✅ Маресьев алексей петрович биография. Алексей мересьев и его подвиг — dnp-zem.ru

Алексей Маресьев

Практически все в школьные годы читали одну из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». Но не каждый знает, что она написана по реально происходившим событиям и прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился обеих ног, но отказался увольняться в запас и продолжил боевые полеты. Причем в статусе инвалида сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.

Алексей Маресьев — биография

Алексей Маресьев – советский летчик, имеет звание Героя Советского Союза, воинское звание полковник. За его плечами 86 боев, 10 сбитых самолетов, причем до ампутации ног он сбил три машины, после возвращение в строй – семь.

Алексей Маресьев – это мужество, воля, жизнелюбие. Историю его жизни и героического подвига все знают со школьной скамьи, после того, как была прочитана книга «Повесть о настоящем человеке». Он не отказался от мечты даже после ампутации обеих ног, он стремился в небо, потому что любил его безумно. Он никогда не выпячивал свои победы, потому что подвигами их не считал. Он просто жил, так, как ему казалось единственно правильным и верным.

Некоторые считают, что в повести о нем много придуманного, но когда ему задали вопрос, насколько события, описанные в книге, соответствуют действительности, он ответил: «Процентов на 99».

Детство

Родился Алексей Маресьев 20 мая 1916 года на небольшом хуторе Веревкин Камышинского уезда Саратовской губернии. Отца звали Петр Маресьев, он воевал в Первую мировую войну. После возвращения прожил совсем недолго, умер в 1919-м, от ран. Алеше к тому времени исполнилось всего три года. Маму звали Екатерина Маресьева, она трудилась в качестве уборщицы деревообделочного завода. Алексей был самым младшим из троих сыновей, на момент его рождения в семье подрастали Петр и Николай. После смерти отца, мама сама растила своих мальчиков.

Алексей Маресьев в детстве

После окончания восьми классов, Маресьев поступил в ФЗУ в Камышине, из которого вышел дипломированным токарем в 1932 году. Трудовая биография Алексея началась с лесозаготовительного завода, куда он устроился на работу. Но его мечтой всегда было небо, и парень решился на поступление в летное училище. Он два раза сдавал документы, но оба раза его не пропускала медицинская комиссия. Дело в том, что в детстве он переболел тяжелой формой малярии, которая осложнилась ревматизмом. Он мучился от страшных болей, и соседи часто перешептывались между собой, что он долго не протянет. Однако он унаследовал от отца упрямство и огромную силу воли, которые не давали ему сдаться.

В 1934-м Маресьев был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он с новой силой пытается осуществить свою мечту и начал посещать занятия в местном аэроклубе.

Алексей Маресьев в молодости

Потом была служба в армии на Сахалине. Ему удалось попасть в Читу, он оказался в школе военных пилотов, а потом стал курсантом Батайского авиационного училища. Получив звание младшего лейтенанта, Маресьев остался служить в Батайске на должности инструктора, в обязанности которого входило обучение молодых летчиков обращению с самолетами.

Война

В самом начале войны Маресьев оказывается в действующей армии. Первый бой он совершил в небе Украины, близ Кривого Рога. Весной 1942-го он уже имел на своем счету три сбитых немецких самолета. В апреле того же года случилось то, что круто изменило его судьбу, одновременно стало испытанием его силы воли и жажды жизни.

Во время воздушного боя близ Новгорода 4 апреля 1942 года, его самолет был сбит. Маресьев тяжело ранен и был вынужден посадить машину. Он думал, что дотянул до линии фронта, но очень быстро понял, что находится в тылу врага. Идти он не мог, раненые ноги не слушались. Тогда он начал ползти, и целых восемнадцать суток пробирался к своим. Едой ему служили кора деревьев, ягоды и шишки, которые он подбирал.

