✅ Индийский бог много рук как называется. Индийские боги и божества — dnp-zem.ru

Многорукое божество Шива: Значение и символика божества

Индуизм является одной из мировых религий. Около полутора тысяч лет назад в нем выделилось два направления. Их называли по именам почитаемых богов – вишнуизм и шиваизм. В Индии бог Шива – один из самых главных божеств. Вместе с богами Вишну и Брахмой он входит в тройку Верховных богов Индии. Вместе они образуют священный треугольник, который называется Тримурти. Шива, как и другие боги Индии – многорукое божество. Его назначение – разрушение старого мира для наступления нового.

Многорукое божество Шива

Имя переводится как «приносящий счастье». Это очень противоречивое божество. Его изображают по — разному. Есть изображение танцующего бога. В Индии считают, что своим танцем Шива создает новый период жизни человечества. А при завершении периода он танцем его разрушает. Разрушает, чтобы вновь создать новое. У него много имен. В священном тексте упоминается о 108 именах. Это сакральное число. Верующие знают, что если читать имена бога, то это очищает человека, ставит его на путь справедливости и благости. Одно из имен переводится как великий Йог. Он принес людям учение о йоге, дал им асаны, которые укрепляют не только тело, но и дух. Поэтому все йоги почитают многорукое божество.

  • Легенда о рождении бога Шивы
  • Символика и атрибутика бога в буддизме
  • История о супругах Шивы
  • Значение и символика Шивы в индуизме

Многорукая богиня в Индии

Ни в одной религии мира нет такого многообразия богов, как в индуизме. Считается, что в пантеоне индийских божеств более 330 миллионов персонажей. Но вместе с тем, все божественные образы – лишь разные отражения единственного абсолютного бога, создателя мира. Проще говоря, один – во всех, и все – в одном. Эта уникальная философия нашла отражение в древних индийских писаниях, Ведах, и легендарном эпосе «Махабхарата», которые стали основой индийской культуры.

Обычного человека, далекого от сакральной истины вселенского бытия, индуизм привлекает как богатейший источник символов и метафор, которые выражаются в многочисленных вариациях богов. Повседневность и религия идут в Индии бок о бок. В самой бедной лавке обязательно будет установлен алтарь Лакшми – богине благополучия. Ни один индус не начнет день без подношения Ганеше – богу, который помогает преодолеть сложности. Тысячи паломников и туристов стремятся пройтись по древним переулкам Варанаси – города всемогущего Шивы. В индуизме каждый найдет своего божественного «любимца».

Откуда и для чего появились индийские боги

Как любая религия, индуизм был призван объяснить принципы мироустройства: природу, события, человеческие поступки. Изначально, Брахман – бестелесный божественное сознание (мужское начало) решил воплотиться в физическом облике, чтобы проявить все свои грани в реальном мире. Для сотворения Вселенной он использовал силу Шакти – божественную силу, олицетворение природы-матери, вечное движение жизни, женское начало. Этот дуальный образ схож с символом даосизма – Инь и Ян, где устройство Вселенной также объясняется неразрывным взаимодополняющими мужским и женским началом. Брахман и Шакти – это слияние бесплотного духа и физической материи, единое целое, которое под разным ракурсом воплощается в каждом индийском божестве, явлении, человеке.

Кто все эти боги: символизм и отличительные черты индуистских божеств

Познав основу индуистского мироздания, остается самое сложное: отличить одно божественное воплощение от другого. Здесь ни одна деталь не будет лишней, и все они будут связаны: цвет кожи, животное-компаньон, одежда, атрибуты, жесты.

Отличительная особенность индуистских богов – многорукость. Такая необычная физиология трактуется по-разному. По одной версии, обилие рук – это доказательство божественного могущества. Чем больше рук, тем сильнее божество. Другая теория имеет более практическое объяснение. У каждого индуистского бога есть свои предметные символы, по которым можно определить, зачем божество пришло в мир, кому покровительствует, чем может одарить человека. Как правило, одна пара рук держит типичные для божества предметы, а кисти другой пары рук сложены в ритуальные жесты – мудры, которые говорят об энергии и помыслах божества.

Бог Брахма

Знакомство с индуистскими богами следует начинать с Брахмы. Его имя не зря созвучно с именем божественного абсолюта Брахмана. В космической пустоте силой мысли Брахман создал первый физический образ – Золотое Яйцо (Огненный шар). Из него появился Брахма, готовый творить весь мир. Образ Золотого Яйца удивительно переплетается с теорией большого взрыва в физике.

У Брахмы 4 лица, каждое из которых повернуто в сторону одной части света, т.е. от его взгляда ничего не может укрыться. 4 лика также символизируют 4 Веды – важнейшие индуистские священные писания. Также у Брахмы 4 руки, в каждой из которых он держит символы Бога-Создателя: сосуд с водой – первозданная материя, книга – знания, четки – время, пучок травы и жертвенные ложки – символ жертвоприношения. Брахма восседает либо на белом лебеде – символе божественной мудрости, либо на лотосе – прообразе Космоса.

Брахма – творец известного мира, но его культ не получил широкого распространения. Создав мир, он погрузился в медитацию, передав бразды правления Вишну и Шиве – богам созидания и разрушения. Все вместе они образуют триаду, которой подчинены все законы жизни: создание и равновесие (Брахма), сохранение и течение жизни (Вишну), уничтожение и обновление(Шива). Кстати, известный символ индуизма Ом, похожий на перевернутую цифру «3», символизирует эту божественную троицу.

