Святой иов многострадальный житие. Значение иов многострадальный в православной энциклопедии древо
[евр. , араб. ; греч. ᾿Ιώβ], ветхозаветный праотец, о к-ром повествует ветхозаветная каноническая книга, названная его именем (см. Иова книга). Память И. в Иерусалимском уставе отмечалась 22 мая, но основным днем его памяти стало 6 мая. В Армянской Церкви память И. празднуется 6 мая, 26 дек. (в числе ветхозаветных праведников) и в 3-й четверг после Успения Пресв. Богородицы (в воскресенье, ближайшее к 15 авг.), в Коптской и Эфиопской Церквах – 2 пашонса/генбота (27 апр.; в нек-рых копт. Минологиях также 1 тоута (29 авг.), иногда с уточнением, что это память исцеления И.). В сиро-яковитских Минологиях VII-XIV вв. отмечена память И. 9 авг., к-рую в более поздних календарях вытеснила визант. память 6 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 34, 44, 77, 101, 112. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В католич. Церкви – 10 мая.
Этимология имени
В науке возобладало мнение, что – древнее западносемит., возможно аморрейское, имя ( Knudsen. 1999). Это имя зафиксировано в источниках II тыс. до Р. Х., найденных в Египте (в текстах проклятий, в письмах из Амарны), Месопотамии (Мари) и Сирии (Алалах, Угарит). Реконструкция этого имени ayya-abum или ayya-abi позволяет истолковать его значение как «Где (Бог-)Отец?» ( Janzen. 1985) или «Где мой (Бог-)Отец?» ( Сlines. 1989). Такое имя, вероятно, понималось как обращение к Богу за помощью; менее вероятно, как считает Д. Клайнс, оно давалось детям, чей отец умер до их рождения (Ibid.). Другая этимология этого имени, впервые выдвинутая, возможно, Г. Эвальдом, основана на сопоставлении с араб. (возвращаться) и с его именным производным (кающийся) (так И. назван в Коране 38. 44). Не исключено, что древнее западносемит. имя было переосмыслено в древнееврейском; оно может быть понято как производное от евр. корня , (ненавидеть) либо с пассивным значением «ненавидимый, притесняемый» (ср. – рожденный), либо с активным значением «ненавидящий, враждебный» (ср. – сильный). Как предполагает Дж. Янзен, древнеевр. читатель видел в имени Иов игру слов, к-рая перекликается с содержанием книги: ее благочестивый герой («Где (Бог-)Отец?») терпит страдания («ненавидимый, притесняемый»). Клайнз, напротив, полагает, что в древнеевр. тексте имя утратило древнее западносемит. значение.
Библейский образ И.
Кроме Книги Иова и нескольких упоминаний в Книге прор. Иезекииля (Иез 14. 14, 20) и в Послании ап. Иакова (Иак 5. 11) об И. более в Библии не говорится. (Кратко И. упом. в лат. переводе Книги Товита (Тов 2. 10-13), в евр. тексте Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 9).) Многочисленные иудейские, христ. и мусульм. легенды об И. (см.: Stevenson. 1947. Chap. 6) не имеют добиблейских истоков. Судя по упоминанию в Книге прор. Иезекииля (нач. VI в. до Р. Х.), имя Иов наряду с именами Ной и Даниил было обозначением (на уровне поговорки) праведника.
В начале книги сказано, что И. был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1. 1). Называется число его сыновей, дочерей, а также количество мелкого скота и др. животных в имении, причем повторяются сакральные числа 7, 3, 5, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (Иов 1. 2-3).
При встрече с сатаной Господь спрашивает: «. обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле. » (Иов 1. 8). Сатана возражает, что благочестие И. корыстно, поскольку Бог охраняет его благосостояние; и если Бог не будет ограждать его от неприятностей, то кончится и преданность И. Господь позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на личность И. (Иов 1. 12). Четыре вестника беды поочередно сообщают И. о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, и, наконец, сыновей и дочерей (Иов 1. 14-19). И. раздирает на себе одежду, обривает голову в знак траура, повергается на землю и произносит: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1. 21).
Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого И., его «кость» и «плоть» (Иов 2. 4-5). Бог опять дает согласие, требуя только, чтобы И. была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа).
