0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Боевой железнодорожный ракетный комплекс от «Молодца» до «Баргузина»

Эта история относится к далеким 60-м годам. В этот период, две могущественные враждебные друг другу державы, США и СССР загоняли друг друга в пучину гонки вооружения. Американцы пытались, нарушив паритет, создать оружие, способное поставить СССР на колени. Советское руководства не желало с этим мирится и задумывалось над тем, как этого можно избежать и гарантировать своей стране возможность гарантированного ракетного удара ядерным арсеналом по стране потенциального врага.

Фото дня: Москва готовиться к Новому году

Первый и самый очевидный вариант обеспечения ответного удара был связан с усилением защищенности ядерных пусковых установок, что обеспечивало возможность нанести ответный удар, в случае ядерной атаки агрессивного блока НАТО, как тогда его называли (и, надо признать, это было наиболее точное его описание, содержащее суть этой организации).

Но, вскоре стало ясно, что координаты наших пусковых установок хорошо известны Соединенным штатам. В 1961 году СССР в своем сообщении потрясло весь мир о том, что на Новой Земле было произведено испытание нового супероружия Водородная бомба, мощность 50 миллионов тонн тратила. Советское руководство прекрасно понимало, что подобное супероружие вскоре появится и в США. Один удар подобной бомбы в месте расположения пусковых шахт РВСН (Ракетные Войска Стратегического Назначения), не оставляло не единого шанса на ответный удар.

Кроме того, у Соединенных Штатов было на вооружении ракеты типа «Трайдент-2», способные глубоко проникнуть в грунт и разрушить инфраструктуру заземленного ракетного комплекса. А, размещенные в Европе ракетные комплексы, оснащенные ракетами «Першинг-2», при запуске, долетали до нас за 6-8 минут. Этого времени хватало, чтобы развернуть пусковую установку и открыть люк шахты. Но, не более того.

Таким образом, Советский Союз был лишен возможности нанести гарантированный ответный ракетно-ядерный удар по странам агрессоров. Всем стало ясно, что паритет нужно восстановить и, как можно скорее. Но, если нельзя надежно укрыть пусковые установки, то можно их сделать не уловимыми. Так родилась идея сделать их мобильными.

Читать еще:  Посещаемости поиск целевой аудитории и. Где и как найти целевую аудиторию

13 января 1969 года был подписан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.

Надо отметить, что данный комплекс был составляющим звеном гарантированного ответного удара Советского Союза, на ряду с мобильным ракетным комплексом 15П696 с ракетой РТ-15, он же объект 815 от 1965 года. И, БРПЛ «Р-11ФМ» созданная на базе наземной, оперативно-тактической ракеты «Р-11».

Так дали жизнь одной из могущественный и неуловимых военных ядерных пусковых установок на ЖД-платформе.

Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: «Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин – саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: «А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!» Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре «холодной войны», и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ «Южное» Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!

Читать еще:  Каббала для начинающих - единение с миром.

«Легкая добыча» для противника

БЖРК «Молодец» стояли на вооружении с 1987 по 2005 год. «Помог» прекратить их боевое дежурство на магистралях страны Михаил Горбачев, согласившись на подписание договора СНВ-1.

Но главными противниками БЖРК стали не американцы, настоявшие на их утилизации, а железнодорожное руководство. По словам военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, ракетные поезда были очень тяжелыми – для них специально укрепляли железнодорожное полотно, но тем не менее после прохождения такого поезда приходилось вызывать ремонтные бригады и опять укреплять пути.

Еще одну причину снятия с вооружения ракетных поездов военный эксперт связывает с тем, что ракеты для них изготавливались на Украине, а Киев, подписав вместе с Белоруссией и Казахстаном договор СНВ-1, не имел права производить стратегические ракеты. МБР «Молодец», которая располагалась на комплексе, имела довольно ограниченный гарантийный срок, и заменить ее было невозможно.

«Молодец» отправляется в дорогу

Свести воедино все эти решения, согласовать их с военными, изготовить ракеты и состав, выпустить их на испытания — все это заняло в итоге почти 20 лет. Только 27 февраля 1985 года начались пусковые испытания ракеты Р-23УТТХ, которой вооружался «поезд-призрак». Суммарная мощность заряда 10 боеголовок этой ракеты составляла 4,3 мегатонны, дальность стрельбы — 10 100 км, предельное отклонение боеголовки от цели – до 500 м. Тогда же вышел на испытания и спецсостав, в который входили 17 вагонов: три пусковых модуля из трех вагонов каждый, семь вагонов командного модуля, в том числе жилые вагоны и вагон-столовая, и цистерна, замаскированная под рефрижератор. За время испытаний первый ракетный поезд совершил 18 выездов во все климатические пояса страны – от тайги до пустыни, и накатал свыше 400 000 километров.

Читать еще:  Противоположные числа решение с противоположными знаками. Противоположные числа

Боевой железнодорожный комплекс «Молодец» выезжает из расположения ракетной дивизии, Костромская область

Итоги испытаний признали успешными, и 20 октября 1987 года первый ракетный полк, вооруженный боевым железнодорожным комплексом «Молодец», встал на боевое дежурство. «Полк» звучит громко. В действительности каждый полк, оснащенный БЖРК, представлял собой один спецсостав и 70 с небольшим человек личного состава, которые несли на нем службу. Четыре полка составляли ракетную дивизию. А всего к 1989 году в составе РВСН развернули три таких дивизии, базировавшихся под Костромой, Пермью и Красноярском — 12 ракетных поездов, или 36 пусковых установок.

Предок и наследник: железнодорожная платформа с дальнобойным орудием и БЖРК «Молодец» в железнодорожном музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга

Их служба оказалась недолгой. По официальным данным Минобороны, последний боевой железнодорожный комплекс был снят с вооружения в 2005 году. Правда, через несколько лет, когда на Западе осознали, что Россия больше не намерена следовать в фарватере западной политики, и отношения с бывшими партнерами начали стремительно портиться, в нашей стране вновь вернулись к идее БЖРК. Московский институт теплотехники как головной разработчик многих современных российских боевых ракет начал работу над новым железнодорожным комплексом, который получил название «Баргузин». В 2017 году разработку приостановили (официально – из-за недостаточного финансирования), а сам БЖРК исключили из плана перевооружения РВСН. Правда, к тому времени новый комплекс был почти доработан, и в случае необходимости может быть достаточно оперативно запущен в производство и поставлен на боевое дежурство. А уж опыта эксплуатации таких «поездов-призраков» у российских ракетчиков хватает.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector