Содержание
- 1 Как выпустить свою настольную игру за счет будущих покупателей
- 1.1 Как выпустить свою настольную игру за счет будущих покупателей
- 1.2 Как создать свою настольную игру Создатели игры Ecologic рассказали The Village, как придумать и сделать собственную настольную игру и внедрить её в школы и вузы.
- 1.3 Создание настольных игр как бизнес
- 1.4 Обороты и масштабирование
Как выпустить свою настольную игру за счет будущих покупателей
Фото: m24.ru/Юлия Накошная
Большинство настольных игр, которые продаются в России, – локализации зарубежных. Так меньше риск и для издателей, и для магазинов – если игра зарекомендовала себя на Западе, шансы, что ее продажи провалятся у нас, невелики. Отечественные издательства в большинстве случаев печатают игры на свои средства, рискуя остаться с нераспроданными коробками.
Но некоторые идут другим путем – собирают средства с помощью краудфандинга. В преддверии крупнейшей в России выставки настольных игр «Игрокон» m24.ru вдохновляет читателей самим заняться выпуском настолок и рассказывает, с чего начать.
Что вам понадобится на старте
Рассказывает сооснователь Гильдии разработчиков настольных игр (ГРаНИ), соавтор игр «Космонавты» и «Лабиринт зеркал» Юрий Ямщиков.
Для того чтобы создать сколько-нибудь стоящую игру, требуется:
1. Активно играть в современные (!) настольные игры. Уже не раз я встречался с интересными идеями, обрамленными устаревшими механиками из «Монополии» или монструозными конструкциями, убивающими сам смысл существования подобных «шедевров». Знание и грамотное применение широкого арсенала вспомогательных механик не только не принижает оригинальность игры, но, напротив, позволяет выделить изюминку, а не погребать ее под грудой «костылей» и «велосипедов».
2. Быть готовым к долгой работе. Придумать концепт игры можно и за час, и даже за пять минут, а вот на то, чтобы из зародыша идеи выросла по-настоящему стоящая игра, требуются (без всякого преувеличения) месяцы и даже годы тестирования, переработок и творческих поисков.
3. Наличие тестеров из целевой аудитории, а также среди коллег-разработчиков. В одиночку, без пробы в разных игровых компаниях сделать что-то стоящее практически невозможно. Общение и обсуждение своих проектов с коллегами, даже в интернете, значительно ускоряет процесс разработки и позволяет делать игры существенно более высокого уровня.
Кроме того, не пожалейте времени на дополнительные действия, среди них:
1. Чтение статей, а в идеале книг по геймдизайну. Большей частью они существуют на английском, хотя делаются и переводы, в том числе силами участников ГРаНей.
2. Знание комбинаторики – раздела теории вероятностей о дискретных объектах.
3. Сосредоточенность на разработке. В идеале это должна быть или профессия, или единственное активное хобби.
4. А еще нужно получать удовольствие от самого процесса разработки. Если главной целью является слава или деньги – займитесь лучше чем-то более эффективным. Число тех, кто может позволить себе зарабатывать на жизнь созданием настолок, весьма мало не только в России, но и в мире.
Что такое краудфандинг
Краудфандинг – способ финансирования проектов с помощью предзаказа. Создатель проекта – концерта, книги, игры, сайта и т.п. – публикует на платформе для приема средств описание своего замысла, после чего желающие поддержать автора переводят ему «вознаграждения». Если собранных средств оказывается достаточно для старта (автор заранее указывает необходимую сумму), создатель проекта получает деньги и обязуется отправить поддержавшим его людям результаты своего труда.
Каким играм удалось собрать средства в России?
Как создать свою настольную игру Создатели игры Ecologic рассказали The Village, как придумать и сделать собственную настольную игру и внедрить её в школы и вузы.
Алексей Колмаков и Марат Сабиров выбрали удачный момент для запуска собственной настольной игры. К осени 2013 года этот рынок в России уже оформился, появилась аудитория, при этом в большинство мировых хитов все уже успели поиграть. В Ecologic, придуманной двумя питерскими экологами, игроки продают и покупают нефтяные вышки и месторождения. Под мишурой классических рыночных механизмов обогащения создатели игры спрятали образовательную составляющую и ценностную установку, которую хотят привить всем играющим. Лейтмотив игры такой: настоящая выгода заключается в том, чтобы заработать для себя без ущерба для окружающей среды.
Алексей Колмаков
МАРАТ САБИРОВ
Алексей Колмаков: Всё началось скучным пятничным вечером, когда мы решили взять по пивку.
