0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Собор Парижской Богоматери: история, описание, фото, трагедия культового сооружения

Собор Парижской Богоматери: история, описание, фото, трагедия культового сооружения

Культовое сооружение Франции — собор Парижской Богоматери — является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны. Наряду с Эйфелевой башней посещение собора в Париже не пропускает практически ни один турист. С чего начинается история сооружения, и как обстоят дела в наши дни?

История

Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.

Строительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.

Хронология главных событий:

  • 1177 г. — возведены стены хора (восточная часть храма между нефом и апсидой);
  • 1182 г. — освящение алтаря кардиналом Анри де Марси, имевшим епископский сан;
  • 1196 г. — окончено строительство центрального нефа;
  • 1200 г. — началось оформление западного (главного) фасада;
  • 1240 и 1250 гг. — по очереди закончены соборные башни — сначала южная, а затем — северная;
  • середина XIII — начало XIV вв. — увеличены трансепты, обустроены часовни, закончены фасады.
Читать еще:  Как скрафтить железную печь в майнкрафте. Использование в крафте как ингредиент

За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250–67 гг.

Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.

На пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.

На голодном пайке

Удивительно, но собор благополучно пережил обе мировые войны, несмотря на обстрелы Парижа из тяжелой артиллерии в годы Первой мировой и бомбардировки его пригородов во Вторую мировую. Пули разбили лишь несколько витражей, которые после войны заменили, причем не оригинальными, а авангардными. Тем не менее Нотр-Дам нуждался в реставрации. В 1990-е годы его очистили снаружи, вернув светлый цвет камню.

Читать еще:  Роман костомаров и его семья. Две женщины, два возвращения романа костомарова

Грязь, представляющая опасность для камня, была устранена. Скульптуры обработали лазером, микроскрабом и влажными компрессами. Задачей реставраторов было убрать пыль, сохранив патину времени. Камни, состояние которых вызывало вопросы, заменили новыми, взятыми в парижском регионе в аналогичных месторождениях известняка. Кроме того, была решена проблема голубей, отходы жизнедеятельности которых наносили вред собору: в здании появилась сеть электрических проводов, невидимых с земли. С одной стороны, это придало зданию оригинальный вид, с другой — лишило Нотр-Дам мрачноватого облика, который некоторые так любили.

В XXI веке новый этап реставрации приурочили к празднованию 850-летия собора в 2013 году. Помимо девяти новых колоколов стоимостью два миллиона евро, в здании появилась скрытая от глаз проводка, новая подсветка фасадов и освещение нефа для проведения вечерних концертов и мероприятий, а орган получил электронную консоль управления. Реставрация Нотр-Дама сопровождалась многочисленными жалобами на нехватку денег и недостаточное финансирование, из-за чего к юбилею удалось реализовать далеко не все.

Например, 12 тысяч труб органа были очищены уже после празднований, в 2014 году. Реставрации требовала и свинцовая крыша, и многочисленные статуи на боковых фасадах, и шпиль. Церковь объявила, что необходимо собрать еще 100 миллионов евро за 20 лет, в течение которых, как предполагалось, продлятся реставрационные работы. Собор не хотели закрывать для верующих и туристов, поэтому работы должны были выполняться постепенно. Да и жертвователи не торопились заполнить реставрационный фонд. Для этого должно было случиться что-то экстраординарное. И оно случилось: собор сгорел.

Искомые 100 миллионов евро были собраны в одно мгновение — их пожертвует предприниматель Франсуа-Анри Пино, президент и владелец Artemis Group, в состав которой входят бренды Gucci, Balenciaga, Alexander McQueen и другие. Вот только сейчас собору нужно куда больше денег. Несмотря на то что в пожаре 15 апреля удалось спасти основные каменные конструкции и большую часть интерьера, свинцовая крыша, деньги на которую завещал еще инициатор строительства собора епископ де Сюлли, перекрытия и шпиль обрушились. Объем безвозвратно утраченного еще предстоит установить. Для Нотр-Дам де Пари настали худшие со времен Великой Французской революции времена.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: