Содержание
Кто и за что получил Пулитцеровскую премию по литературе
Комитет Пулитцеровской премии — в отличие от нобелевского — сложно обвинить в необъяснимых, понятных только членам жюри решениях. К примеру, в прошлом году буквально все прочили «нобелевку» по литературе Харуки Мураками, но получил ее Кадзуо Исигуро, которого даже не было в списках букмекеров, не говоря уже о непредсказуемых и скандальных победах Боба Дилана и Светланы Алексиевич. Пулитцер же практически всегда выбирает авторов, уже набравших критическую массу: Ричард Форд, Донна Тартт, Джеффри Евгенидис, Кормак Маккарти, — одни писатели-тяжеловесы, сытые от количества наград, дипломов, ленточек и всевозможной почетной мишуры.
Все ожидали, что премию в этом году получит один из мастодонтов: «букероносец» Джордж Сондерс или Джесмин Уорд с лиричным текстом «Пойте, непогребенные, пойте», уже отхватившим Национальную книжную премию. Или «Набоков в юбке» Элизабет Страут и Дженнифер Иган, — у обеих, кстати, один Пулитцер уже есть. Но триумфатором неожиданно стал Эндрю Шон Грир, сиротливо пристроившийся в самом конце пулитцеровского списка. И если премия до вчерашнего дня (кроме редких исключений) лишь подтверждала статус своих лауреатов, то теперь она начала поглядывать в сторону темных лошадок.
Роман-триумфатор
Эндрю Шон Грир — «Лэсс» (Less)
Пожалуй, лучшим, что написал Грир, был роман 2004 года «Признания Макса Тиволи» о ребенке, родившемся стариком и вынужденном жить в обратном направлении. Грир снискал одобрительные кивки Майкла Шейбона, Джона Апдайка и Джона Ирвинга, но после этого выдать что-то на уровне так и не смог. Вот и «Лэсс» критики, скорее, мягко ругают, чем хвалят.
Это история о грустном писателе-гее Артуре Лэссе, которому вот-вот стукнет пятьдесят. Его считают посредственным автором и обвиняют в бесплодных потугах выдать «Улисс» для геев. Да и личная жизнь у него не задалась: экс-бойфренд присылает ему приглашение на свадьбу. Чтобы не присутствовать на празднике и избежать окончательного унижения, Лэсс принимает приглашения от различных литературных премий, конкурсов и семинаров, которые уважающий себя писатель выбросил бы в корзину. И тут он дает фору героям «Вокруг света за 80 дней», отправляется в Берлин, оттуда в Италию, Японию, Индию, Сахару и аккурат к пятидесяти наконец обретает счастье и покой.
«Лэсс» — трогательная и смешная книжка о чудаковатом гее, которая прекрасно сжалась бы в сценарий для комедийной мелодрамы, куда так и просится кто-то такой же трогательный и смешной — например, Филип Сеймур Хоффман, будь он жив.
Романы-финалисты
Элиф Батуман — Идиот (Idiot)
Журналистка The New Yorker, полиглот и фанат Достоевского, о чем недвусмысленно говорит название ее дебютного романа, Элиф Батуман и до этого отдавала дань уважения русскому классику, выпустив мемуары о русской литературе The Possessed (так же на английский переводится роман Достоевского «Бесы»). Но прежде всего Батуман — страстный книгочей.
Об этом и ее «Идиот». Имеют ли книги практическую ценность, можно ли черпать из них жизненный опыт? Батуман оглядывается на свои студенческие годы и отвечает утвердительно. Ее во многом автобиографичный персонаж Селин, дочь турецких эмигрантов, опьяненная неохватностью мира, поступает в университет и заводит электронную переписку с венгерским студентом-математиком Иваном. Мастерство Батуман в том, что она спокойно переходит от одной реальности к другой, сначала описывая мир книг, затем переносясь в «реальный» мир, а после плавно порхает к электронному эпистолярию Селин и Ивана, конструирующих совершенно иное, но близкое к литературе вымышленное пространство. В сущности, это «Идиот» о языке, о том, как с его помощью создается альтернатива жизни и как порой сложно эту грань нащупать и осознать.
Амбициозная книга, с филигранно проработанной структурой, путающей даже профессионального читателя — это еще и роман взросления, нежный, как цвет обложки, и вместе с тем мудрый. Немногим удается вшить в свою работу такое количество отсылок и аллюзий, перекличку с массой других текстов, лингвистику и искреннюю историю своего юношества, не перегрузив повествование и не уйдя в дидактику.