Время во Вселенной идет по спирали, повторяя один и тот же процесс. Примером может служить цикл жизни дерева: из цельного зерна (Брахмы) вырастает дерево (Вишну). После расцвета дерево дает плод (Шива), который срывается и падает на землю. Сгнив, в почве остаются его семена, из которых позже вырастают другие деревья.

Шива: бог с тысячей имен

Шива – один из самых популярных и противоречивых богов индуизма. В классическом толковании Вед, Шива – бог разрушения. Когда цикл жизни подходит к своему логическому завершению, Шива уничтожает мир, тем самым подготавливая почву для следующего этапа. Этот глубоко философский взгляд на мир породил шиваизм. Шиваизм интересен как наиболее полное и разностороннее представление о Шиве, раскрывающего множество его характеров.

Важнейший атрибут Шивы – трезубец, которым бог уничтожает невежество – главное зло мира. В то же время трезубец – символ Брахмы, Вишну и Шивы – триединства всемогущего Бога. Тело Шивы обвито змеями – образами времени и смерти. Укротив змей, Шива стал бессмертным, т.е. независимым от циклов времени.

Шива Натараджи

Самый известный божественный образ в индуизме. Буквально он означает «господин танца» и символизирует беспрерывный ритм жизни. Шива Натараджи танцует в огненном круге (символ Вселенной), стоя одной ногой на демоне-карлике (образ побежденного невежества и эгоизма). В одной руке Шивы – огонь, который уничтожает материю и очищает разум от суеты жизни. В другой – барабан, который производит первоначальную мантру «Ом» – сакральный звук божественной силы и сотворения Вселенной. Вторая пара рук Шивы сложена в мудры процветания и освобождения.

Шива Адинатх

Покровитель йогов и монахов-аскетов. Это воплощение Шивы является полной противоположностью Шиве Танцующему. Шива Адинатх медитирует, сидя в позе лотоса на шкуре тигра. Шкура тигра – означает победу над человеческими пороками, т.е. Шива неподвластен желаниям, его эго не имеет власти над разумом. Тело Шивы Адинатха покрыто священным пеплом, взятым из мест кремации. Пепел – символ, который знаменует естественное окончание физического существования. Материя превратится в прах, вечным же будет лишь дух, на котором и следует сосредоточиться, чтобы достичь мокши – освобождения из круговорота перерождений и смертей. Мокша – это абсолютное блаженство, в котором пребывает Создатель.

Многоликость Шивы позволила завоевать ему миллионы последователей по всему миру, ведь он проявляет себя со всех сторон личности, позволяя каждому выбрать собственного героя.

Воплощения Шакти – женской божественной энергии

Всё многообразие индийских богинь входит в понятие Шакти – неотделимую часть божественного сознания. Проще говоря, у Брахмы, Вишну, Шивы и иных воплощений есть своя собственная Шакти – энергия, которая помогает их сознанию физически воплощаться в реальности. Женское начало, Шакти – та сила, с помощью которой создается реальный мир. Идея невозможна без энергии, а энергия не имеет смысла без идеи. Вот почему любое воплощение бога будет представлено разнополой божественной парой.

В зависимости от цели воплощения, Шакти принимает разные образы, известные как богини Сарасвати, Лакшми, Парвати. В статье будут рассмотрены самые известные формы этих богинь.

Лакшми: одаривающая и благословляющая

Богиня Лакшми – одна из любимейших богинь индийцев. Она дарит людям богатство, успех и процветание. Неудивительно, почему в Индии, где большая часть населения живет за чертой бедности, Лакшми остается одной из самых почитаемых божеств. Как неотделимая часть Вишну, она также поддерживает и сохраняет жизнь. Лакшми всюду следует за супругом: когда он перерождается в новом аватаре, то Лакшми перерождается вместе с ним. Самый знаменитый пример их инкарнации – Кришна и Радха.

Лакшми появилась из молочных вод космического океана, чтобы принести в мир разнообразие и полноту. У Лакшми 4 руки, символизирующие смыслы жизни, к которым стремится человек: нравственность, любовь, богатство и самопознание. Первая пара рук сложена в одаривающих жестах, другая держит лотос (символ чистоты) и ритуальный сосуд, из которого непрерывно сыпется золото и рис. У Лакшми сияющая или золотистая кожей, что является благостным знаком. Её одежды имеют красные и зеленые оттенки — цвета энергии жизни и плодородия. Лакшми окружают слоны – олицетворение силы и труда, за которыми обязательно последует награда.

Лакшми часто изображают в паре с Вишну. Божественная пара символизирует преданность и искренность чувств. Этот образ очень популярен на свадьбах. Молодожены делают богатые подношения в храмах Лакшми, моля о благополучии, крепкой любви и здоровом потомстве.

Парвати – многогранная жена всемогущего Шивы

Безграничным проявлением силы Шивы стала его жена Парвати. Подобно мужу, Парвати – контрастное божество: в одном случае она созидает и охраняет мир, в другом – обезумев, уничтожает его без остатка. Именно воинственные формы Парвати снискали большее почитание и уважение. О них и пойдет речь дальше.

