Содержание
Анализ стихотворения «Памятник» Державина
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 320.
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 320.
Гавриил Романович Державин вошёл в историю отечественной литературы как выдающийся поэт позднего классицизма. И излюбленным жанром его поэзии была ода. В жанре оды написано и стихотворение «Памятник», в котором поэт воспевает достоинство человека, размышляет о высоком предназначении поэта и поэзии. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку литературы и предстоящим ЕГЭ.
Структура и композиция
План текста стихотворения составлен из пяти строф, в каждой из которых присутствуют сложные предложения. Именно такой прием автор использует, чтобы подчеркнуть серьезность своих слов. В первой строфе писатель сделал акцент на том, что поэзия должна быть бессмертной, а все поэтическое искусство и творчество способны пережить даже самый вечный монумент.
В последующих строфах Гавриил Романович высказал свои размышления по поводу значимости конкретно своего творчества, а в заключительной части обратился к покровительнице поэзии — Музе.
Произведение составлено в форме монолога, так как речь идет от первого лица. Кроме того, значимость слов подчеркивается при помощи большого количества употребленных личных местоимений.
Жанр стихотворения «Памятник» — ода. Она характеризуется неторопливым ритмом, отвлеченностью от суетности. Литературный размер «Памятника» Державина — шестистопный ямб, сложный стихотворный слог, монотонность подчеркивается перекрестной рифмой.
Составляя характеристику художественного произведения, важно обратить внимание на средства выразительности. В творчестве просматриваются надменная интонация, неспешный, величественный ритм, своеобразная лексика. Это удается достичь при помощи следующих средств:
- высокопарные выражения («возгордились», «дерзнул», «тлен», «чело» и так далее);
- набор эпитетов (быстротечный, вечный, чудесный);
- метафоры («зарёй бессмертия», «времени полет»);
- гиперболы («металлов тверже он и пирамид»);
- инверсии («и презрит кто тебя»);
- олицетворения («ни времени полет не сокрушит», «ни гром не сломит»).
Весь этот набор наряду с используемым ритмом подчеркивает торжественность произведения. В сравнении с аналогичным автобиографическим шедевром Ломоносова, в этом тексте просматривается оригинальность поэтических образов, которая больше отталкивается от первоисточника — оды Горация. Но в этой вольной трактовке добавлены собственные мотивы и реалии современной жизни.
При помощи специальных средств и приемов автор обращается к читателю. Он пытается донести до него свое представление о том, что каждая творческая личность имеет полное право на самоопределение, независимость и самобытность. И только при поддержке аудитории поэт может оценить истинную ценность своего творчества.
В данном стихотворении автор использует большое количество средств художественной выразительности. Гипербола, метафоры, олицетворения, эпитеты – это далеко не полный список того, что использует поэт, чтобы передать всю яркость чувств и эмоций.
Основной мыслью стихотворения «Памятник» можно назвать роль поэта в жизни человека, а в частности роль самого автора. Рассказывая, какую важную для народа роль несет в себе поэзия, он не забывает отметить свои личные заслуги. Он гордится своей честностью и искренностью, давая понять, что это главные качества для поэта. Создавая бессмертные произведения, ни в коем случае нельзя лукавить не перед собой, не, тем более, перед читателем.
Он очень хорошо раскрывает роль поэзии в становлении личности. Именно благодаря ей, человек учится любить, замечать и любоваться прекрасными вещами. По мнению Державина поэзия бессмертна, и сможет пережить любые монументы. Да и силой она наделена гораздо большей и значимой.
Державин так же показывает свои заслуги, которые считает достаточно важными и не малыми. Он считает, что поэт, который творит для народа и для потомков, достоин самой высшей похвалы, признания и любви. Ведь он взвалил на себя нелегкий труд, благодаря которому бессмертные строки имеют возможность доноситься через века от поколения к поколению.
Этим стихотворение Державин подводит некий итог своей жизни, которым весьма доволен. Он знает, что сделал достаточно много для государства и ему есть чем гордиться. Это и является основной мыслью произведения, которую Гавриил Романович так красиво и мудро доносит до простого обывателя.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.