Марие, последовала еси, / Того оправдания и законы хранящи: / темже днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов разрешение / молитвами твоими приемлем.
Величаем тя, / мироносице святая равноапостольная Марие Магдалино, / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудилася еси / во благовестии Христове.
Память св. равноап. Марии Магдалины отмечается дважды: в Неделю 3-ю по Пасхе — память святых жен-мироносиц — и 4 августа (22 июля ст. ст.).
Величание Марии Магдалины
День памяти равноапостольной Марии Магдалины припадает на 4 августа. Также днем поминовения святой считается третье воскресенье после Пасхи. Именно в этот день читают молитвы в честь всех женщин-мироносиц.
Где находятся мощи
В Православной Церкви достоверная информация о местонахождении мощей святой равноапостольной отсутствует. Незначительные частицы мощей Марии Магдалины находятся в четырех монастырях Афона: Кутлумуш, Дохиар, Эсфигмен и Симонопетра.
Католики придерживаются версии, что мощи равноапостольной хранятся в церкви Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (Франция).
Храмы в честь святой
В честь мироносицы Марии Магдалины возведено множество церквей и монастырей – более 140 храмов Божьих. Большая часть из них расположена в России, Украине, Израиле, Беларуси, Казахстане, Польше, Латвии, Молдове, Франции, Германии и других странах.
Однако самой известной считается православная церковь Св. Марии Магдалины в Восточном Иерусалиме. Храм был возведен на склоне горы Елеонской близ гробницы Богородицы в Гефсимании. Выполненная из серо-белого иерусалимского камня церковь считается образцом русской архитектуры.
Иконы и изображения
В христианстве представлено несколько иконографических изображений Марии Магдалины. Чаще всего мироносицу изображают в полный рост. В одной руке она держит пасхальное яйцо, в другой – сосуд/чашу с миром. Благовонное масло используют в иудейских обрядах погребения.
Чаще всего святую равноапостольную изображают в полный рост
Второй не менее распространенный лик – сцена распятия Христа. Лицо равноапостольной в слезах, при этом она держит распятого Иисуса Христа за ногу. Значительно реже встречаются иконы с изображением плачущей Марии при погребении Господа Бога.
В православных и католических храмах встречаются иконы, где изображена сцена воскрешения Господа и Его встреча с мироносицей.
Самые почитаемые на территории России иконы с ликом Марии Магдалины находятся:
- собор Измайловский (Санкт-Петербург);
- монастырь Троицкий (Дивеево);
- Никольский собор (Орловская область);
- храм в деревне Улиткино (Московская область);
- пустынь Марие-Магдалиновская (Краснодарский край).
Хождения в Италии и кончина
Писание утверждает: первая ученица Христа явилась во дворец императора Тиберия и преподнесла ему красное яйцо — символ Воскресения. Она поведала историю невинно осужденного Христа, творившего чудеса и казненного по злому навету первосвященства.
Красное яйцо — символ Воскресения Иисуса Христа
Она напомнила, что спасение от мирской суеты приходит через кровь чистого Агнца, а не золотых или серебряных изделий.
- Мария продолжала распространять благую весть в Италии. Её труды восхвалял апостол Павел в «Послании к Римлянам», признавая за ней необыкновенное мужество и беззаветную преданность Всевышнему. Писание гласит: Магдалина уже в преклонном возрасте отбыла из Рима после того, как над Павлом совершили первый суд. Равноапостольная святая отправилась в Эфес, чтобы помогать в проповедничестве апостолу Иоанну. Здесь же она тихо и мирно покинула бренный мир.
- Её нетленные мощи в IX столетии перенесли из Эфеса в Константинополь. Некоторые исследователи предполагают, что останки во время крестовых походов транспортировали в Рим. Мощи разместили в храме Иоанна Латеранского, который вскоре переименовали и освятили в честь самой преподобной Марии Магдалины.
- Часть останков находится во Франции, близ Марселя, а также монастырях Святой Афонской Горы и Иерусалима. Поклониться мощам преподобной приходит огромное количество благочестивых паломников.
На заметку! Благодаря проповеднице во всем христианском мире прижился обычай дарить пасхальные яйца с восклицаниями: «Христос воскрес! Воистину Воскрес!». После апостольского периода в церквях читали молитвы на освящение яиц и сыра. Братия и прихожане слышали хвалебные песни во славу Магдалины, первой подавшей пример радостного жертвоприношения.