Дурга – самая многорукая богиня индуистского пантеона

Дурга появилась, когда миру угрожал могущественный демон Махиша, захвативший власть во Вселенной. Все боги объединили свои Шакти (силы) и явили Дургу – десятирукую богиню-воительницу, которая во имя жизни проявила разрушающую мощь.

Традиционно Дургу изображают со множеством рук: от 4 до 20. Богиня восседает на льве или тигре – символе касты индийских воинов. Главные атрибуты Дурги – оружие богов: Шива отдал свой трезубец, Вишну – острую чакру, Хануман – булаву и т.д. Уничтожая зло, Дурга в это же время созидала равновесие Вселенной. Так Дурга наиболее ярко отразила суть ведического триединства: разрушение(Шива) зла ради создания (Вишну) гармонии (Брахма).

Читать еще:  Как накладывать накладные ногти в домашних условиях. Накладные ногти и методы их наклеивания

В народе образ Дурги полюбился благодаря её метафоричности. Дурга служит назиданием, призывающим объединять силы против зла, быть отважным, отбросить все страхи на пути к равновесию и истиной свободе. В честь храброй богини в Индии широко отмечается праздник Дурга-пуджа. В XX веке Дурга-пуджа приобрела колоссальный масштаб, когда Индия боролась за независимость от Колониальной Британии.

Кали: воплощение смерти и вечной жизни

Вид Кали вызывает неподдельный ужас: окровавленный меч, длинный красный язык и ожерелье из черепов. Этот набор «аксессуаров» сделал Кали самой узнаваемой, пугающей и пленительной богиней.

Кали – это яростная форма Шакти. Кали появилась, когда её предшественница Дурга потеряла контроль после победы над демоном и продолжила разрушать мир по инерции. Почернев в сокрушительном экстазе, Кали уничтожала всё на своем пути, пока Шива не бросился ей под ноги, чтобы остановить безумие. Успокоив таким образом Кали, Шива начал свой танец жизни и создал новую Вселенную.

Символика Кали имеет, возможно, самые широкие трактовки. «Кали» переводится как «черная». В западном понимании чёрный цвет часто имеет негативную характеристику, поэтому и сам образ Кали часто понимается неправильно. В действительности, черная (или темно-синяя) кожа Кали символизирует Космос – бесконечную и вечную субстанцию, в которой зарождается и растворяется мир. Черепа и отрубленные руки, украшающие Кали – символ недолговечности физического тела. Эти кровожадные атрибуты призывают человека заботиться о духовности и чистоте сознания, а не об эго временной оболочки. В руках Кали держит меч и отрубленную голову демона – символ победы над эго, а также показывает одаривающий и защищающий жесты.

Заключение

Пантеон индуистских богов – это дерево с густой кроной. Ответвлений, граней и форм здесь бесконечное множество, хотя первоначальным образом был нейтральный божественный абсолют. Из крошечного зерна выросла непохожая ни на одну другую культура, которая отражается во всех аспектах индийской действительности. В честь многоруких индийских богов возводили храмы и писали эпосы тысячи лет назад. В XXI веке про них снимают сериалы и детские мультфильмы. Индуизм оставляет человечеству возможность для воображения, трактовок, свободы выбора. Благодаря этим качествам, количество последователей индуизма растет с каждым годом, в том числе и среди западного общества.

Многорукий Шива. Сколько рук у Шивы

Часто Шиву изображают как божество, имеющее 4 руки, а иногда даже 8. Для чего нужно так много рук? Естественно, что это связано с символикой, и не стоит понимать буквально, что у этого бога было 5 лиц и 4 руки. В руках он держит барабанчик дамару, символизирующий ритм Вселенной, в другой руке у него священное пламя Агни — символ очищения и воссоздания мира.

Также Шива запечатлён держащим трезубец. За такой многорукостью определённо скрывается философский смысл. Если в двух руках у него находятся дамару и Агни, то две другие выполняют жесты: одна исполняет жест одобрения, другая — власти и силы. По легенде считается, что именно звук этого барабанчика является прародителем всех звуков, а сам бог Шива даровал людям божественный слог “ОМ”, который позднее назвали мантрой, в которой сконцентрирована вся сущность Вселенной. Также бог может держать трезубец, стрелы и лук, но не на всех изображениях он выглядит одинаково. Фигуру Шивы могут опоясывать змеи. Символическое значение змеи тоже неоднозначно, т. к. по одной версии она может означать мудрость Шивы, с другой стороны, три витка змеи вокруг тела Шивы могут символизировать прошлое, настоящее, будущее и то, что он сам вышел за пределы временных понятий.

Третий глаз Шивы

О третьем глазе Шивы много сложено легенд. Интересно отметить, что среди других богов, у кого есть третий глаз, значатся Тара и Ганеша. Вот, собственно, и всё, — у других богов третьего глаза нет. Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива посмотрит своим третьим глазом. В мгновение ока это несчастное существо превратится в пепел. Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.

Одним из ярких доказательств этому служит история, произошедшая между Шивой и богом любви Камой. Однажды другие боги подослали к Шиве бога Каму, чтобы внушить ему любовь, ведь они видели, как страдал бог-разрушитель, потеряв свою первую жену и осознав, что уже не сможет иметь сына. Но Шива и думать не хотел о том, чтобы найти другую жену, вот и пришлось прибегнуть к услугам Камы. Но этому богу не повезло, ведь он пытался воздействовать на самого Шиву! В какой-то мере ему это удалось, ведь мы знаем о супруге Шивы Парвати. Однако когда Шива почувствовал укол стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, то последнего сразу же пронзил испепеляющий взгляд Шивы, и теперь этот бог не имеет тела. Его так и называют: бестелесный Кама.