Марат Сабиров: Мы с Лёшей пять лет учились на экологов, а дальше наши пути разошлись. Я пошёл в магистратуру СПбГУ, потом научным сотрудником в один из академических институтов, там я занимаюсь моделированием эволюционных процессов.
А.: А я три года проработал в дирекции особо охраняемых природных территорий в департаменте природопользования. Был ведущим специалистом отдела обеспечения функционирования — как-то так это называлось. Занимался работой с подрядчиками, следил, как они выполняют обязательства, давал втыки, выявлял нарушения. Потом был лаборантом в медлаборатории, работал по закрытому гранту Минобороны. Тогда же началась наша работа над игрой. Это стало занимать столько времени, что я уволился, сейчас я — директор ООО, которое мы создали, чтобы формализовать наши связи с миром.
М.: ООО называется «Рубаха и парень». Началось всё с того, что Лёша поиграл в настольные игры и решил придумать свою игру, чтобы она была не просто жвачкой для мозга, а с идеей. Механику разрабатывал он, я помогал находить ошибки и нестыковки по смыслу, подключался, когда нужно было грамотно назвать экологические инициативы. Мы хорошо дополняли друг друга.
сохранение природы —
это долгосрочные инвестиции,
право их детей жить в мире
с благоприятной окружающей средой
А.: Люди сейчас мыслят категориями «выгодно или не выгодно», «получу я с этого что-то или нет». Мы решили эту особенность общества потребления направить в правильное русло. Механика игры построена так, что люди приходят к мысли «сохранять окружающую среду — выгодно». Принципиально важно, чтобы люди понимали, сохранение природы — это не благородно, не плюс к карме, но это долгосрочные инвестиции, право их детей жить в мире с благоприятной окружающей средой.
М.: В нашей игре важен баланс: нужно не только сохранить окружающую среду, но и заработать денег. Мы отталкивались от модели Форрестера, которая лежит в основе игры SimCity. Постепенно стали совершенствовать игровую механику — до итоговой версии у нас было четыре других. Во второй версии механика раздулась — игра стала чудовищно тяжёлой, много расчётов, надо было запоминать много цифр.
А.: Несмотря на просветительские и образовательные цели, мы хотели, чтобы игра всё-таки была доступна широкому кругу, мы пытались её упростить и оптимизировать.
М.: Дальнейшая эволюция игры шла по пути упрощения механики без потери двух аспектов — экологического и экономического. В итоге мы поняли, что игра получилась не только интересная, она может быть и коммерчески успешной.
Но мы гораздо лучше придумываем игровую механику, чем дизайн. Кинули клич по знакомым, откликнулись два человека, которые были готовы работать за идею. Это художник Андрей — он нарисовал нам тёплые мультяшные рисунки для игры, и Ира, которая сделала дизайн.
Когда встал вопрос денег на тираж, мы подали проект на российский портал Boomstarter — аналог англоязычного Kickstarter. Это портал для народного финансирования проектов. Идея такая: вы заявляете время, за которое хотите собрать какую-то сумму на свой проект. Проект может быть любой — книжка, handmade, что-то социальное. Описание должно показывать значимость проекта для общества, его перспективы (что это дело живое и будет развиваться) и его уникальность. Если за указанный срок удаётся собрать запланированную сумму, ты её забираешь. Люди смотрят на твой проект, если им нравится — жертвуют деньги. Ты обязуешься их за это отблагодарить: например, за пять тысяч мы дарили игру и проводили мастер-класс. А если не удалось собрать деньги в срок — всё, ничего не получаешь, деньги возвращаются спонсорам. Народное финансирование — это не только сбор денег, это и соцзаказ в миниатюре: ты понимаешь, насколько обществу важен твой проект, насколько твои идеи интересны.
Пять процентов от собранной суммы берёт себе Boomstarter, причём заслуженно: они очень помогают раскрутить проект. Ещё пять процентов — комиссии переводов электронных платежей и 13 % — подоходный налог. То есть срезается почти четверть суммы, поэтому мы заложили, чтобы в остатке были 100 тысяч рублей. У нас получилось собрать деньги, причём 40 % мы собрали в последние несколько дней.
А.: Помимо сбора средств и понимания, насколько проект успешный, Boomstarter заряжает рассказывать про проект. Марат писал большие целевые письма, а я занимался спамом — однажды писал даже обществу пчеловодов.
Собирая деньги, мы не очень понимали, сколько будет стоить тираж. Мы продолжали мастер-классы на играх, сделанных из картонок, во время которых получали обратную связь. В итоге количество фишек, поле — всё менялось, а это влияло на стоимость тиража.
