✅ Особенности съемки на широкоугольный объектив. Пять причин купить сверхширокоугольный объектив — dnp-zem.ru

Содержание

Почему широкоугольный объектив так популярен среди профессиональных фотографов?

Приветствую, дорогой читатель. С вами на связи, Тимур Мустаев. На моем блоге уже много было рассказано о тушках фотоаппарата, о построении композиции, об экспозиции. Настало время затронуть не менее важную часть – объективы. Наверняка, каждый из вас задавался вопросом, для чего нужен широкоугольный объектив? Именно в этой статье я расскажу о его предназначении, особенностях и случаях применения.

Для начала нужно разобраться, что такое широкоугольный объектив. Как правило, широкоугольным объективом или, как говорят фотографы, «шириком» принято считать комплект линз, фокусное расстояние которых находится в пределах 24-35мм, что справедливо для полнокадровых фотокамер. Для кроп-матриц параметр будет несколько большим, причём зависит это от кроп-фактора, о котором вы уже могли прочитать ранее.

Объективы со сверхшироким углом по концепции напоминают рассматриваемые в статье, однако, назвать их однотипными нельзя. Связано это с кардинально различающимися результатами при работе с каждым из типов. Здесь же стоит отметить, что сверхширокий угол связывают с «бочкообразной» аберрацией, а чем короче фокусное расстояние – тем сильнее она проявляется.

Если же говорить о сухих цифрах, то сверхшироким принято считать объектив с фокусным расстоянием 14-21 мм.

Фотоблог 365

7 вещей, которые нужно помнить при съемке на широкоугольный объектив

Широкоугольные объективы позволяют проводить интересные эксперименты и создавать уникальный взгляд. Однако, при съемке на широкий угол есть некоторые вещи, о которых стоит знать. Бывают моменты, когда такие объективы показывают себя во всей красе, но есть случаи, когда почти наверняка никто не захочет их использовать. В своем видео Пьер Ламбер рассказывает о семи вещах, которые нужно понимать при съемке на широкий угол.

1. Помните об искажениях

Чтобы было понятно, речь идет об прямолинейных объективах с исправленной дисторсией, а не «рыбъем глазе» — это два разных типа объективов. Многие путают два этих подхода к широкоугольной оптике, думая, что любой объектив с широким углом зрения это «рыбий глаз». Производители стараются делать широкоугольные объективы (но не все), которые бы отображали прямые линии в пространстве прямыми и в кадре. А вот «рыбий глаз» совершенно точно так не делает. Однако, прямолинейный объектив с исправленной дисторсией вовсе не показывает изображение без искажений.

В них будут получаться перспективные искажения.

Имейте это ввиду.

2. Всё выглядит дальше и меньше, чем есть на самом деле

Здесь снова виновата перспектива. Поскольку у объектива очень широкий угол обзора, а объект удаляется, то он становится меньше гораздо быстрее, чем при съемке с обычной оптикой. С широкоугольной оптикой вполне реально создать стандартную портретную композицию, при этом модель будет находится достаточно близко и сможет легко коснуться объектива.

3. Не используйте широкий угол для съемки портретов

Всё действительно связано с перспективными искажениями. Поскольку необходимо подойти очень близко к модели (если нужно, чтобы она была достаточно крупной в кадре), перспективные искажения станут большой проблемой. Для съемки стандартного плечевого портрета камера будет настолько близко к модели, что широкоугольный объектив будет одновременно смотреть вниз на ее грудь одновременно заглядывая в нос.

А это не очень красиво.

4. Бывают исключения

Но перспективные искажения могут быть полезными, в зависимости от того, как их использовать. Подняв камеру выше модели можно уменьшить размер тела относительно размеров лица, придавая ему большее значение. А если камера будет находится в нижнем положении, то это может помочь сделать ноги более длинными.

Или можно просто отодвинуться от модели, меньше сосредотачиваясь на ней, и создавая портрет в окружении.

Проявляя творческий подход к широкому углу обзора можно использовать его в своих интересах.

5. Правильные перспективные искажения при съемке архитектуры

«Сходящиеся вертикали» — это та фраза, которую можно часто слышать от людей, которые обсуждают широкоугольные снимки. Широкоугольная оптика может быть великолепна для пейзажей и съемки архитектуры. Но если вертикальные линии не выглядят строго вертикальными, часто такие фотографии кажутся странными.

Поэтому нужно стараться избегать их, снимая параллельно сцене. Нужно держать линию горизонта по центру кадра, либо потом при обработке это скорректировать. Конечно, помещение линии горизонта в центр кадра противоречит таким вещам как правило третей, поэтому потом изображение можно будет обрезать при необходимости.