В облике Шивы есть ещё один загадочный момент. На лбу у него расположены три полосы. Их обычно интерпретируют следующим образом: это напоминание человеку, что нужно избавиться от эго, кармы и иллюзий (майи), а также можно перевести это на другой уровень и понять как работу над собой с целью избавления от трёх желаний:

  • телесных (желание продлить жизнь, иметь хорошее здоровье, красиво выглядеть, заботиться о своём внешнем виде);
  • мирских, связанных с тщеславием, желаниями иметь богатство, признание, успех;
  • умственных (накопление знаний, чрезмерное умствование и гордыня, которая непременно следует за всем этим, ведь так приятно порой осознавать, что мы умнее других).

Казалось бы, странно, почему желание иметь хорошее здоровье с точки зрения Шивы не приветствуется. Однако если мы задумаемся над психологическим аспектом самих желаний, то мы найдём много схожего в объяснении с буддизмом. Ведь любое желание, какое бы оно ни было, происходит от эго. Желаем не мы, а наше эго, которое «поселилось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней. Отсюда и происходят наши чаяния продлевать жизнь на Земле и заботиться о теле, т. е. желать жить долго в этом обличье.

Несколько слов об осознанности

На самом деле своим здоровьем можно заниматься, если только не создавать из этого самоцель. Просто воспринимать как данность, но не поддаваться искушению и фетишизации внешнего облика. Возможно, это трудно выполнить в нашей реальности, когда культ тела и заботы об увеличении продолжительности жизни насаждаются повсюду. Это стало новой религией нашей эры. Новый бог и религия — это не «нью-эйдж» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, в отличие от него культ внешности даёт возможность людям продлить молодость и попросту похвастаться перед другими своим внешним видом. Даже внутренняя радость и гордость за себя — это тоже проявления действий эго. Вы можете порадоваться тому, что сбросили несколько лишних килограммов, но дальше не делайте из этого культа. Живите правильно, поддерживайте здоровье, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим сознанием. Не нужно становиться рабом идей.

Есть очень любопытное высказывание, которое гласит, что «это не мы находим и используем идею, а она использует нас», т. е. мы становимся одержимыми чем-то и уже не принадлежим себе. Для тех, кто поддерживает теорию о том, что наш мир управляется эгрегорами, будет ясно, что восхитившись идеей и поддавшись ей, вы подпадаете под влияние определённого эгрегора и служите ему. Это он направляет вас по жизни. Учёные, великие спортсмены, художники, литераторы и многие другие более или менее известные люди ведомы своими эгрегорами. А как они подключились к ним? Разумеется, через однажды вспыхнувшую и увлёкшую их идею. Нет ничего плохого в том, чтобы служить эгрегору, и люди, сами того не зная, всё равно делают это, но суть в том, что чем больше мы осознаём свои мысли и поступки, тем меньше энергии у нас уходит вовне.

Поэтому-то и говорят, что осознанность — это ключ ко всему. Больше осознавая себя, меньше действуя под влиянием желаний, мы встаём на пути йоги, конечной целью которой является самореализация и разотождествление с собственным эго и внушёнными им желаниями. Неудивительно, что даже в облике Шивы три полосы на лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогином и по некоторым преданиям знал миллионы асан.

Трезубец бога Шивы

Трезубец Шивы, или иначе Тришула, — важнейший атрибут этого бога. Для человека с западным образом мышления сразу возникнет ассоциация с Посейдоном, богом морских стихий, который на всех статуях изображается с ним.

Есть символ трезубца и в буддизме, символизирующий «Три Драгоценности» Будды. Невольно вспоминается и христианство с его символом триединства — Троицей. Во многих религиях число 3 являет собой некую сакральность. Зачастую главные постулаты религий выражены в таком числовом выражении, и в целом цифра 3 символизирует опору, баланс. Два разнонаправленных начала не борются между собой, как это часто происходит в традициях, основанных на дуализме. Триединство — это гармонично сбалансированное сочетание различных элементов, которые сосуществуют в мире между собой, прежде всего, благодаря постоянному уравновешиванию одного принципа двумя другими.

Нужно отметить такой, казалось бы, далёкий от шиваизма, факт, что в современной системе власти часто существуют две противоположные стороны, противоборствующие между собой, в то время как в древнем мире была система правления трёх (если мы вспомним Древний Рим, то там был триумвират). Мы сейчас не будем вдаваться в подробности устройства политических систем, но власть триумвирата изначально отличалась большей согласованностью и стабильностью, нежели то, что мы имеем в современном мире, построенном на демократии, где борьбу за власть постоянно ведут две стороны. Ни о каком балансе тут говорить не приходится. Единственно, что если номинально одна из партий выигрывает на коротком временном отрезке, значит, игра пойдёт преимущественно по её правилам. То же самое действует и в отношении другой стороны.

Не так далеко от современности ушла и трактовка трезубца Шивы. Это три аспекта: творец, хранитель и разрушитель в одном лице. В этой интерпретации мы больше видим влияние кашмирского шиваизма, где бог Шива включает в себя эти три составляющих. В других традициях творение соответствует Брахме, сохранение — Вишну, а за ним закреплена лишь одна ипостась — разрушение.