Алексей Маресьев на войне

Обессиленный летчик дополз до деревни Плав под Валдаем. Тут его и заметили местные жители, но не подобрали, потому что приняли за фашиста. Потом на чуть живого летчика наткнулись мальчишки этой же деревеньки. Благодаря Сереже Малину и Саше Вихрову он был доставлен в деревню. Они пытались его выхаживать, но доктора в селе не было, поэтому летчику становилось все хуже. В госпитале он оказался через десять дней, где ему диагностировали гангрену и заражение крови. Он лежал в коридоре, на каталке, которая должна была отвезти его в морг. И если бы не участие профессора Теребинского, который проходил мимо и обратил внимание на молодого еле живого военного, неизвестно, чем бы закончилась история жизни летчика Маресьева. Профессор приказал немедленно отвезти его в операционную и ампутировал обе ноги по голень. Но самое главное, что жизнь его была спасена.

Когда Маресьев осознал, что вернулся буквально с того света, он захотел жить с удвоенной силой. Он начинает тренироваться, учится ходить и даже танцевать на протезах и всеми силами добивается возвращения в действующую армию. В феврале 1943-го он снова летает, на этот раз его зачислили в Гвардейский истребительный авиаполк. В июле того же года Алексей сумел прикрыть двух советских летчиков и сбить одновременно два истребителя фашистов. Он получил звание Герой Советского Союза, и его имя узнала вся страна.

В полк стали постоянно наведываться корреспонденты, всем хотелось написать о летчике, воюющем без ног. Был среди них и Борис Полевой, который описал историю жизни Маресьева в книге «Повесть о настоящем человеке».

В марте 1945 года вышестоящее командование настойчиво рекомендовало Маресьеву оставить свою часть и занять должность инспектора в Главном управлении обучения летчиков. Командование боялось, что он может погибнуть, а так как его имя уже гремело по всей стране, то допустить этого нельзя было ни при каких обстоятельствах. Этого требовали пропагандистские цели.

Читать еще:  О чём и как молятся перед Казанской иконой Божьей Матери? Сильная молитва иконе казанской божьей матери о помощи в жизни, зачатии, здравии детей.

Личная жизнь

Маресьев никогда не кичился своими подвигами, он держался скромно и не использовал в личных целях ни свое служебное положение, ни геройское звание. Только один раз он воспользовался своими привилегиями, и это касалось его личной жизни. Перед самым окончанием войны Алексей увидел девушку, которая ему очень понравилась. Единственное, что он знал о ней, это место службы – Главный штаб ВВС. Он не подошел к ней, потому что стеснялся своей инвалидности, к тому же не знал, замужем она или нет.

Тогда он и использовал свое служебное положение. Пошел в отдел кадров, где ему сказали, что Ольга Викторовна не замужем. Спустя месяц влюбленный герой уже предложил девушке руку и сердце.

Алексей Маресьев с женой и сыном

Это был единственный брак Маресьева. Со своей супругой он прожил всю жизнь, которая была долгой и счастливой. В 1946 году у них родился сын Виктор, спустя 12 лет, в 1958-м еще один сын Алексей. Сыновья не стали продолжать отцовское дело. Виктор очень любил автомобили, поэтому получил профессию инженера. Алексей был инвалидом детства, и небо было для него закрыто.

Маресьев старался держать себя в форме. Для этой цели он посещал бассейн, летом катался на велосипеде, зимой предпочитал лыжи и коньки. Он отлично плавал, мог запросто переплыть Волгу, причем за рекордное время.

Смерть

После войны имя Алексея Маресьева по-прежнему оставалось на слуху в СССР. Тем более, что вышла книга Бориса Полевого, который был лично знаком с героическим летчиком. Однако сам Маресьев с присущей ему скромностью говорил, что войну прошли все, и что на свете много других героев, которым на жизненном пути не встретился Полевой.

18 мая 2001 года в честь Алексея Маресьева Театр Российской армии подготовил праздничный концерт. Мероприятие было посвящено 85-й годовщине со дня его рождения. Однако за час до его начала Маресьев свалился с инфарктом, который оказался роковым. Концерт не отменили, только начали его минутой молчания.