Потом мы долго искали типографию. Многие оказывались слишком дороги для нашего небольшого тиража, другие не работали с переработанным картоном, не были сертифицированы лесным попечительским советом (Forest Stewardship Council, FSC). В итоге мы нашли всё в Москве — издательство «Зелёная книга» и типографию «Полиграф медиа групп».
Аудитория
А.: Недавно мы провели мастер-класс для учителей в Петербурге, они приобрели партию игр для школ. Сейчас нас приглашают на Алтай, в Карелию, Новосибирск, Казань, Воронеж. Был мастер-класс для сотрудников одной из ООПТ у вас в городе, теперь хотим охватить в Москве всю дирекцию ООПТ. Был тур с игрой по Кавказу: Минводы, Краснодар, Пятигорск. Играли в Москве с организацией EcoStandard Group, это было воспринято на ура.
М.: Летом общественная организация «Экологи Коми» пригласила нас на молодёжный форум. Мы провели там несколько мастер-классов для студентов вузов со всей республики. После этого они выиграли малый грант Министерства образования, закупили двадцать наших игр и теперь проводят мастер-классы в школах.
В Москве будет конференция для учителей, нас туда тоже приглашают. Для учителя наша игра — находка: с её помощью можно занять детей, да ещё и полезным.
мы в минусе, но спрос растёт, поэтому со второго тиража планируем выйти в ноль.
если новая игра за год выходит
в ноль, — это чудо
Создание настольных игр как бизнес
Может показаться удивительным, но бизнес на настольных играх — очень перспективное направление работы в индустрии развлечений. Мода проводить время за классической «Монополией» или более современным «Манчкином» увлекла детей и взрослых. Такое времяпрепровождение позволяет сочетать досуг с развитием аналитического мышления и творчеством. Продажа готовых и производство собственных настольных игр может стать источником стабильной прибыли, при условии, что организатор подойдёт к нему с умом.
Обороты и масштабирование
Сегодня оборот нашего заведения в месяц составляет порядка 200 000 руб., прибыль — около 50%. Первые несколько месяцев все вырученные деньги мы вкладывали в бизнес. Нехватка инвестиций на начальном этапе развития ощущалась очень сильно. Помимо стартовых 800 000 руб. мы вложили еще полмиллиона в развитие и модернизацию бизнеса.
Сильной конкуренции мы не ощущаем. Нас часто сравнивают с антикафе, работающими в городе, но фактически, кроме наличия настольных игр и чая, нас с ними ничего не объединяет.
Fant — это заведение с четкой специализацией, поэтому нам удается оставаться привлекательными для клиентов даже в кризис.
Несмотря на то, что с ухудшением экономической обстановки посетителей бара стало меньше, спрос на организацию детских праздников из года в год только растет. Этот тренд мы связываем с нашей грамотной рекламной политикой и уникальными сценариями мероприятий.
За прошедшие пять лет мы пытались масштабировать проект и даже открывали четыре дополнительные точки в мини-формате. Это были кафе островкового типа. На запуск каждого филиала мы тратили в среднем 200 000 руб. К сожалению, не все они прижились. На сегодняшний момент кроме основного заведения работают еще две точки. Главная причина закрытия — низкий клиентский поток.
Кафе-салон Fant мы открывали вместе с мужем, первое время вели бизнес вдвоем, но позднее он решил уйти в политику. Сегодня в команде работает пять человек: управляющий, администратор, аниматор и два бармена.
Я сама пробовала себя и в других сферах предпринимательства: в 2014 году я приобрела довольно известную франшизу дизайнерской одежды. Однако этот проект оказался не слишком успешным: во-первых, сам сектор розничной торговли показался мне обезличенными и неинтересным, а во-вторых, условия работы франчайзи были не самыми выгодными. Франчайзер предоставлял лишь 30%-ю скидку на закупки товара, а поскольку сама компания достаточно хорошо продавалась в интернете, локальным партнерам было невыгодно делать накрутку более 35%.
Для начинающих предпринимателей очень важна правильная расстановка приоритетов. В каждой отрасли есть первостепенные и вторичные вещи. В случае общепита самое главное — локация заведения и основной продукт. Многим кажется, что запуск бизнеса — это неподъемная с финансовой точки зрения история, но на самом деле, если сэкономить на излишествах, стартовые вложения могут быть не такими уж и большими. Например, вместо закупки дорогостоящего холодильного оборудования во всех трех наших точках мы используем холодильники, которые арендуем на специальных условиях. Еще один совет — бережно относиться к собственному интернет-присутствию. Помните, что для многих клиентов и потенциальных партнеров ваш сайт — это первая точка знакомства с компанией. У вас всего один шанс произвести первое впечатление, постарайтесь, чтобы оно оказалось положительным!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.