✅ Обретение мощей преподобного амвросия оптинского. Обретение мощей оптинских старцев — dnp-zem.ru

Цитаты Святых Отцов на каждый день

“В то время, когда ветр дует ровно, всякий мореплаватель может высоко думать о себе и похвастать собою; но только при внезапной перемене ветров, открывается искусство опытных кормчих”
(Преподобный Антоний Великий)

  • Новости
  • Расписание Богослужений
  • Фотогалерея
  • Вопрос священнику
  • Пожертвования
  • Контакты

О храме

  • История Храма
  • О преподобной Евфросинии
  • О Великом князе Димитрии Донском
  • Святыни Храма
  • Духовенство Храма
  • Нижний храм
  • Доступная среда для маломобильных групп прихожан

Подать записки

Служение

  • Подать записки
  • Паломническая служба
  • Воскресная школа
  • Молодежный клуб
  • Школа по изучению православного Богослужения
  • Библейские беседы по Ветхому Завету
  • Занятия по сравнительному богословию
  • Социальная работа
  • Анкета прихожанина
  • Душепопечительский центр
  • Евангельский кружок
  • Школа алтарников
  • Занятия по церковному искусству
  • Занятия по иконописи
  • Детская комната при храме
  • Работа со школами
  • Мы в социальных сетях

Расписание бесед и занятий

Информация

  • Юго-Западное Викариатство
  • О Церковных Таинствах
  • Основы Православной Культуры (ОПК)
  • Библиотека
  • Общецерковные новости
  • Общецерковные документы
  • Документы к обсуждению
  • Полезные ссылки
  • Новомученики и пострадавшие за Христа
  • Прихожане о родных, за веру пострадавших
  • Карта сайта

НЕ ПРОПУСТИТЕ.

  • Объявления
  • Новости Храма
  • Видеоматериалы
  • Книга взаимопомощи
  • Духовная поэзия
  • Творчество наших прихожан
  • Интересное и полезное
  • Вестник Юго-Западного Викариатства
  • Последние изменения

К анонизация собора Оптинских старцев, состоявшаяся 26 июля 1996 года, исполнила жизнь Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни новым возвышенным содержанием. Под молитвенным покровом новопрославленных угодников Божиих Оптина продолжала подниматься из руин, и день ото дня поток богомольцев в сию древнюю обитель увеличивался. У многих, посещавших монастырский некрополь – место погребения семи святых преподобных Оптинских старцев, неустанных молитвенников за обитель, Церковь и Отечество, – возникла мысль о том, чтобы святые мощи угодников Божиих покоились не под открытым небом, а в Божием храме, где было бы ощутимее их благодатное присутствие и молитвенный покров.

В свое время глубокая любовь и почтение к Старцам подвигли монастырскую братию установить на местах их погребения часовни, и было даже намерение устроить особое капитальное сооружение. Но страшное кровавое лихолетье оставило от обители одни развалины, среди которых трудно было даже отыскать места погребений Старцев.

В 1987 году Оптина была вновь открыта, и первейшей задачей стала забота о том, чтобы привести святые могилы Старцев в благопристойный вид, удалив с них следы поругания.

Когда же начались работы по воссозданию храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, священноархимандрит Оптиной Пустыни, благословил устроить его так, чтобы он мог стать усыпальницей семи оптинских Старцев, погребенных на монастырском некрополе. И вот, лето 1998 года ознаменовалось радостным событием: строительство храма было благополучно завершено. 24 июня было получено благословение Его Святейшества на обретение святых мощей, а 7 июля, в день Рождества Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, после молебна собору оптинских Старцев, работы на монастырском некрополе начались.

Вначале предполагалось потрудиться над обретением святых мощей четырех Старцев: Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Но обстоятельства сложились так, что через два с половиной дня были обретены мощи всех семи Старцев.

В разделе представлены фотографии из Оптинских архивов, а также летописные и опубликованные в печати материалы, раскрывающие историю захоронений того участка некрополя, где были погребены оптинские Старцы. Приведены также современные фотографии, иллюстрирующие основные моменты процесса работ по обретению мощей семи Старцев: Льва, Макария, Амвросия, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия (Потапова).

10 июля — обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского

Будущий старец Амвросий (Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 г., в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Его отец, Михаил Федорович, был пономарем, дед, Федор Гренков — священником. О своей матери, Марфе Николаевне, старец говорил как о человеке святой жизни.

В детстве Александр был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. Он воспитывался в строго православном духе, соблюдал все посты, установленные Церковью, часто пел на клиросе в местном храме. После окончания Тамбовского духовного училища способный мальчик поступил в Тамбовскую семинарию, где был одним из лучших учеников. Любимым развлечением Александра было поговорить с товарищами, пошутить, посмеяться. Молодому общительному весельчаку, каким был Александр Гренков, никогда и в голову не приходила мысль о монашестве.