Могила и памятник Алексею Маресьеву

В память о героическом летчике в разных городах страны установлены памятники, его именем названы улицы и проспекты. «Повесть о настоящем человеке» была экранизирована еще во времена Союза. Роль главного героя досталась Павлу Кадочникову, хотя по задумке режиссера ее должен был исполнить сам Маресьев. В 2005-м вышел документальный проект, получивший название «Судьба настоящего человека».

Ссылка

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Алексей Маресьев: жизнь и война настоящего человека

Сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Петрович Маресьев — один из самых выдающихся лётчиков-истребителей в истории авиации. Его заслуги заключаются не в счёте сбитых вражеских самолётов, а прежде всего в высоких морально-волевых качествах и стремлении после тяжёлой аварии вернуться в воздух, несмотря ни на что.

Маресьев родился в приволжском городе Камышине. Когда мальчику едва исполнилось три года, умер его отец, и мать осталась одна с тремя детьми. После окончания школы Алексей в училище при деревообделочном заводе становится токарем по металлу. В 1934 году юношу направляют на строительство далёкого Комсомольска-на-Амуре. Несмотря на ревматизм (следствие тяжёлого детства) и малярию, после работы он ходит в аэроклуб, интересуется парашютным спортом — и побеждает болезни.

В 1937 году Маресьева призывают в армию. Сначала он служит в авиапогранотряде на Сахалине, в селе Кировское, а затем направляется в Батайское авиационное училище имени Анатолия Серова. Незадолго до войны Маресьев выпускается из училища и получает звание младшего лейтенанта.

Война

По наградным документам, Маресьев начал войну 28 июня (по другим данным — 7 августа) 1941 года — на Юго-Западном фронте, защищая Кривой Рог. Первый боевой вылет лётчик выполнил 23 августа. Маресьев, воюя под командованием капитана Николая Ивановича Баранова на И-16, заслужил первые благодарности в донесениях. Затем он с конца марта 1942 года сражался на Северо-Западном фронте, в 580-м истребительном авиаполку, уже на Як-1. В феврале 1942 года войска Северо-Западного и Калининского фронтов закрыли «Демянский котёл». Немецкая авиация принялась активно снабжать окружённых по воздуху, а советские лётчики изо всех сил старались этому помешать. На командира звена Алексея Маресьева записано три сбитых транспортных самолёта Ju 52 — первый был уничтожен 1 апреля, ещё два — 5 апреля 1942 года (так в документах — Маресьев был сбит 4 апреля, но в списках пропавших без вести значится 5 апреля).

Вероятно, именно этот бой описан Борисом Полевым в «Повести о настоящем человеке»:

«Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того, чтобы строго стеречь воздух над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Бросив машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от земли тяжелый и медлительный «ломовик», с удовольствием огрел несколькими длинными очередями его четырехугольное пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он даже не смотрел, как враг ткнется в землю. На другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкерс». Алексей погнался за ним. Атаковал — и неудачно. Его огневые трассы скользнули поверх медленно набиравшей высоту машины. Он круто развернулся, атаковал еще раз, снова промазал, опять настиг свою жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище несколько длинных очередей из всего бортового оружия. Уложив «юнкерс» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем бесконечного леса поднялся черный столб, Алексей повернул было самолет обратно к немецкому аэродрому».

Поразительная точность для художественной книги! Борис Полевой всю войну стремился к максимальной точности в военных репортажах — и здесь тоже не изменил себе. Не менее характерно для Полевого, что выигранный воздушный бой описывается без малейшего пафоса, и даже может оцениваться как ошибка (пилот останется без боеприпасов, и его собьют). Чего стоило с отмороженными ногами, почти без еды, восемнадцать суток по глухому лесу брести, ковылять, ползти до своих — знает только сам Маресьев. Наконец, его подбирают жители сожжённой деревни Плав.