Вера И. в справедливый Божественный миропорядок вступает в конфликт с его знанием о своей невинности (и невинности многих несчастных, на чьи страдания открываются его глаза – см.: Иов 24. 3-12), вплоть до сомнения в Божественной справедливости. На один выход из этого конфликта указывает жена И.: «. похули Бога и умри» (Иов 2. 9). Противоположный выход предлагают 3 друга И. (Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин), к-рые, как и он, были богатыми и влиятельными людьми (их спору посвящена большая часть Книги Иова – главы 3-31): если всякое страдание есть налагаемое Богом наказание, то И. должен сделать вывод о своей виновности. Но И. решительно возражает друзьям: «Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?» (Иов 13. 8). После этого в спор с И. вступает молодой мудрец Елиуй, переводящий проблему на иной уровень: страдание посылается Богом не как кара, но как средство духовного пробуждения.
Последнее слово в споре принадлежит Богу, Который задает И. вопросы о непостижимом устройстве тварного мира, не измеримого никакой человеческой мерой (главы 38-41). И. объявляет о своем смиренном раскаянии. Приговор Господа признает правоту И. перед друзьями, говорившими о Боге «не так верно» (Иов 42. 7), как он; Бог соглашается помиловать друзей только по молитве И. (Иов 42. 8). Бог возвращает И. все богатство, у И. рождаются 7 сыновей и 3 дочери (Иов 42. 13). В этом новом блаженстве И. живет еще 140 лет и умирает, «насыщенный днями» (Иов 42. 16-17).
Неизвестно местонахождение страны Уц, названной родиной И. Современные комментаторы отождествляют ее с арамейскими областями на севере Заиорданья (Васан), с Хаураном, Идумеей.
Биографические сведения об И.
В Септуагинте
В тексте LXX стих Иов 42. 17 опущен и вместо него вставлена «биографическая» приписка, в к-рой со ссылкой на «сирийскую книгу» говорится, что первоначальное имя И.- Иовав (ср.: Быт 36. 33), что родиной И. была «страна Авситидийская», в пределах Идумеи и Аравии. Сообщается также, что его отца звали Зареф, «из сыновей Исава» (т. е. И. в 5-м колене восходит через Исава к Аврааму), а мать – Восорра; женат он был на аравитянке, имел сына по имени Еннон.
Родословие И. от Исава, его брак с аравитянкой и отождествление с Иовавом из Быт 36. 33, т. е. его характеристика как жившего задолго до Моисеева законодательства богобоязненного язычника, оказали большое влияние на образ И. как в раввинистической, так и в раннехристианской традиции ( Gerleman G. Studies in the Septuagint. Lund, 1946. Vol. 1. P. 202). (См. также соответствующий раздел ст. Иова книга.)
В апокрифическом «Завещании Иова»
(о проблемах датировки (I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) см. в ст. Завещания апокрифические) отражены иудейские традиции, связанные с образом И. Апокриф начинается с того, что И. обращается к 7 сыновьям и 3 дочерям (все они названы искаженными греч. именами) и объявляет, что он происходит от Исава, а жену его зовут Дина. Прежде его имя было Иовав, но Господь открылся ему и переименовал его в Иова (Test. Job. 2. 1). Т. о., в апокрифе И. предстает прозелитом, кроме того, здесь же он назван «царем всего Египта», что, по мнению исследователей, может указывать на егип. происхождение апокрифа, возможно из общины терапевтов (Test. Job. 28. 7; Philonenko. 1958). И. изображен языческим царем, к-рому ангел сообщает о сатанинской сущности почитаемых в его царстве идолов, после чего И. повелевает разрушить языческий храм, что вызывает гнев сатаны. И. стойко переносит несчастье, посланное сатаной, и противостоит всем искушениям со стороны жены и друзей, попавших под влияние сатаны ( Schaller. 1980. P. 303).
В иудаизме
существует неск. традиций датировки жизни И. Как и LXX, иудейский эллинистический писатель Аристей Экзегет возводит родословие И. к Исаву, а И. отождествляет с Иовавом. Родина И. у него также Авситида (Уц), где И. правил как царь; его друзья также названы царями (или правителями) (ср.: Иов 2. 11 LXX; о др. совпадениях см.: Schaller. 1980. P. 402). Спорным остается вопрос, восходит ли к Аристею добавление в LXX Иов 42. 17b/e (ср.: Gerleman G. Studies in the Septuagint. 1946. Vol. 1. P. 74-75; против: Schaller. 1980. P. 402).
Нек-рые раввины считали, что И. не историческая фигура, но персонаж притчи, подобный богатому человеку из притчи о Нафане из 2 Цар 12; повествование об И., т. о., можно назвать притчей («машал») (имена раввинов см.: Wiernikowski. 1902. S. 28; Hanson. 1969/1970. P. 150).
В талмудической лит-ре содержатся противоречивые суждения об И. ( Glatzer. The God of Job. 1974. P. 42-43), хотя преобладают позитивные оценки и стремление оправдать его негодование ( Idem. 1966). Большая часть материала об И. находится в трактатах (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a – 16b; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20cd), есть и упоминания И. в др. трактатах Талмуда и в мидрашах. В антологии мидрашей Ялкут Шимони, а также в комментарии «Маттенот Кехуна» (впервые опубл. в изд. Мидраш Рабба (К-поль, 1512); см.: Glatzer. The God of Job. 1974. P. 41, 46, 57; Jernensky. 1931. S. 74; фрагмент мидраша И. см.: Wertheimer S. A. Batei Midrashot: 25 Мidrashim Published for the First Time from Genizoth of Jerusalem and Egipt. Jerusalem, 19682. P. 151-186) отмечен мидраш об И., но его текст не сохранился.
Нек-рые законоучители (таннаи) I-II вв. считают И. современником ветхозаветного патриарха Авраама, т. к. родина И. Уц (Иов 1. 1) упоминается уже в Быт 22. 21 (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Wiernikowski. 1902. S. 7. Anm. 1). Согласно др. толкователям (школа Ишмаэля), И. был одним из слуг или советников фараона, о к-рых говорится в Исх 9. 20 (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c; Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106a; Baskin. 1983. P. 11). Нек-рые раввины считают, что И. жил во время судей (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d) или (со ссылкой на Иов 1. 15, где сообщается о нападении «Савеян») во время царицы Савской и царя Соломона (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15b). Время жизни И. относили также ко времени правления персид. царя Ахашвероша (Артаксеркса), приказавшего искать «молодых красивых девиц» (Есф 2. 2), в которых толкователи видели указание на дочерей И. (ср.: Иов 42. 15 («. не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова») и Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15b).
Большинство раввинов считали, что И. принадлежал к народу Израиля, другие, напр. раввин Хия,- что он был благочестивым язычником (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d; др. примеры см.: Baskin. 1983. P. 11-13). То, что раввины подчеркивают иудейское происхождение И., по мнению исследователей, могло быть связано с усиливавшейся антихрист. полемикой (ср.: Dani é lou. 1957. P. 102-106; Baskin. 1983. P. 10).
Иногда И. отрицательно оценивается раввинами, ибо он, как один из слуг или советников фараона, знал о планах своего господина уничтожить Израиль, но молчал. Именно поэтому Бог наказал его (Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; Wiernikowski. 1902. S. 8; Hanson. 1969/1970. P. 149). По другому мнению (противоречащему тексту книги), И. был врагом Израиля – языческим пророком, посоветовавшим фараону приказать повитухам убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, за что якобы и был наказан (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 106а; ср.: Иерусалимский Талмуд. Сота. 11а; такая роль сближает И. с Валаамом).
В период амораев (III-V вв.) считали, что И. жил во времена сыновей ветхозаветного патриарха Иакова, сестра к-рого Дина отождествляется с женой И. Раввин Леви относит историю И. ко «дням колен» (Иерусалимский Талмуд. Сота. 20c), другие датировали ее послепленным временем, когда (по мнению нек-рых раввинов) он основал школу в Тивериаде (Вавилонский Талмуд. Бава Батра. 15a; Иерусалимский Талмуд. Сота. 20d). В талмудическом трактате Сота (35а) сообщается, что его смерть оплакивалась всем народом Израиля. Однако законоучитель Ханина бен Хама утверждал, что И. был язычником. Продолжительность испытания И. определяется Мишной в год, а позднеиудейским грекоязычным апокрифом «Завещание Иова» – в 7 лет; всего И. прожил 210 лет.
Трагедия начинается на Небесах
Путь страданий Иова начинается с очень странного диалога Бога и сатаны.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов 1, 7).
Надо понимать, что падший дух не просто «ходил» по земле, но ходил с определенной целью — губить людей, вводить их в искушение и соблазн.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8).
Сатана, естественно, не может всего этого понять. Он видит в Иове обыкновенного язычника — человека, чтущего богов как подателей земного благополучия, потому что это выгодно с житейской точки зрения. Легко любить Бога, который осыпает тебя благодеяниями. Но если отнять у Иова его сокровища, благословит ли он Бога?
Священное Писание свидетельствует о том, что «сила» и «власть» сатаны ничтожны по сравнению со всемогуществом Создателя. До того как Бог указал падшему духу на Иова, сатана не мог к нему приблизиться. И вот теперь диавол получает возможность обрушить на праведника всевозможные несчастья, потому что Господь попускает это.
Зачем Бог это сделал? Позднее Он Сам ответит на этот вопрос Иову.