Вместо послесловия

В каком бы образе ни выступал Шива, он остаётся, пожалуй, самым почитаемым из всех богов для йогинов. Не последнюю роль здесь играет и большая смысловая и философская нагрузка, которую несёт в себе его образ, а изучая истории, изложенные в древних писаниях, Упанишадах, можно почерпнуть для себя много новых фактов и символизма, скрытых в образе Шивы.

Читать еще:  Основные черты итальянского фашизма. Реферат характерные черты фашизма в италии

Индийские Боги

В ведической культуре среди бесчисленного количества богов принято выделять трех – самых главных Богов, это Вишну, Брахма и Шива. Эти божества символизируют три силы, которые являются основополагающими во Вселенной: силу сохранения, силу созидания и силу разрушение.

Данную статью мы по мере возможности будем пополнять Богами и их описанием

Бог Вишну

Вишну — Бог сохранения Вселенной, но существует культ, в котором его почитают главным и единственным божеством. Поклонение этому богу происходит или непосредственно, или через его аватары-воплощения: Раму и Кришну.

Как написано в древних текстах Пурунах, Вишну имеет 10 аватаров или воплощений. Из них 9 уже приходили на землю, а последнее воплощение придет на землю перед полным разрушением мира в эпоху Кали-югу.

В Бхагават гите утверждается, что цель прибытия Кришны в этот мир — поддерживать нравственные устои (дхарму), побеждать зло и проводить божественные ритуалы для спасения душ людей.

Вайшванская традиция – это направление в ведической культуре, которое почитает Вишну верховным Богом. В своем учении эта религия опирается и на ряд древних текстов. К этим текстам относятся такие, как Тайттирия-самхита, Яджур-веды и Вишну-сахасранама. В этих древнейших писаниях бога Вишну называют «Сверх Душа», а также Верховный бог, который знает прошлое и будущее. Вишну также называют создателем Вселенной, который правит ею и поддерживает в ней жизнь.

Изображение и атрибуты Бога Вишну:

Бога Вишну изображается с четырьмя руками с темно-голубой кожей (небесный цвет, небосклон). Каждая рука бога Вишну держит предмет, имеющий определенное символическое значение. В первой руке Вишну сжимает цветок лотоса, который символизирует красоту. Вторая рука держит булаву, которая является оружием против демонов — асуров. В третьей руке находится священная раковина шанкха – символ славы, долголетия и процветания. В древности такие раковины использовали для того, чтобы трубить в них на ритуальных церемониях, или во время боя для созыва войск. В четвертой руке заключен огненный диск (сударшана-чакра), который также является оружием для обезглавливания демонов.

Вишну еще известен под другими именами, такими как Пуруша, Парахатма, Махапуруша, Бхагаван (тот, кто обладает всеми достоинствами). В индуизме принято считать, что Вишну имеет все положительные качества, которые только возможны. Основные из них: знание и мужество, могущество и сила, красота и сострадание, богатство и щедрость.

Богиня Лакшми

Лакшми — Богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Считается, что поклонение Лакшми защитит их от мирских несчастий и бедности. Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию. Лакшми обещала своему супругу, что где бы он ни был в трех мирах, она всегда будет рядом с ним. В земных воплощениях она замужем за аватаром Рамой (как Сита) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).

На групповых изображениях Вишну со спутниками Лакшми всегда присутствует рядом с ним или массируя его стопы. Тем самым демонстрируется, что энергия Лакшми находится под божественным контролем и Вишну использует ее для благосостояния живых существ.

Вместе с Вишну богиня представлена в аспектах трех гун. В саттва-гуне Лакшми сопровождает Вишну верхом на Гаруде. В раждас-гуне Лакшми представлена одна, восседающая на слоне или находящаяся в лотосе. Четыре руки Лакшми символизируют четыре цели человеческой жизни: дхарма (праведность), артха (благосостояние), кама (любовь, наслаждение) и мокша (освобождение). Если Лакшми изображается с двумя руками, то они держат либо лотосы, либо шрипхалу (кокос) и лотос. Её могут сопровождать две женщины-носильщицы (чаури) с опахалами и с двумя или четырьмя слонами, несущими гхаты.

В индивидуальной иконографии Лакшми сидит или стоит на троне из лотоса. Как отмечалось, в одной или двух руках она также держит цветы лотоса. Это символизирует духовное знание, чистоту, освобождение. В тамас-гуне Лакшми верхом на другой ездовой птице, сове по имени Улука (Uluka). Сова символизирует мудрость и интеллект благодаря ее способности видеть в темноте и предвидеть события в будущем. Когда Лакшми восседает на сове, считается, что человек ослеплен богатством и забыл о целях земной жизни.

Бог Брахма

Брахма — один из трех главных Богов. Брахму называют творцом, который создал Вселенную. Согласно Шримад Бхагаватам (3.8.14 — 16) Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной.

Изображение и атрибуты Бога Брахмы.

Традиционно Брахму изображают четырехруким и четырехликим Богом. Одет Брахма в красное одеяние. Принято считать, что четыре лица этого бога, это олицетворения четырех книг «Веды».

