Содержание
Прежде всего, необходимо разделить свободу внешнюю и внутреннюю. Внешняя свобода подразумевает отсутствие материальных препятствий к действиям: решеток на окнах, замков на двери, наручников на руках. Если другими словами, когда свободное существование личности не ограничено.
Внутренняя свобода является более тонким моментом. Например, когда в магазине вы выбираете пирожное, исходя из своих пожеланий и предпочтений, при этом вас никто не ограничивает в этом выборе. Еще один пример внутренней свободы — последнее печенье на тарелке. Вы сами решаете, что с ним сделать — съесть или оставить другому. Однако иногда воспитанную вежливость можно сравнить чуть ли не с цепями на ногах.
Большинство специалистов в психологии говорят о том, что выбор есть всегда. Фрейд в свое время выявил, что человек идет на поводу у своего удовольствия, при этом данную теорию так и не опровергли. Так, в случае с внутренней свободой имеют место моральные ограничения. Человеку предстоит выбрать — съесть печенье или показаться в глазах других воспитанным. С этой позиции можно увидеть, что каждый человек имеет свободу воли. Даже если вам кажется, что вам что-либо навязали, вы всегда можете окунуться поглубже в свое сознание, чтобы понять истинные желания.
Почему же свобода воли так важна для каждого человека? Прежде всего, теряется индивидуальность, а затронутое эго точно не станет подчиняться.
Самый важный вопрос
Вопрос свободы воли является краеугольным вопросом философии и мировоззрения, от которого в конечном итоге зависят жизни и судьбы людей.
Когда начинаешь говорить о свободе воли на тебя чаще всего смотрят, как на идиота. Половина людей делает это от того, что не совсем понимает, о чем идет речь. Другая половина – от того, что слишком хорошо понимают. Чтобы быть понятным первой половине и усыпить бдительность второй, сформулируем этот вопрос в самой безобидной форме, которая тем не менее сохраняет всю остроту проблемы. Итак:
Можем ли мы влиять на свое будущее?
В этом вопросе нет ничего крамольного. Любой здравомыслящий человек, прежде чем заниматься чем-то в своей жизни должен попробовать на него ответить. Хотя бы для себя самого. Даже если для этого придется из обивки своего офисного кресла сделать шаманский бубен. И уехать в тундру, чтобы плясать вокруг костра и пить настойку из мухоморов.
Свободная и целостная воля человека
Поэтому благотворным и целесообразным является такое разделение, когда мирская праведность приписывается свободной воле, а духовная праведность — правлению Святого Духа в возрожденном человеке.
Апология Аугсбургского Вероисповедания
Все мы понимаем, что у нас только одна воля. И она не разделяется на две или на три, как трехглавый дракон. Но наша личность довольно многогранная, поэтому мы одновременно пребываем в разных плоскостях жизни: духовной, душевной и физической.
В какой-то мере, мы все похожи на лебедя, рака и щуку из басни Крылова. Они взялись везти воз с поклажей, но между ними не было единства и согласия. Очень похоже на нашу жизнь.
Наш дух — это лебедь, который рвется в небесные облака к Богу. Душа — как рак пятится назад, постоянно сомневается, и мечется в своих решениях. А тело — словно щука тянет в воду, и желает физического комфорта и удовольствий. Поэтому мы делим и дробим нашу жизнь на различные аспекты и области, чтобы все расставить по своим местам.
В принципе, чтобы не было хаоса в нашей душе, нам необходимо навести порядок внутри себя и в своих делах. Мы стремимся все систематизировать. Иначе, как в басне, воз так никогда и не сдвинется.
Но с другой стороны, нам следует объединить лебедя, рака и щуку, то есть духовную, душевную и физическую жизнь. Свободная воля только тогда действительно становится свободной, когда она является целостной, а не разделенной.
Должна быть точка отсчета или центр, вокруг которого формируется наша личность и строится наша жизнь. Когда наше “я” является центром нашей маленькой вселенной, тогда лебедь, рак и щука тянут нас в разные стороны. И дело времени, кто из них победит.
Но если мы отдаем центральное место Богу, тогда Он становится стержнем нашей индивидуальности, и мы начинаем развиваться как гармоничные личности. Дело в том, что когда человек понимает, кем он на самом деле является, он начинает любить Бога, себя и своих ближних.
Ему больше не нужно укреплять самооценку и самоутверждаться за счет своих дел и других людей. Появляется настоящая цель в жизни, потому что личность находит свое истинное предназначение и призвание. Все приоритеты встают на свое место, поэтому легче принимать решения, и действовать в согласии с ними.
Проблема людей заключается в том, что они не познали Бога, поэтому не могут познать свою истинную сущность. Из-за этого нет твердых убеждений и ценностей, что ведет к отсутствию правильных приоритетов, и заставляет гнаться за ложными целями в жизни.
Единство человека с Богом ведет его к преображению личности и целостной воле. Когда воля человека подчиняется Господу, тогда она становится неразделенной в самой себе и целеустремленной.
В детстве я любил экспериментировать, поэтому, когда однажды нашел лупу у бабушки в столе, очень обрадовался. Я пошел на улицу, потому что мне рассказали, будто лупой можно поджечь бумагу, если подставить ее под солнечные лучи. Я сел на скамеечку, навел лупу на газету, которую взял у дедушки, и стал ждать. У меня получилось прожечь небольшую дырочку в газете, но она так и не загорелась.
Весь секрет в целенаправленном фокусе и концентрации. В конечном итоге, на что мы направляем все наше внимание в жизни, то развиваем и преобразовываем. Мы не рождаемся с целостной и полностью свободной волей, но мы можем обрести ее в Боге и лично сформировать.