Читать еще:  Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский). Гаврии́л Белостокский, Слуцкий, младенец

6. Используйте объекты переднего плана

Поскольку широкоугольные объективы могут искажать перспективу, наличие объектов на переднем плане может создать ощущение масштаба и расстояния на фотографии. Иногда множество объектов переднего плане могут выстраиваться в направляющие линии и управлять взглядом зрителя, двигая его в нужное фотографу место.

7. Фокусируйтесь как можно ближе для малой глубины резкости

Если необходимо получить небольшую глубину резкости, то скорее всего для съемки не нужно выбирать широкоугольную оптику. С большинством сверхширокоугольных объективов фокусировка на расстоянии полутора метров приведет к тому, что вся земля окажется в фокусе. Поэтому, объект съемки должен находиться очень близко к широкоугольному объективу, чтобы получить малую глубину резкости.

А когда небольшая глубина резкости не нужна, то об этом можно не беспокоиться.

Многие используют широкоугольную оптику для закадровых съемок, так как она отлично подходит для быстрого получения представления о всей сцене, не слишком беспокоясь о фокусировке и точности кадрирования. Как было сказано выше, когда все находится в фокусе, то можно просто снимать, не пытаясь тщательно продумывая смысл того, что будет в фокусе.

Также бывает интересен вариант съемки портретов на широкоугольную оптику, когда в кадр попадает много окружающего пространства — такой портрет отлично показывает не только «кто», но и «где». Это может быть сложнее стандартного портрета, но и интересней.

Когда стоит снимать на широкий угол

Пейзажная съемка — классический сценарий использования широкоугольной линзы. Вы можете использовать камеру своего телефона для захвата потрясающих пейзажей, звездного неба, городских пространств и любых других масштабных сцен. Отдельные широкоугольные модули в этом смысле идеальны: у них большая глубина резкости (при любой настройке диафрагмы и при любом расстоянии от камеры до объекта), чем у стандартных линз. Можно просто остановиться и получить максимально резкий кадр, на всем протяжении кадра от переднего до дальнего плана.

Архитектурная фотография. Здесь нужно быть особенно внимательным, так как отдельный широкоугольный модуль дает сильнейшие искажения. Убрать их можно на постобработке, либо нужно изначально вести съемку, учитывая специфику искажений. Иначе, будет вот так:

Но даже такие искажения могут стать интересной художественной задумкой и акцентом общей композиции.

Путешествия. Широкий угол захватывает максимальное количество пространства. Кстати, здесь раскрывается еще один плюс ширика — даже кадры, снятые на бегу, всегда будут резкими.

Активный отдых и спорт. Снимать на широкоугольный угол динамичные сцены — одно удовольствие. Во-первых, можно вообще не заботиться о фокусировке. К тому же, на широком угле самая высокая глубина резкости, которая просто необходима для съемки спортивных сцен, где все меняется за десятые доли секунд, и наводить фокус просто некогда. Не зря в профессиональных экшн-камерах типа GoPro используется именно широкоугольная оптика.

Съемка в тесном пространстве. Самые распространенный пример — небольшая квартира или комната. Дополнительная широкоугольная камера смартфона в таких условиях просто незаменима.

Допустим, вам нужно снять групповой портрет, но места в помещении очень мало — здесь спасет широкоугольная линза.

Эффект присутствия. Широкоугольная съемка на смартфон — это всегда эффект дополненной реальности (условно, конечно). Ведь кажется, что объект расположен прямо перед нами и, если протянуть руку, то мы сможем до него дотянуться:

Широкоугольный объектив в пейзажной фотографии. 10 советов от Альберта Дроса

Чаще всего ландшафтные фотографы используют широкоугольные объективы. Но некоторые предпочитают выходить за границы нормального и применяют в своей работе сверхширокоугольные линзы, которые предоставляют широчайший угол обзора, но искажают пространство.

Мы не будем говорить о рыбьем глазе, потому как это уж слишком специфический вид объективов, а вот довольно распространённый 16-35мм может использоваться для большей части пейзажных фотографий. Работа на широком конце 16mm может у многих вызвать затруднения, так как угол обзора будет слишком широким. Это касается в основном полнокадровых камер, так как на APS-C фокусное расстояние 16mm будет давать уже 24mm.

Вот 10 советов о том, как использовать широкоугольный объектив в пейзажной фотографии.

1 Наблюдайте через камеру

Первое время после приобретения широкоугольного объектива смотрите на мир через камеру. Как известно, наше зрение имеет угол обзора, эквивалентно фокусному расстоянию 22,3мм. Если мы будем использовать более широкий угол обзора, нам нужно привыкнуть к тому, что он позволяет камере видеть шире, чем мы можем это делать сами. Это актуально для всех типов объективов, и ширики – не исключение, поэтому нужно время, чтобы адаптироваться.

© Альберт Дрос

Также нужно привыкнуть к искажениям, которые создаёт широкоугольная оптика. Передний план чрезвычайно важен. Даже очень маленькие вещи, как небольшой камень или растение могут оказаться гораздо больше по сравнению с фоном.

2 Смотрите на мелкие детали

Когда вы видите эпичный фон, не забудьте обратить внимание на мелкие детали, которые также попадут в кадр. Важно не перегрузить информацией передний план, если за ним находится водопад или горы, которые по вашей задумке должны быть в центре внимания. Посмотрите на мелкие элементы и решите, должны они быть в фотографии или лучше кадрировать снимок иначе.

3 Используйте закрытую диафрагму

Вам подойдут значения F/14-16. Это позволит расширить глубину резко изображаемого пространства, соответственно добавит снимку больше резкости. Это особенно важно, если объекты на переднем плане находятся близко к вам. Старайтесь не закрывать диафрагму слишком сильно, чтобы избежать дифракции. Отверстие F/18-22 могут испортить качество снимка.

© Альберт Дрос

4 Использование брекетинга фокусировки

Используйте метод, называемый focus stacking. Если вы не можете обеспечить хорошую резкость на всей глубине кадра, сделайте несколько снимков, меняя точку фокусировки от ближайшего до дальнего положения. Современные камеры умеют это делать автоматически. Затем эти снимки можно объединить в Photoshop.

Читать еще:  Кошелек красного цвета притягивает деньги. Цвет кошелька по фэн шуй

© Альберт Дрос

Данный метод чаще всего используется в макросъёмке, но также отлично работает с пейзажем. Загрузите все снимки серии в Photoshop как слои одного документа. Затем выполните автоматическое выравнивание слоёв. Для этого выделите их все и перейдите в меню Редактирование – Автоматическое выравнивание слоёв. Затем нужно выполнить стек областей с хорошей резкостью. Для этого также есть автоматизированный инструмент. Находится он в меню Редактирование – Автоматическое наложение слоёв. В открывшемся диалоговом окне нужно выбрать «Стековые изображения».

5 Экспериментируйте с расстояниями

Не стоит недооценивать ширину угла обзора вашего объектива. Когда вы только начинаете использовать широкие углы, вы можете думать, что в кадре будет мало элементов, но, когда сделаете снимок, поймёте, что это не так. Также одни и те же объекты на разных фокусных расстояниях будут выглядеть по-разному. Попробуйте выбрать один объект для съёмки и пофотографируйте его разными объективами или если у вас зум, покрутите масштабирование. Затем проанализируйте все фотографии и обратите внимание, на то, как искажается пространство, меняется геометрия и содержание кадра. Это позволит научиться заранее представлять то, как будет выглядеть снимок.

6 Снимайте близко к земле

Небольшие линии и текстуры на переднем плане становятся огромными, когда вы держите камеру очень низко к земле. Попробуйте это.

7 Снимайте на разных высотах

Высота, на которой установлена камера, имеет огромное значение при использовании широкоугольных объективов. Съемка одной и той же сцены на разной высоте покажет, как меняется кадр. Чем выше от земли вы держите камеру, тем больше её придётся наклонять вниз, чтобы включить в кадр передний план.

© Альберт Дрос

8 Ищите новые точки обзора

Знайте, что небольшое изменение положения, наклон или вращение вокруг оси объектива имеет огромное влияние на изображение. Когда вы найдёте то, что хотите снять, не поленитесь изучить это с разных ракурсов.

9 Используйте искажение в своих целях

Экстремально широкоугольные объективы могут создавать сильные искажения. Все линии в кадре будут сильно расширяться у краёв кадра и стремиться сузиться в центре. Попробуйте фотографировать пейзаж, не опираясь на правило третей. Делите кадр пополам. Располагайте линию горизонта в центре.

10 Обратите внимание на углы

Обратите особое внимание на углы кадра, особенно нижние углы. Используйте искажения для того, чтобы работать с ведущими линиями. Цепляйте этими линиями взгляд зрителя и ведите его в центр кадра к основному объекту.

Об авторе: Альберт Дрос — фотограф из Голландии. Его работы были опубликованы в крупнейших изданиях мира, включая Time, Huffington Post, The Daily Mail и National Geographic. Больше работ Альберта Дроса вы можете найти на его веб-сайте.

Пять причин купить сверхширокоугольный объектив

Мы продолжаем цикл статей о съёмке на разные объективы. Ранее речь шла о «полтинниках» и 85-мм объективах. В этот раз вас ждёт знакомство со сверхширокоугольной оптикой.

Для полнокадровой камеры сверхширокоугольным является объектив с фокусным расстоянием короче 24 мм (15 мм для камер с матрицей APS-C) и углом обзора более 80 градусов по диагонали кадра.

Типы объективов по углу обзора

В кадр поместится всё!

Часто в помещении хочется взять более общий план, но отойти подальше от объекта съёмки не получается — мешают стены или другие препятствия. Здесь на помощь приходит сверхширокоугольный объектив. Он используется в свадебной, репортажной съёмке, незаменим при съёмке интерьеров.

Кадр, сделанный 50-мм объективом

Кадр, сделанный на фокусном расстоянии 14 мм

Идеальное решение для пейзажной съёмки

Если вы хотите захватить в кадр весь окружающий ландшафт, а не только его фрагменты, то без широкоугольной оптики не обойтись. При съёмке пейзажей используют все виды объективов, даже телевики. Но всё же основным инструментом фотографа-пейзажиста является сверхширокоугольный объектив.

Заставляет подойти ближе

«Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит вы подошли недостаточно близко». Эта цитата одного из известнейших фотожурналистов середины XX века Роберта Капы.

Сверхширокоугольная оптика позволила подчеркнуть чувственные черты лица девушки. Впрочем, снимать портреты на такую оптику стоит с осторожностью: часто это приводит к искажению пропорций лица и тела модели.

Сверхширокоугольный объектив позволяет и даже заставляет снимать на минимальном расстоянии от объекта съёмки, переднего плана. Если отойти подальше, все предметы в кадре будут одинаково мелкими.

Снимок получился благодаря использованию сверхширокоугольного объектива и панорамной съёмки. Этот кадр я сделал на крутом склоне горы, буквально «зависнув» над обрывом. Чтобы показать пионы на переднем плане, мне пришлось влезть в небольшую рощу и снимать с очень близкой дистанции (от объектива до цветов меньше метра). Широкоугольный объектив позволил показать и цветы, и фактурные стволы старых деревьев, и восход.

Ярко выраженная перспектива

Широкий угол обзора и съёмка с минимальных дистанций сказывается на передаче перспективы в кадре — появляются перспективные искажения. Объекты, расположенные на переднем плане, визуально увеличиваются в размере, а более отдалённые уменьшаются.

Сюжеты с линиями, уходящими вдаль, можно эффектно запечатлеть с помощью сверхширокоугольной оптики.

А вот людей на широкоугольную оптику лучше снимать в полный рост. Вписывайте своих героев в окружающий сюжет, а классические портреты делайте на более длиннофокусную оптику.

Такой угол обзора обеспечил Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED при съёмке с высоты человеческого роста.

Оптимальный выбор для съёмки звёздного неба

Съёмка звёздного неба, северных сияний становится всё популярнее. Конечно же, фотографы стремятся захватить в кадр как можно больше пространства, и без широкого угла обзора здесь не справиться.

Читать еще:  Цитология строение и жизнедеятельность клеток. Основы цитологии

Съёмка звёздного неба — задача, выполняемая на пределе технических возможностей фототехники. Чтобы захватить максимум света от далёких звёзд, объектив должен иметь высокую светосилу и давать хорошую резкость даже по краям кадра. Этим параметрам отвечают многие сверхширокоугольники от Nikon, но особенно хочется отметить Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED и светосильный фикс Nikon AF-S 20mm f/1.8G ED Nikkor.

Искажение геометрии. Объективы без дисторсии и фишаи

Помимо перспективных искажений, свойственных всем короткофокусным объективам, есть ещё и геометрические искажения, которые у разных моделей оптики проявляются по-разному. Дисторсия — это геометрическое искажение в кадре. Она особенно заметна при съёмке сюжетов с прямыми линиями. Геометрические искажения крайне нежелательны, например, при съёмке архитектуры, так как никому не хочется получить на снимке изогнутый дом или лихо закрученный интерьер. У качественного сверхширокоугольного объектива дисторсий быть не должно.

Дисторсия в кадре

Отсутствие дисторсии: колонны на фото прямые.