Православный храм в честь святой
Церковь расположена в местности под названием Гефсимания, что в Восточном Иерусалиме. Рядом находится гробница преподобной Девы Марии. Эта церковь воздвигалась православным обществом Палестины на средства императорской семьи и была освящена в 1888 г. С 1921 г. здесь хранятся останки великомучениц Елисаветы и Варвары.
Церковь Святой Марии Магдалины входит в комплекс Гефсиманского православного монастыря
- Идея постройки и выбор местности на склоне Елеонского холма принадлежит архимандриту Антониону. Первый камень церкви Марии Магдалины заложили в 1885 г. В 1934 г. на территории организовали православную женскую общину, настоятельницей которой стала инокиня Мария, имевшая шотландское происхождение.
- В монастыре хранится икона «Одигитрия», прославившаяся чудесами в 1554 г. Останки великомучениц Елисаветы и Варвары располагаются в отдельных раках. Здесь же прихожане поклоняются чудотворному изображению Марии Магдалины.
- Семиглавый Иерусалимский храм возведен из белого камня и выполнен в стиле московской архитектуры. Колокольня имеет небольшие размеры, а иконостас создан из мрамора с бронзовым орнаментом.
Иконы и изображения Марии Магдалины
Образы равноапостольной святой демонстрируют перед верующими пример величайшей любви и преданности Всевышнему Отцу. Святые лики Магдалины указывает на истинный путь и требует от человека терпеливости и духовной стойкости.
- Православная иконопись изображает Марию с пасхальным яйцом красного цвета, а также с сосудом, в котором сосредоточено миро.
- Часто на полотнах она показана вместе с Богородицей и Иоанном Богословом рядом с распятием. Святую можно наблюдать на иконах с сюжетом, демонстрирующим положение Христа в гроб. В православной традиции её изображают в числе пришедших жен-мироносиц, которые увидели пустоту в пещере и благовестных ангелов.
- Сцена явления Христа после Воскресения для отечественной церкви — редкое явление. Его можно видеть только в образцах поздних икон греческого стиля.
- Перед святым ликом просят об обретении истинной веры и избавлении от вредоносных привычек, льстивых искушений. Молитвы перед образом избавляют от телесных и душевных недугов.
В католицизме Мария Магдалина предстает как «раскаявшаяся блудница», которая в конце жизненного пути удалилась в пустынную местность и предавалась суровой аскезе, сожалея о грехах. Её одеяние распалось от ветхости, и волосы покрывали все тело чудесным образом. После божественного исцеления она была вознесена ангелами в Царствие Небесное. Эта легенда оказала огромное влияние на западное искусство.
- Множество произведений, где Магдалина выступает главным персонажем, выполнено в жанре «Vanitas» (Суета). Рядом с женщиной демонстрируется череп, символизирующий осознание бренности и понимание важности истинного пути. Дополнительными атрибутами выступают плеть и терновый венок. Место действия — пещера на территории Франции: здесь святая размышляет, читает Писание или кается, возведя взгляд в небеса.
- В западноевропейской иконописи Магдалина изображается омывающей ноги Мессии и вытирающей их своими роскошными волосами.
- В католической традиции жена-мироносица изображается с распущенными волосами и держащей сосуд с благоухающими маслами.
- В других вариациях ее поддерживают над землей крылатые ангелы. Этот сюжет встречается в западном искусстве с XVI столетия.
- Очень редко в католицизме и протестантизме изображается последнее причастие Марии и её смерть.
- На некоторых полотнах она скорбно обнимает ногу Спасителя, распятого на кресте Голгофы. На иконах «оплакивания» она придерживает стопы Спасителя и скорбит об утере.
Интересно! Имя Магдалины сыграло важную роль в становлении гностицизма — богословско-религиозного направления, испытывающего влияние языческих воззрений и античных философов. Гностики говорили, что Мария является единственной и истинной получательницей откровения, любимейшей ученицей Спасителя. Это религиозно-богословское течение признали как ересь в III веке.
Эта женщина проявила божественную любовь к своему Учителю, осталась навсегда Ему преданной и несла благие вести наравне с апостолами. В православной традиции Мария Магдалина считается святой, излеченной Иисусом Христом от болезни «семи бесов», и последовавшей за Ним до самого Воскресения. В ортодоксальных текстах о ней сказано мало, но в католицизме приобрели популярность различные легенды с участием равноапостольной ученицы.
Видео о житии равноапостольной Марии Магдалины