Нередко Брахма изображается с бородой, которая в Индии олицетворяет долгожительство (мудрость и процесс вечного творения.). Такое изображение особенно характерно для северных районов Индии.

Брахма изображается в виде четырёхликого бога (четыре лика представляют 4 Веды (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхараведа), либо 4 Юги, либо 4 стороны света, которые он обозревает, дабы всё подмечать в сотворённом мире). В руках у Брахмы можно увидеть следующие атрибуты: скипетр, иногда ковш или ложку, символично отражающие Брахму как повелителя яджн; камандалу (сосуд), наполненную водой священной реки Ганги, символизирующей изначальную субстанцию, из которой возникла Вселенная; акшамала (чётки, которые нужны для отсчитывания вселенского времени), а также Веды, как символ знания, или цветок лотоса, как символ проявленного космоса. Вахана (ездовое животное) Брахмы — лебедь, олицетворяющий божественную мудрость.

Богиня Сарасвати

Сарасвати — Богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. Брахмачарини, помощница Брахмы при творении Вселенной. Сарасвати осуществляет брак неба и земли, именно она созидает небесный Брачный Чертог — Чертог спасения и вечного блаженства. Первоначально речная богиня.

Некоторые из имен Сарасвати звучат как «дающая существование», «властительница речи и жизни», «высшее знание». Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремесел и мастерства.

Сарасвати изображают в виде красивой женщины сидящей на белом лебеде — символе Сил Света, одетой в белое. Обычно она сидит на лотосовом пьедестале (падма-сана) в прекрасной позе (лалитасана): одна нога свисает вниз, в то время как другая находится под ней. Связана с белым цветом, символизирующим чистоту знания. Она не носит драгоценности и золото, одета строго — в знак того, что предпочитает духовные ценности материальным. Обычно её изображают с четырьмя руками. В её руках:

  • священная книга Вед — символ науки
  • чётки из белого жемчуга — символ духовности
  • чаша со священной водой — символ созидающей и очищающей силы
  • вина — музыкальный инструмент, символ искусства

На некоторых рельефах она не держит музыкальный инструмент и её руки сложены в абхая-мудру (жест защиты) или в варада-мудру (жест благословения). Средством её передвижения (ваханой) является лебедь, а её эмблема — шестиконечная звезда или гексаграмма (шаткопа или садъянтра). Иногда её изображают стоящей.

Бог Шива

Шива — это величайший из Богов (Махадев). Шива — это благость мира и мира душа. Шива — это разрушитель Вселенной. Шива — это истина. Шива — это разрушитель иллюзий, которые приковывают человека к материальному миру… Махайог — «великий йогин», а также Натарадж — «король танца», но также и Мритьюнджай — «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Можно описывать бесконечно ….

В ведической культуре один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Шива — творец и вместе с тем Бог времени, а следовательно, и разрушения, Бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе.

Супруга богиня Парвати так же именуемая Шакти или Кали, она так же почитается как богиня, побеждающая демонов. Сыновья Шивы: Ганеша, известный как бог мудрости, и Сканда — бог который победил злого демона Тараки.

Шива, чаще всего, изображается танцующим. Это связанно с тем, что согласно приданию, его танец пробуждает Вселенную в начале нового цикла ее бытия, а в конце цикла Шива разрушает ее танцем смерти. При этом другие боги следят за его танцем, подпевают и играют ему на музыкальных инструментах.

Таким образом, Шива соединяет в себе как созидающее, так и разрушающее начало. Также принято считать, что Шива имеет сто восемь форм или воплощений.

Изображение и атрибуты Бога Шивы.

Обнаженное тело, покрытое пеплом. Спутанные волосы, которые сдерживают мощную Гангу. Растущая луна — одно из украшений. Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз — это солнце, второй — луна, а третий — огонь. Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время — прошлое, будущее и настоящее. Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной. Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях. Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, символизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна). Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования — очевидная и неочевидная. Бык Нанди. Средство передвижения Шивы. Тигриная шкура. Скрытая энергия.

Богиня Парвати

Парвати — Богиня света, красоты и любви. Она добрая и благородная. Является благой формой Дэви, шакти (сила, женская творческая энергия) Шивы.

Ещё имена благих форм: Гаури («Светлая, Благая»), Трипурасундари («великолепие трёх миров»), Лалита — «Играющая», Бхавани (англ.) («оживляющая»). В гневной форме Дэви носит имена Кали («Чёрная»), Шьяма, Чанди (Чанда, «Гневная»), Дурга («Неприступная»), Бхайрави (англ.) («Зловещая»).

Союз Шивы и Парвати – идеальный брак, они созданы небом друг для друга и во всех проявлениях они вновь обретают друг друга. Парвати – образцовая жена и мать, женщина, посвятившая всю свою жизнь супругу, растворившаяся в своей любви и принесшая себя в жертву возлюбленному. Именно поэтому женщины приходят в храмы Шакти (верховное женское божество) и молятся Парвати, желая иметь счастье в супружестве.

Читать еще:  Почему мухомор так называется? Почему мухомор так называется Описание красного мухомора.

Богиню изображают в виде прекрасной женщины, от лица которой исходит божественное сияние. Она в своем женском обличье не совершала никаких чудес, она только служила мужу и делила с ним все горести и страдания, и испытания. Но когда в ней проявляются черты Кали (Разрушительницы) или Дурги, она способна совершать чудеса.

Сам великий Бог Шива считает, что без своей божественной половины, он живет как холодный труп и не способен ни созидать, ни разрушать без ее присутствия.

Рекомендуемые записи

Ю́га (санскр. युग, yuga, букв. «пара», «ярмо», лат. iugum) — в ведической культуре — эры…

В этом видео из цикла “Боги и Богини” мы говорим о Богах Миров Прави и…

Экспедиция проекта “Достояние Планеты” в Мексику под руководством знаменитого путешественника Виталия Сундакова. Что самого ценного…

Индийские божества. Шива.

Ши́ва (санскр. शिव , śiva , «благой», «милостивый») — в индуизме олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидания); одно из божеств верховной триады (тримурти), наряду с творцом Брахмой и поддержателем Вишну. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».

«Благосклонный, милостивый». Это один из наиболее популярных богов индуистской традиции. Верховное Существо шиваитской религии. Бог Шива есть все во всем, одновременно Творец и творение, одновременно имманентный и трансцендентный. Он един, но видим в трех совершенствах: как Парамешвара (Первичная Душа), Парашакти (Чистое Сознание) и Парашива (Абсолютная Реальность).

Шива традиционно почитается создателем Йоги и покровителем школ Йоги и всех, так или иначе йогу практикующих. “Покровителем всех йогов считается бог Шива – древнейшее божество на Земле, почитаемое и прежними цивилизациями, существовавшими на Земле. Шива – первый Космический Учитель, когда-то он жил на Земле и являлся Учителем. Именно Шива, по преданиям, и дал людям йогу. Каждый, кто практикует йогу, обязан почитать Шиву как первого Учителя Йоги.”

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса. Волосы Шивы украшает месяц, а сквозь них протекает река Ганга, которую он подхватил головой, когда она падала с небес, чтобы разрушить землю. Посреди лба Шивы – третий глаз, который появился у него, когда жена Шивы, Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза. Из этого глаза и исходит разрушающий огонь Шивы.

Один из мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм. В качестве великого аскета (Махайогина) Шива изображается голым, обсыпанным пеплом, с ожерельем из черепов и серьгами из змей, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию. Змея может также обвивать его шею, символизируя энергию кундалини.

Иконография указывает, что культ Шивы появился как поклонение лингаму (фаллосу). Некоторые школы придерживаются мнения, что фаллический культ, вероятно, был заимствован от некоторых туземных племен, так как их богом был фаллос, или Шишна-Девата. Шивалингам отождествляется с космическим Пурушей.

На многих изображениях у Шивы четыре или пять лиц и четыре руки. В руках он держит тришулу (трезубец), дамару (миниатюрный барабан, символизирующий все ритмы космоса), лук, сеть, боевой топор (символизирующий отказ от мирских привязанностей).

Гангу (сестру Парвати) также иногда называют супругой Шивы.

В ведийских гимнах Амбика — сестра Рудры (Шивы), но впоследствии произошло ее отождествление с Парвати, супругой Шивы.

Имя Шивы, воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, осторожно или беспечно, обязательно даст желаемый результат. Величие имени Шивы невозможно постигнуть путем умственных рассуждений. Имя Шивы определенно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения гимнов Шиве с бхавой. Каждое из имен Шивы содержит в Себе огромные возможности различных шакти. Могущество Имени несказанно, слава Его неописуема. Действенность имени Шивы и присущая Ему шакти просто невообразимы.

Постоянное повторение Шива-стотр и Имен Шивы очищает ум. Повторение гимнов Шиве укрепляет благие самскары. “Что человек думает, тем он и становится”.

Имя Шивы обладает силой сжигать грехи, самскары и васаны и наделять вечным блаженством и нескончаемым покоем тех, кто повторяет его имя.

Функции Шивы:

  • в шиваизме является верховным богом — Парашива — творцом, поддержателем и разрушителем, защитником праведности, победителем демонов, подателем всех благ и управителем всего сущего, которому подчиняются все остальные боги;
  • в других направлениях индуизме на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла — махаюги, с целью создания пространства для нового творения;
  • считается создателем сакрального звука («ом») и санскрита, языка культа;
  • имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа);
  • его свита — духи и демоны; бескорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

Самое первое упоминание имени Шивы в Ведах, встречается в Рудра-сукте — в пятой главе четвертой песни Тайттирия-самхиты Кришна Яджурведы. Предполагается, что Шива или Сива (Сиван) было божество доарийского населения Индии. Впоследствии был отождествлен с ведийским Рудрой.

Шива является владыкой разрушения и обычно представляется в следующих формах: 1) Лингам, 2) Антропоморфная форма, 3) Натараджа или Наса Дэва (Владыка космического танца), 4) Садашивамурти.

Шивалингам (или Шивалинга) «Метка или знак Шивы». Самый распространенный образ Шивы, присутствующий практически во всех шиваитских храмах. Округлый эллиптический предмет, обычно установленный на круглом основании, питхе. Шивалингам – это простейший и древнейший символ Шивы, особенно Парашивы, Бога по ту сторону форм и качеств. Питха представляет Парашакти, проявляющуюся Силу Бога. Лингамы обычно бывают каменными (вырезанными или естественного происхождения, сваямбху, например речная галька), но могут быть и из металла, драгоценных камней, хрусталя, дерева, земли или нестойких материалов (например, льда). В соответствии с «Карана-агамой», временные Шивалингамы могут делаться из 12 различных материалов: песка, риса, приготовленной пищи, речного ила, коровьего навоза, масла, зерен рудракши, пепла, сандаловой пасты, травы дарбха, цветочной гирлянды или патоки.