С другой стороны, сильные геометрические искажения можно использовать для создания эффектных снимков. Например, в фишай-объективах (англ. fish-eye — рыбий глаз) дисторсия не корректируется.

Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor

Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor

Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED

В линейке оптики Nikon есть несколько таких объективов: классический Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor, рассчитанный на применение с полнокадровыми фотоаппаратами, Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor для кропнутых камер, а также новинка — Nikon AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED, которую можно использовать как на полном кадре, так и на кропе.

Съёмка на фишай-объектив. Обратите внимание на изгибы ступеней и дерева. Они придают кадру динамику.

Расстояние до девушки порядка метра, но она поместилась в кадре в полный рост. Это магия фишай-объектива!

Сверхширокоугольные объективы Nikon

Как выбрать сверхширокоугольный объектив? Приведём небольшой обзор наиболее интересных моделей от компании Nikon.

Начнём с моделей, рассчитанных на применение с полнокадровыми фотоаппаратами.

Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED — эталон сверхширокоугольной оптики. Благодаря фокусному расстоянию 14 мм, он обладает рекордным углом обзора. Но за высокую светосилу и отличные оптические характеристики приходится платить: объектив весит почти килограмм, а из-за внушительной передней линзы на него не получится установить стандартные резьбовые светофильтры. Великолепная резкость и высокая светосила делает Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED удобным для работы в любых жанрах: от свадебной до архитектурной фотографии.

Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED и Nikon D810

Nikon AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR — более компактное решение. Объектив имеет чуть более узкий угол обзора и меньшую светосилу. Недостаток последней отчасти компенсирует эффективный стабилизатор изображения, который позволяет фотографировать без штатива даже на выдержках в районе ¼–½с. Это очень полезно при съёмке пейзажей «на бегу», ведь не всегда есть время, чтобы разложить штатив. Кроме того, наличие стабилизатора — отличная страховка от получения смазанных кадров. Объектив относительно компактен и позволяет использовать резьбовые светофильтры диаметром 77 мм.

Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor и Nikon D750

Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED — один из самых недорогих сверхширокоугольных объективов для полного кадра. Он обеспечивает великолепное качество изображения, а рекордно малый вес и размеры позволяют брать его с собой повсюду. Это отличный выбор для фотопутешественника.

Nikon AF-S Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5G ED

От размера матрицы камеры зависит и угол обзора установленного на неё объектива. Так, на кропнутых камерах полнокадровые сверхширокоугольные объективы теряют свой угол обзора. Поэтому для таких фотоаппаратов разработана специальная оптика.

Nikon AF-S DX NIKKOR 10-24mm f/3.5-4.5G ED — популярный сверхширокоугольный объектив для камер с матрицей APS-C. Он даёт широчайший угол обзора и обеспечивает прекрасное качество изображения. Эта модель весит значительно меньше своих полнокадровых собратьев.

Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor

Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR — горячая новинка от компании Nikon и самый доступный сверхширокоугольный объектив в модельном ряду. Несмотря на невысокую цену, он обеспечивает прекрасное качество картинки. Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR имеет систему оптической стабилизации, которая поможет во многих ситуациях снимать без штатива. Важным достоинством новинки является малый вес (230 граммов) и компактность. Объектив оснащён новым шаговым мотором фокусировки, который быстро и точно работает при фотосъёмке и обеспечивает бесшумную фокусировку при видеозаписи.

Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR

Заключение

Конечно, чтобы делать интересные кадры на сверхширокоугольный объектив, нужно учиться работать с таким нестандартным творческим инструментом. Эта оптика требует от фотографа сноровки.

Короткое фокусное расстояние и широкий угол обзора дают искажение перспективы: объекты на переднем плане кажутся больше, на заднем — меньше, чем есть на самом деле. Это позволяет добиваться интересных и эффектных кадров с определенными сюжетами, например, уходящими вдаль дорогами.

Все объекты в кадре, которые находятся на среднем и заднем плане, будут выглядеть мелкими. Поэтому, если вам нужно выделить какой-то предмет или человека, к нему надо подойти поближе. Тем более что «сверхширик» позволяет снимать максимально близко к объекту на переднем плане, не теряя всей остальной картинки.

Но, опять-таки, стоит помнить об дисторсии, и если делать портреты на такую оптику, то с осторожностью — «сверхширики» могут сильно искажать пропорции лица и тела. Поэтому при работе с таким объективом людей рекомендуют снимать в полный рост, делая их частью остального сюжета — так они будут выглядеть более естественно.