Читать еще:  Эффективные способы разведения форели. Сколько можно заработать на разведении форели? Отзыв на бизнес-план прудового разведения рыбы

В книге упоминается командир эскадрильи Герой Советского Союза Андрей Дегтяренко:

«Алексей открыл глаза, но ему показалось, что он продолжает спать и во сне видит это широкое, скуластое, грубое, точно сделанное столяром вчерне, но не обтертое ни шкуркой, ни стеклышком добродушное угловатое лицо друга с багровым шрамом на лбу, со светлыми глазами, опушенными такими же светлыми и бесцветными, свиными — как говорили недруги Андрея — ресницами. Голубые глаза с недоумением всматривались в дымный полумрак».

Андрей Николаевич Дехтяренко служил в РККА с 1931 года, в 1939 году воевал на Халхин-Голе, где заслужил орден Красного Знамени. Весной 1942 года Дехтяренко командовал 2-й эскадрильей 580-го авиаполка, входящего в 6-ю Ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования. За три боевых вылета на счёт Дехтяренко записали девять Ju 52 — из них два на земле. Первый из этих вылетов произошёл 1 апреля 1942 года. В районе аэродрома Истошино под Демянском Дехтяренко первым заметил группу из 18 Ju 52, атаковал и уничтожил три самолёта. За этот бой Дехтяренко получил ещё один орден Красного Знамени. 4 апреля он уничтожил ещё два самолёта на земле.

8 апреля тройка Дехтяренко у того же аэродрома встретила около 30 Ju 52. По итогам боя было заявлено девять транспортников сбитыми, из них четыре — командиром группы. Звено полностью израсходовало боекомплект, в баках после посадки оставалось буквально по 20 литров горючего. 21 апреля Дехтяренко был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза. 8 мая реактивными снарядами и очередями своего Як-1 Дехтяренко уничтожил бомбардировщик He 111, а затем истребитель Bf 109. Во втором бою того же дня Дехтяренко, выручая подбитого товарища, один сражался с двумя истребителями, пять раз заходя в лобовые атаки. Его эскадрилья с 31 марта по 8 мая совершила 220 боевых вылетов, сбила в воздушных боях 31 немецкий самолёт и ещё 10 уничтожила на земле.

Именно Дехтяренко вывез Маресьева из лесной глухомани на У-2 — как в книге, так и в жизни. 11 июля 1942 года Дехтяренко не вернулся с боевого задания…

Лётчик без ног

Неописуемыми усилиями Маресьев после ампутации обеих ног научился не только ходить на протезах, но также бегать и даже танцевать. По воспоминаниям авиатехника Пивкина, Маресьев вернулся в истребители, чтобы рассчитаться с немцами.

После лечения и тренировок Алексей был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза Николая Павловича Иванова: «Сам опытный ас, он по звукам, несущимся в эфире, понял, что бой идёт жаркий, что противник силён и упорен и не хочет уступать небо». За бои по уничтожению Демянской группировки Иванов был награждён «Красным Знаменем», а в марте 1943 года представлен к ордену Александра Невского. Можно сказать, что полк заочно свёл счёты за Маресьева и других сбитых лётчиков.

Эскадрильей, где доведётся сражаться Маресьеву, командовал Александр Михайлович Числов (в книге — Чеслов). Он воевал исключительно грамотно, с первых дней и до конца войны, совершил 342 боевых вылета, лично сбил 21 самолёт и два в группе, при этом ни разу не был ранен. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени. 23 февраля 1945 года Ла-7 Числова был подбит, а сам лётчик ранен, но смог долететь до своего аэродрома и сесть.

С 10 июля 1943 года Маресьев снова воюет. Его долго берегли, давая лишь прикрывать аэродром. Числов одним из первых вылетел в паре с Маресьевым в бой. По словам Маресьева, «…пожалуй, в этом бою я научился у Александра, как надо драться… На земле Александр сказал мне — с тобой в паре не пропадешь». Числов позднее вспоминал: «Трудно было… Но для меня, например, главное то, что я подготовил лётчика, который летал без ног».

В боях над Курской дугой, на Орловском направлении, Маресьев совершил семь боевых вылетов на Ла-5, лично сбил три немецких самолёта. Так, 20 июля 1943 года в неравном воздушном бою Маресьев спас жизнь двух лётчиков (одним из которых был командир соседнего авиаполка) — и это тоже отражено Полевым. В той схватке Маресьев уничтожил два истребителя:

«У уха зарокотал незнакомый сиплый бас:

— Ну спасибо, старший лейтенант! Классный удар, ценю, спас меня. Да. Я до самой земли его проводил и видел, как он ткнулся… Водку пьешь? Приезжай на мой КП, за мной литр. Ну спасибо, жму пять. Действуй».

Три сбитых Маресьевым машины подтверждались экипажами других самолётов и наземными частями 63-й Армии. Звание Героя Советского Союза было присвоено Маресьеву и Числову одним указом, 24 августа 1943 года. Узнав о боях гвардейского полка, который за девять дней сбил 47 самолётов, потеряв лишь пять своих и трёх лётчиков, военкор «Правды» Борис Полевой вылетел в его расположение.

«Начальник штаба, совершенно охрипший, с красными, как у кролика, от бессонницы глазами, поначалу было огрызнулся, а потом, рассмотрев мои погоны, спохватился, произнес какие-то скомканные извинения и заявил:

— Вот вернется из боя Алеша Маресьев. Он только что второй самолет за сегодняшний день сбил. Ступайте к нему. Он на «девятке». Сядет «девятка», вы прямо на него и пикируйте.

«Девятка» села, подрулила к своему капониру на опушке леса, и я «спикировал» на молодого коренастого парня, что с какой-то особой медвежьей грацией выбрался из самолета. Он еле стоял на ногах. Еще бы: шесть боев, два сбитых противника».

Позднее, после ужина, Маресьев пригласил корреспондента переночевать в его землянке — сосед истребителя не вернулся с боевого задания.

«Летчик вышел наружу, и было слышно, как он шумно чистит зубы, обливается холодной водой, крякая, фыркая на весь лес. Он вернулся веселый, свежий с каплями воды на бровях и волосах, опустил фитиль в лампе и стал раздеваться. Что-то тяжело грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил на полу свои ноги. Безногий летчик! Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолета! Это казалось совершенно невероятным.

Но ноги его, точнее говоря, протезы, ловко обутые в ботинки военного образца, валялись на полу. Нижние концы их торчали из-под койки и были похожи на ноги прячущегося там человека. Должно быть, взгляд у меня в эту минуту был очень озадаченный, так как хозяин, посмотрев на меня, спросил с хитрой, довольной улыбкой:

Читать еще:  Наука изучающая круги на полях. Тайное, ставшее явным

Неужели вы раньше не заметили?

Даже в голову не пришло.

Вот хорошо! Вот спасибо! Удивляюсь только, как вам ни кто не рассказал. У нас в полку столько же асов, сколько и звонарей. Как это они нового человека, да еще из «Правды», прозевали и не похвастались такой диковинкой? Это потому, что сегодня вымотались все так…»

В ответ на слова Полевого, что история авиация не знает лётчика, сражавшегося на истребителе без ног, Маресьев показал ему истёртую вырезку из старого журнала о лётчике, который без ступни воевал на «Фармане». Эпизод с Прокофьевым-Северским (безногим лётчиком, будущим консультантом по авиации президента Рузвельта) тоже вошёл в книгу, а позднее — и фильм. Возможно, Маресьев читал статью о Юрии Гильшере, также потерявшем ногу, продолжавшем летать и летом 1917 года погибшем в бою. Видимо, о британском лётчике-истребителе Дугласе Бадере, потерявшем ноги до войны и в тот момент находившемся в немецком плену, Полевой знать просто не мог.

Полевому не дали опубликовать очерк о безногом лётчике немедленно, чтобы не кормить вражескую пропаганду. Вернуться к истории Маресьева Полевой смог только после войны, когда многое уже было утрачено. Не удалось даже разыскать собеседника: «Не имея здесь возможности строго придерживаться фактов, я слегка изменил фамилию героя и дал новые имена тем, кто сопутствовал ему, кто помогал ему на трудном пути его подвига. Пусть не обидятся они на меня, если узнают себя в этом повествовании». Образец честности военного журналиста и писателя!

