Преподобная София (в миру Соломония) Суздальская
Преподобная София (в миру Соломония) Суздальская
Краткое житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской
Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу.
Князь Курбский называет блаженную княгиню “преподобною мученицею”. В рукописных святцах она именуется как “Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница”. При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль “на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых”. Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии.
Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской
Преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя московского Василия Иоанновича (1505–1533). Он выбрал ее в супруги из пятисот самых красивых девиц. Но брак оказался бездетным, о чем великокняжеская чета сильно скорбела. После 20 лет супружества, несмотря на увещания духовенства, великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской. Митрополит Варлаам, обличивший незаконность расторжения брака, был сведен с митрополичьего престола – впервые в русской истории – и заточен в монастырь, а преподобный Максим Грек, заступившийся за княгиню Соломонию, запрещен и также заключен в темницу. Все Вселенские патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного).
25 ноября 1525 года великая княгиня Соломония насильно была пострижена в монашество с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига ее отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал местом заточения невольных царственных пострижениц. Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но, покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиротворение в усердной молитве.
Инокиня София, познав тщету скоропреходящих земных благ, всей душой возжелала Царствия Божия и правды его (Мф.6:33). В то время, как в миру умножались беззакония, она в своем уединении украшалась добродетелями и постепенно восходила к духовному совершенству. Князь Курбский в послании к Иоанну Грозному (1533–1584) назвал княгиню-инокиню «преподобномученицей».
Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворица». При царе Феодоре Иоанновиче (1584–1598), сыне Грозного, ее уже чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на ее гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых».
Патриарх Иосиф (1642–1652) писал Суздальскому архиепископу Серапиону о совершении молебнов и панихид над гробом преподобной Софии. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была составлена служба преподобной Софии.
В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.
filaretuos
Друзья и враги
Святая преподобная София Суздальская. 100 лет канонизации святой!
Мирское имя преподобной Софии Суздальской было Соломония Юрьевна Собурова.
Происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых—Сабуровых). Род Сабуровых имел татарское происхождение, её дальний предок был татарским ханом . Дочь Юрия Константиновича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца).
4 сентября 1505 года , Великий Князь Московский Василий Иванович ( отец царя Ивана Грозного ) женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров).
Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жены не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства.
Историки говорят, что Соломония была очень красивой девушкой с очень добрым, мягким характером.
Соломония не играла ни какой политической роли в княжестве. По традициям того времени, она больше находилась в своём княжеском тереме за рукоделием, практически не появляясь на народе. Однако имея татарские корни, у неё была страсть к лошодям и верховой езде, а в ту пору это среди русских считалось вообще аморально и недопустимо. А потому, она вызывала у окружающих её людей удивление, осуждение и негодование .
После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим фактом, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Приглашал для Соломонии иностранных медиков, но всё было бесполезно. Он запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.
Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев , митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были по приказу Великого Князя сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана .
В 1525 году с одобрения митрополита Даниила Василий III развелся с Соломонией . Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси , хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие.
В начале следующего ( 1526 -го) года великий князь женился на юной Елене Глинской , дочери литовского князя Василия Львовича Глинского , от этого брака родился Иван Грозный .
Рождественский монастырь, или монастырь Рождества Богородицы является женщинским монастырём в Москве, расположенный на левом берегу реки Неглинной.
Рождественский монастырь был основан в 1386 году, вероятно, Марией Константиновной, матерью князя Владимира Андреевича Смелого Серпухова. По некоторым свидетельствам, монастырь раньше до 1484 года находился в Московском Кремле . Рождественский монастырь был сильно поврежден в результате пожара в 1500 году и в 1547, в 1525 годах.
25 ноября 1525 года Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам великая княгиня не хотела принимать постриг.
По одним историческим описаниям, которые входят в историю, как наиболее правдоподобными, а потому признанными за истину: Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона , не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом ». При этои Соломония прокляла своего бывшего мужа и его будущий род.
По другим историческим данным, которым принято относится с недоверием, так как их источник исходит от митрополита Даниила, который и постриг в монашество княгиню : Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться . Это уже государственная версия той поры, именно такую версию распорядился разглошать народу лично Великий Князь.
Позже Соломонию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там она смирилась и начала вести праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь (Архангельская область), а потом вернулась в Суздаль.
Через 9 лет после пострига Святой Софии, Великий князь Василий Иванович умер от падения с лошади. Приближённые в этом увидели Божью кару за отречения от жены. Так же Князю было предсказание, что сын его (Иван Грозный) за грех отца наполнит ужасом и горем землю, кровь будет течь рекой, будут падать головы бояр и города гореть .
Через 17 лет иночества сестра София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре.
Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче , сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения.
В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г.
С 1984 года специальным указом Патриарха Пимена Русская Православная Церковь почитает преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли .
Могила Соломонии в Покровском монастыре была очень почитаема, но так как согласно завещанию инокини, её погребли в земле, мощей её не тревожили до 1990 -х гг. (14 августа 1995 — торжественное обретение мощей), когда монахи Московской патриархии пожелали иметь почитаемую святыню. Их выкопали из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленными, но после вскрытия сразу истлели, то есть осыпались . В настоящее время они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются .
Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался . По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный (ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и более законным наследником). Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено «тайное» захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки.
Позже, одна из родственниц преподобной Софии стала женой Ивана Ивановича, сына и наследника Царя Ивана Грозного . Еще одна женщина линии Годунова-Сабурова была женой Фёдора I – го , последнего царя России династии Рюриковичей .