В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал Богу обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. В 1837 г. молодой выпускник семинарии стал преподавателем в Липецком Духовном училище. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога. »

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Александр послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Он начал проходить обычные монастырские послушания, трудиться в трапезной, переписывать святоотеческие книги. Духовником у Александра был знаменитый старец Лев, у которого молодой послушник научился весьма многому — смирению, ревностной любви к Богу, духовной рассудительности.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал 5 языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Читать еще:  Дева и телец совместимость по браку. Мужчина-Телец и женщина-Дева: совместимость

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Великие труды совершал Амвросий по духовному окормлению как монахов, так и всех тех, кто приезжал к нему со всех концов необъятной России. В день к нему приходило по 30-40 писем, посетителей бывало по несколько сотен человек. И никто не уходил неутешенным.

Все убранство келии Батюшка составляли несколько икон, монашеское облачение, кровать с холщовым, набитым соломой тюфяком и такой же подушкой. В пище он был крайне воздержан. Постоянно пребывал в молитве. Посетители неоднократно видели его лицо в сиянии нетварного божественного и света, а все тело — приподнятым над землей во время молитвы.

Кроме бесед наедине и Исповеди, старец проводил общие беседы, причем желающих набивалась всегда полная келья. Старец вразумлял метким словом, нередко — пословицами, очень понятными тому, к кому они относились. Или рассказывал что-нибудь такое, что служило ответом на сокровенную мысль кого-либо из присутствовавших. Нередко отец Амвросий говорил шутливо, хотя за этой веселой формой скрывалось чрезвычайно глубокое содержание. На вопрос «Как жить?» старец отвечал: «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», или: «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно; тогда дело наше будет верно, а иначе выйдет скверно». Подобные наставления глубоко западали в души слушающих и вносили мир в неспокойные сердца. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие.

Мелочей для старца не существовало. Простой крестьянке, у которой почему-то околевали индюшки, он давал совет, как их лучше кормить, после чего они росли хорошо. Помещику, спрашивавшему совета по устройству водопровода, старец начертил схему, которая спустя много лет удивляла инженеров своим техническим совершенством.

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

Скончался старец 10 октября 1891 г. в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. На отпевание съехалось огромное количество людей. Вначале от тела стал исходить тяжелый запах. Об этом старец говорил еще при жизни: «это мне за то, что я еще при жизни принял слишком много незаслуженной чести». Однако, чем дальше стояло тело в нестерпимой жаре, тем меньше ощущался запах тления, и все сильнее распространялось благоухание, как от свежего меда. Кончина земной жизни не прервала связи старца с людьми, случаи его чудесной помощи исчисляются сотнями.

После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием.

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Читать еще:  Как молился христос. Учения иисуса христа о молитве

Обретение мощей преподобного иеросхимонаха Амвросия, старца Оптинского

«Народы будут рассказывать об их мудрости,

а Церковь будет возвещать их хвалу» (Сир. 44, 14).

Преподобный Амвросий Оптинский всей своей продолжительной и самоотверженной жизнью, це-ликом отданной на служение Богу и родному народу, снискал всеобщую и искреннюю любовь современников. Его светлый образ свято хранится в благодарной памяти православных потомков, черты его жизни и деятельности крайне назидательны и могут служить спасительными маяками для многих и многих страждущих христиан в их жизненной борьбе и тяжелых испытаниях.

Честные мощи преподобного Амвросия, старца Оптинского, были обретены совсем недавно: летом 1998 года, вместе с мощами преподобных старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего.

Получив благословение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 7 июля 1998 года братия Оптиной Пустыни приступила к работам по обретению святых мощей старцев, погребенных на монастырском некрополе. Пространство за алтарем Никольского придела Введенского храма было вскрыто, и обнаружились кирпичные склепы, в которых и были погребены старцы. Для скорейшего завершения обретения мощей работы на монастырском некрополе велись днем и ночью, практически без перерыва. Объем работ был очень большой. И одновременно необходима была максимальная внимательность, чтобы не допустить ошибки при обретении мощей старцев.

К 10 июля мощи всех старцев были обретены, и их положили в особые дубовые гробы, которые приготовили для перенесения их в раки, устроенные в восстановленном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ныне мощи преподобных Льва, Макария, Иосифа, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего пребывают в этом храме, а мощи преподобного Амвросия — в левом приделе Введенского Собора Оптиной Пустыни.