Антропоморфные формы. С 9 столетия очень популярен милостивый аспект Шивы, который изображается в антропоморфной форме вместе с супругой Парвати, или Умой. Такие скульптуры называются Ума-Махешвара. Махешвара – это другое имя господа Шивы. На этих скульптурах Шива изображен сидящим в позе лалитасана, или прекрасной позе, в месте своего пребывания на горе Кайлас вместе со своей супругой Умой, или Парвати, дочерью гор. Шива обнимает ее левой рукой, в то время как она тесно прижимается к бедру Шивы. На некоторых рельефах также изображены обычные эмблемы господа Шивы. Главные эмблемы – тришула, дамару, луна, посох, тигровая шкура, змеи, камандал и т.д. На некоторых рельефах также изображены Ганеша и Кумара (Картикейя), два сына Шивы.

Натараджа («Царь танца») – Бог как Космический Танцор. Пожалуй, самый богатый и красноречивый символ индуизма, Натараджа представляет Шиву, Первичную Душу, Парамешвару, как силу, энергию и жизнь всего сущего. Это сложное состояние Шивы как Бытия в Проявлении. Танец Шивы в ипостаси Натеши, Господа танцоров, – это танец всего космоса, ритмического движения во всем. Все, что существует, одушевленное и неодушевленное, пульсирует в Его теле. Символ Натараджи был выбран для изображения Божественного потому, что в танце творение неотделимо от Творца, подобно тому, как вселенная и душа неотделимы от Бога. Кроме того, Натараджа – это движение и неподвижность вместе. Неподвижность говорит о покое и равновесии внутри нас всех, в нашем центре. Стремительное движение, отображаемое Его волосами, разлетевшимися во всех направлениях, – указание на яростную, свирепую, жестокую силу, которая наполняет эту вселенную, в которой мы пребываем. Наличие этих противоположностей подразумевает то, что Бог содержит в Себе и разрешает их обе, что в нашей жизни работает божественный замысел, независимо от того, увлечены ли мы его красотой или его «безумием». Танец и Танцор – одно целое; ни один атом не движется ни на каком плане бытия без Его воли. Таким образом, этот изящный символ олицетворяет фундаментальное единство всего.

Танец Шивы, или все, что случается в мире, состоит из вечно текущих комбинаций Его пяти мощных действий, панчакритья. Эти действия и их соответствия в символике Натараджи таковы: 1)сришти: творение или эманация, символизируется Его верхней правой рукой, извлекающей из барабанчика-дамару Паранаду, Первичный Звук, от которого происходят ритмы и циклы творения; 2) стхити: сохранение, символизируется Его нижней правой рукой в жесте благословения, абхайя-мудре, которая означает «не бойся»; 3) самхара: разрушение, растворение или поглощение, символизируется огнем в Его верхней левой руке, делающей жест ардхачандра-мудра («полумесяц»); 4) тиробхава: милость сокрытия, энергия, которая прячет истину и дает тем самым возможность опыта, роста и конечного осуществления судьбы и которая представлена Его правой ногой, попирающей простертую фигуру (Апасмарапурушу или Муялаку), символизирующую неведение или анаву; 5) ануграха: милость откровения, которая дарует знание и разрывает путы души, представленная поднятой левой ногой Шивы и Его нижней левой рукой в гаджахаста-мудре (приглашающем «жесте слоновьего хобота»). Эти пять космических действий иногда символически персонифицируются соответственно как Брахма, Вишну, Рудра, Махешвара и Садашива (в шиваизме) или же как Садйоджата (творение), Вамадэва (сохранение), Агхора (поглощение), Татпуруша (сокрытие) и Ишана (дарование милости).

Кольцо огня, в котором Шива танцует, – это дворец сознания (читсабха); иными словами, наполненное светом сердце человека, центральное помещение проявленного космоса. Шива, танцуя, дает вселенной существование и отнимает его, сокрывает Предельную Реальность для большинства, раскрывает ее для преданных, которые подходят близко и распознают Парашиву, Предельную реальность, во дворце своего внутреннего бытия.

Садашива. «Вечно благой». Имя Первичной Души, Шивы, синоним Парамешвары, проявляющегося в физическом бытии садгуру. Имя Садашива в частности указывает на силу милости откровения (ануграха-шакти), третьей таттвы, после которой появляются остальные четыре божественные энергии Шивы.

Эта пятеричная манифестация, или проявление деятельности Бога в космосе, отражена в иконографической форме пятиликого Садашивамурти. Лицо, глядящее вверх, – это Ишана (энергия откровения). На восток смотрит Татпуруша, «высшая душа» (энергия сокрытия). На запад смотрит Садйоджата, «быстророждающий» (энергия сотворения). Северный лик – Вамадэва, «красивый, милый» (энергия сохранения). Южный – Агхора, «не страшный» (энергия поглощения). Первые четыре лика открыли Веды. Пятый лик, Ишана, – Агамы. Эти пять ликов также называются Садашива, открывающий; Махешвара, сокрывающий; Брахма, творец; Вишну, хранитель; Рудра, разрушитель.

голоса
Рейтинг статьи