Эрнан Диас — На расстоянии (In the Distance)
Еще один дебют и, как и в случае Батуман, настолько впечатляющий, что так и хочется приписать автору двадцатилетний стаж романиста — так здорово написано для первой попытки. Действие происходит в Америке XIX века; по сюжету шведский иммигрант Хакан Седерстрем отправляется из Калифорнии в Нью-Йорк на поиски своего брата Линуса, с которым его разлучила судьба еще в детстве. По пути на восток он кого только не встречает и из каких только передряг не выбирается — причем так успешно, что становится легендой во плоти, эдаким Баффало Биллом скандинавского пошиба. Хакан попадает в плен, втягивается в безумные поиски натуралиста, рыщущего по высушенному дну в поисках медузообразного организма, якобы породившего человечество. А еще ему встречаются религиозные фанатики, индейцы и головорезы.
Самое интересное, что Хакан почти не знает английского, и это превращает роман Диаза в лингвистический эксперимент: написать книгу на языке, который сбивает с толку его главного героя. Так что если рассказчик не до конца понимает суть происходящего, то читатель тоже. Это книга о том, как восприятие языка смыкается с восприятием мира в целом, а сложность идеи уравновешивает бойкий, почти что комиксовый сюжет в духе «Братьев Sisters» Патрика де Витта.
Кем был Джозеф Пулитцер и почему премия названа его именем?
Уроженец венгерского города Мако, Джозеф Пулитцер был американским журналистом, издателем, владельцем газетной империи и политиком. Его считают реформатором прессы, который ввел моду на громкие заголовки.
В 1904 году он составил завещание, согласно которому Колумбийский университет получал 2 миллиона долларов. Большая часть этой суммы должна была пойти на создание Высшей школы журналистики, а оставшиеся деньги – на создание премии, которая бы поощряла талантливых американских журналистов и писателей.
Джозеф Пулитцер умер в 1911 году, но только 6 лет спустя прошло первое вручение Пулитцеровской премии. Изначально номинаций в области поэзии, музыки и фотографии не было. Но совет Пулитцеровской премии принял решение добавить эти номинации, посчитав, что они соответствуют изначальному завещанию основателя премии.
Порядок награждения
На Пулитцеровскую премию в области литературы и музыки могут претендовать только граждане Соединенных Штатов (кроме номинации «За книгу по истории США»). Номинанты и победители в области журналистики могут представлять любую страну, однако их работы должны быть опубликованы в американских СМИ (печатных или интернет-изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю).
Для того чтобы претендовать на Пулитцеровскую премию, автор должен представить свою работу на рассмотрение жюри. Стоимость выдвижения на соискание премии — $50. С 2011 г. прием работ осуществляется только в электронном виде. Ежегодно на соискание награды выдвигается более 3 тыс. работ.
Трех финалистов из всех заявок в каждой категории на первом этапе отбирают 20 судейских комиссий, состоящих, в общей сложности, из 102 членов. Для номинаций в области фотографии действует единая комиссия.
Лауреатов из числа финалистов на закрытом заседании в начале апреля большинством голосов выбирает совет Пулитцеровской премии. В состав этого органа обычно входят около 20 членов: руководители известных СМИ, издатели, журналисты, писатели, ученые и др. Совет может принять решение не вручать премию в любой из номинаций, также он может присуждать специальные призы вне существующих категорий.
Кто ещё был среди лауреатов Пулитцеровской премии?
В разные годы лауреатами литературной Пулитцеровской премии становились Эрнест Хемингуэй («Старик и море»), Харпер Ли («Убить пересмешника»), Уильям Фолкнер («Притча»), Теннесси Уильямс («Трамвай „Желание“»), Артур Миллер («Смерть коммивояжёра»), Маргарет Митчелл («Унесённые ветром»), Джон Апдайк (за романы «Кролик разбогател» и «Кролик успокоился»).
Пулитцеровскую премию в области музыки получили Уинтон Марсалис (1997), Джордж Гершвин (1998), Дюк Эллингтон (1999), Кевин Патс (2012).
Награду за самую лучшую фотографию в разные годы получили Дон Бартлетти за серию фотографий людей, пытающихся уехать из Центральной Америки в США, Гарри Траск за серию фотографий тонущего итальянского лайнера «Андреа Дориа», сделанных за 9 минут до его ухода под воду, Александр Земляниченко за фотографию танцующего Бориса Ельцина на предвыборном концерте, Уильям Галлахер за фотографию дырявого ботинка кандидата в президенты США Адлая Стивенсона, Стэн Гроссфелд за серию фотографий голода в Эфиопии и т. д.
За все годы вручения премии наибольшее количество наград в журналистской номинации собрали издания New York Times, The Wall Street Journal и The Washington Post. В 2011 и 2012 годах премии получили также Los Angeles Times и The Philadelphia Inquirer.
Среди иностранных лауреатов премии — россиянин Александр Земляниченко (в 1992 г. — за репортаж о московском путче 1991 года и в 1997 г. — за фотографии танцующего на рок-концерте Ельцина), а также фотокорреспондент Agence France-Presse афганец Массуд Хоссайни, который сделал снимок девочки, охваченной ужасом после теракта в Кабуле.