Амвросий Оптинский, в миру — Александр Михайлович Гренков, родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии и происходил из духовного сословия: он был сыном пономаря и внуком священника названного села. Мирское имя свое отец Амвросий получил в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, память которого совершается в день рождения старца, почему он и старался воплотить в своей жизни все нравственные черты своего небесного покровителя — ангела. О святом благоверном Александре Невском говорится: «От юности он возлюбил Христа и отвращался мирского суемудрия, услаждался гласом церковных песнопений и душа его жаждала поучений святых отцов. Бдения всенощные и тайные к Богу были любимым его занятием. Кроток и тих был нрав его с детства». Этими же чертами отличался в юности и Саша Гренков.

Образование свое он получил, окончив Тамбовское духовное училище и Тамбовскую духовную семинарию. Из свидетельства об окончании училищного курса от 18 июля 1830 года, видно, что «он обучался в училище чтению, чистописанию, Российской грамматике, латинскому и греческому языкам, пространному катехизису и священной истории — отлично, географии, арифметике, славянской грамматике, церковному уставу и нотному пению — препохвально, при способностях весьма хороших, прилежании неутомимом и поведении примерном». Курс наук в Духовной Семинарии он окончил в 1836 году со званием студента.

По окончании курса в Духовной Семинарии Александр Михайлович Гренков около года состоял домашним учителем в одной помещичьей семье, а 6 марта 1838 года Епархиальным Начальством он определен был, согласно его прошению, на должность учителя в Липецком духовном училище (в первом классе). Он состоял последовательно учителем первого, второго и низшего классов и преподавал чтение, чистописание, Закон Божий (молитвы, священную историю и пространный катехизис), русский и греческий языки, арифметику и церковное (нотное) пение. «Пред приходом Александра Михайловича на урок, — передает один из учеников, обучавшийся у него в первом и втором классах, — в классе водворялась чрезвычайная тишина в ожидании уважаемого учителя, а когда он являлся в классе, ученики все отдавались слуху и зрению. Преподавал ли он Закон Божий, арифметику, русский язык, все умел он повысить, осветить и тем воодушевить детей. Строгий к себе, он был строг и требователен и к нам. Шуток он себе никаких не позволял, смеющимся, улыбающимся мы его не видали. Жалели, что не простились с ним; всегда с наслаждением и благоговением вспоминали его».

7 октября 1839 года, в субботу, после классных уроков в духовном училище, Александр Гренков оставил Липецк и, согласно указанию Троекуровского старца Илариона, направился в Оптину Пустынь Калужской губернии, где и начал свое монашеское поприще, под руководством старца Макария (Иванова).

Молодой, двадцатишестилетний инок-подвижник Александр не тяготился лишениями и трудами, встреченными им в обители: он с усердием и тщанием исполнял все, возлагаемые на него обязанности в монастыре: келейника и чтеца старцев Льва и Макария, помощника повара и главного повара в хлебне и кухне. Рабочий день отца Амвросия в монастыре обычно начинался в 4 или 5 часов утра и оканчивался в 11 или 12 часов ночи. Вся трудовая жизнь его в Оптиной Пустыни продолжалась пятьдесят два года.

29 ноября 1842 года Александр Михайлович Гренков был пострижен в мантию и наречен Амвросием во имя святого Амвросия, епископа Медиоланского, знаменитого отца Церкви IV века (340—397 гг.), отличавшегося кротостью, снисходительностью, твердостью характера и усердною заботой о благе Святой Церкви. Своего духовного покровителя старец Амвросий глубоко чтил во всю жизнь и подражал. ему в его добродетелях.

2 февраля 1843 года отец Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года был посвящен в иеромонаха Калужским Преосвященным Николаем (Соколовым). Тот же Преосвященный Николай в августе 1846 года поручил о. Амвросию помогать старцу Макарию в его духовничестве.

Такое быстрое возвышение отца Амвросия не соответствовали физическому здоровью подвижника: он жестоко страдал в это время от крайнего изнеможения из-за изнурительной лихорадки и расстройства пищеварения, от расслабления нервов, болей в груди, кашля и бессонницы. После медицинского освидетельствования болезни отец Амвросий по его прошению 29 марта 1848 года был освобожден от всяких обязанностей, исключен из штата братии Оптиной Пустыни и оставлен в ней только на монастырском призрении и содержании.

Читать еще:  Скачать обновленную игру фишдом версия 2.10 4. Fishdom Что Нового

К истинному счастью для России, тяжелая болезнь отца Амвросия не имела смертного исхода, и Господь сохранил его жизнь еще на многие многие годы. После кончины старца Макария 7 сентября 1860 года, о. Амвросий сделался его преемником по старчеству. В монастыре старец обычно не несет официально-начальнических обязанностей, но на деле он управляет братией и вообще монастырской жизнью.

Старец Амвросий был духовно особенно опытен, наделен безграничной широтой взглядов, кротостью и детским незлобием. Молва о его духовной мудрости росла и к нему стал стекался народ со всей России, а за народом — потянулись к нему и великие «сильные мира сего». У него были великий князь Константин Константинович, обер-прокуроры Святейшего Синода, граф Александр Петрович Толстой, митрополит Московский Иоанникий (Руднев) и епархиальные Калужские епископы, к нему приезжала даже Абиссинская царевна! Посещали старца греки, датчане, черкесы, англичане, немцы, французы и другие многочисленные инородцы, а также знаменитые русские писатели и ученые: Лев Николаевич Толстой, Владимир Сергеевич Соловьев, Феодор Михайлович Достоевский, Константин Николаевич Леонтьев, Михаил Петрович Погодин и много других.

Десятки писем ежедневно приходили к о. Амвросию от тех, кто жаждал получить, хотя бы заочно, его совета и наставления. Переписка о. Амвросия с его духовной паствой была громадна и обширна. На каждый наболевший, страстный, запутанный вопрос старец давал поразительно простой, ясный, здоровый и практический совет, освещенный светом истинного Православия. Его глубокое знание человеческой природы, проницательная наблюдательность и житейская опытность были просто необыкновенны.

Венцом всех добродетелей о. Амвросия является неизмеримо высокая и истинная христианская любовь — та любовь, которая душу свою полагает за ближних своих и без которой все остальные добродетели, как медь звенящая и кимвал звучащий (1Кор. 13, 1). Все свои дарования от Господа старец Амвросий посвятил служению нуждающимся и обремененным, на облегчение тяжелой жизни несчастных: бездомных, нищих, вдов и сирот.

Дела благотворительности его неисчислимы, но больше всего старец потрудился над созданием и благоустроением Казанской женской общины в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии (в 12 верстах от Оптиной Пустыни), где он провел свои последние дни и где мирно скончался.

В этой общине старец устроил при содействии благотворителей кроме помещений для сестер-монахинь, больницу, богадельню для убогих, калек и слепых и приют для девочек-сирот. Все постройки в общине производились по его планам и указаниям. Строй обители, её порядки — все установил сам о. Амвросий. Эта обитель была любимым детищем старца, и именно ей он пророчески предсказал процветание в будущем.

Наставления старца Амвросия всегда были крайне просты, отрывочны и иногда шутливы, но всегда глубоко назидательны и поучительны. На вопрос: как жить? — Старец отвечал: «Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Относительно терпения старец наставлял так: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я». — «Если будешь принимать людей Бога ради, — поучал старец, — то, поверь, все к тебе будут хороши». — О лености и унынии он говорил: «Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». — На заявления окружающих старца лиц, что ему не дают покоя, он отвечал; «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «со святыми упокой!».

Старец Амвросий скончался 10 октября 1891 года, на семьдесят девятом году жизни, кончина его была истинно христианской. В вечную жизнь он был напутствован причащением Святых Таин Христовых и чтением канона Божией Матери на исход души.

У гроба о. Амвросия собралась восьмитысячная толпа его почитателей, которая с плачем провожала прах его на расстоянии двенадцати верст от Шамордина в Оптину Пустынь несмотря на сырую, ветреную и холодную погоду.

Над могилою отца Амвросия Оптина Пустынь устроила часовню с белым мраморным надгробным памятником, как дар и знак всеобщей любви и глубокого почтения к почившему старцу. На памятнике сделана надпись на славянском языке, характеризующая личность старца Амвросия и значение его жизни: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу»: «Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22). Амвросий Оптинский стал прообраз старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Старец Амвросий Оптинский был прославлен в лике святых 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

«Православная газета»

  • 16 ноября 2021 г. Слово Патриарха

Слово Патриарха. О святителе Николае Чудотворце

16 ноября 2021 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории 16 ноября

16 ноября 2021 г. «День ангела»

День ангела 16 ноября

16 ноября 2021 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 16 ноября

16 ноября 2021 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

16 ноября. Священномученики Акепсим, епископ, Иосиф, пресвитер, и Аифал, диакон

Храмы

Церкви и часовни Амвросию Оптинскому есть в России, Украине и Беларуси. Их больше двадцати.

Область Построен (построена) в честь Амвросия Оптинского
г. Москва Мужской монастырь
Владимирская область Церковь в городе Радужный
Калужская область (Нижние Прыски, Шамордино) Придел
Церковь и 3 часовни
Шиклинский район в Забайкальском крае Церковь
Ленинградская область Скит
Церковь
Самарская область Церковь (г. Новокуйбышевск)
Свердловская область Церковь (г. Кировоград)
Тверская область Две церкви и часовня
Томская область Церковь (с. Усть-Бакчар)

На территории Оптинской пустыни есть храм преподобного Амвросия Оптинского. Строить его начали в 2006 году, освятили в июне 2016 года.

голоса
Рейтинг статьи