Всего за войну Маресьев совершил 86 боевых вылетов, на него записано сбитыми 11 самолётов (по словам Полевого, два — в Прибалтике).

После войны

В 1946 году вышла книга Полевого «Повесть о настоящем человеке», а в 1948 году — одноимённый фильм. Консультантом был прославленный лётчик-истребитель, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий.

По дневникам Павла Кадочникова, сыгравшего Маресьева в кино, сцена, где Маресьев перед медкомиссией встаёт на стул, а потом спрыгивает с него, не выдумана. Маресьев и Кадочников при первой встрече очень волновались. Наконец, Маресьев спросил: «Вас, наверное, интересует больше всего, как мне удалось преодолеть…»«Сейчас скажет «район черного леса», — подумал Кадочников. «…преодолеть врачебную комиссию и доказать, что я физически здоровый человек», — закончил Маресьев. И, «мягко и свободно» встав на стул, рассказал, как прошёл её.

В эпизоде с медведем снималась настоящая медведица из зоопарка, Марьям:

«Кадочников лежит. Он чувствует на своём лице близкое дыхание зверя. Ему, как и Мересьеву, безумно хочется вскочить, но огромным усилием воли он сдерживается и лежит неподвижно, как мёртвый. Обнюхав лицо человека, Марьям переходит к обследованию его куртки, и все облегчённо вздыхают. Марьям нюхает куртку, от неё пахнет чем-то очень вкусным; медведица отлично знает, как ей поступить, чтобы получить лакомый кусочек. Ведь не раз Кадочников нарочно прятал себе в карман что-нибудь вкусное и учил Марьям, как надо доставать. Огромными, сильными когтями разрывает медведица куртку, достаёт спрятанный кусочек и отходит. Отходит она потому, что Галина Григорьевна машет ей руками и высыпает на землю целый пакет сахара. Марьям бросается к сахару. Съёмка окончена».

Режиссёр Столпер не терпел ни малейшей фальши. Он долго не мог добиться впечатления, что актёр идёт с раздробленными ногами. После долгих проб Кадочников насыпал сосновых шишек в унты и надел их на босу ногу. Под конец съёмок не выдержал даже Маресьев, сказав: «Я ведь полз в течение восемнадцати суток и почти всё время в полубессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает здесь в лесу уже более трёх месяцев».

После войны Маресьев женился, десятки лет работал в Советском комитете ветеранов войны. Занимался гимнастикой, летом ездил на велосипеде, зимой бегал на лыжах и коньках. Однажды он был в составе советской делегации в США. В пресс-релизе сообщалось, что среди участников будут автор и герой книги «Повесть о настоящем человеке». Полевой с обострившимся ревматизмом, полученным после контузии в Сталинграде, неловко боком сошёл с трапа, а Маресьев легко сбежал на землю. В итоге некоторое время на фото Полевого подписывали как Маресьева, а Маресьева — как Полевого. И только при возложении цветов на Арлингтонском кладбище путаница прояснилась.

Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прямо во время праздничного вечера, посвящённого его 85-летнему юбилею…

Признание

Подвиг, совершенный Алексеем Маресьевым, а также его заслуги на протяжении многих лет остаются в памяти граждан. Кроме звания Героя он неоднократно поощрялся государственными наградами, среди которых множество орденов, Благодарность Президента, Почетная грамота Правительства РФ. Маресьев стал почетным гражданином городов Камышин, Стара-Загора, Комсомольск-на-Амуре, Батайск, Орел. В его честь названы улицы в Актюбинске, Ташкенте, Ибреси, Москве, Чернигове и других населенных пунктах. В нескольких городах установлены памятные доски и монументы.

«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого была восторженно принята во всем мире, переведена на многие языки, стала литературным источником для одноименной оперы, кинофильма. В 1980 году имя Маресьева присвоено одной из малых планет, также его имя носят несколько учебных заведений.