Содержание
Молниеносный боец. Каким будет самый быстрый вертолет будущего
Перспективный боевой вертолет, или ПБВ, — винтокрылая машина нового поколения, разрабатываемая для военных. В ноябре Минобороны РФ планирует рассмотреть первые варианты ее облика и характеристик. Примерно через год должны стартовать опытно-конструкторские работы, в результате которых на свет появится один из самых изящных и грозных летательных аппаратов будущего. В канун Дня армейской авиации ВКС РФ ТАСС рассказывает о том, каким он может стать.
Убыточность вертолетов классической схемы.
1. Зазеркалье в нашем государстве стало нормой и солидные финансы выделяются не на реальные проекты, а на лжепроекты генеральных от МВЗ типа Ми-Х1, которые потом забываются. Затем появляется следующий, потом «высокоскоростная» «летающая лаборатория» на базе устаревшего ещё во времена СССР вертолета Ми-24.
От вертолетов с хвостовым винтом давно следовало бы отказаться вообще, потому что они устарели не столько морально, сколько физически и дальнейшая их эксплуатация при сегодняшней стоимости топлива разорительна, в чем и убеждает простая арифметика.
На хвостовой винт тратится до 15% мощности двигателей. Вроде бы немного?
Уточняем на примере вертолета Ми-8.
Нормальный взлетный вес его =11100кг,
Суммарная мощность двигателей =3000л.с.
Хвостовой винт забирает от двигателей мощности до 12%, или 360л.с, тогда на несущий винт остается: 3000л.с. – 360л.с. = 2640л.с, который выдает тягу =11100кг.
Отсюда вопрос — сколько кг. тяги выдает 1л.с: 11100кг. : 2640кг. = 4,2кг.
Далее — сколько кг. тяги приходится на 360л.с: 4,2кг. х 360л.с. = 1512кг.
Средняя загрузка Ми-8 считается =2000кг. и при отсутствии хвостового винта она могла бы составлять: 2000кг. + 1512кг. = 3512кг.
Вот вам и потери мощности на хвостовой винт «всего лишь» 12%. Не меньшие убытки полезной загрузке приносит и вес самой хвостовой балки, которая держит на себе концевую балку с хв. винтом, но убедительнее в этом смысле сравнение Ми-6 и Ка-22.
2. Поскольку в статье сказано про участие в конкурсе и винтокрыла, то здесь уместно сравнить характеристики вертолета Ми-6 и винтокрыла поперечной схемы Ка-22, которые построены для одинаковых задач и с одинаковыми двигателями.
Размах крыльев у вертолета Ми-6 = 15,3м, их вес = 800кг.
Хвостовой винт выдает тягу до 2600кг, которая через концевую балку (H =3м) передается на хвостовую балку (L=6м), в результате которая получает сразу два силовых момента:
а). Скручивающий момент: 2600кг. х 3м. =7800кг/м.
б). Момент на излом: 2600кг. х 6м. =15600кг/м.
Большим нагрузкам соответствует и большой вес обеих балок!
У винтокрыла Ка-22 размах крыльев =23,8м., на концах которых размещены двигатели с редукторами и ещё по два винта: несущий и тянущий (пропеллер). Тянущие винты по диаметру мало отличаются от хвостового винта и, казалось бы, что Ка-22 должен быть тяжелее Ми-6, да ещё и крылья размахом больше на 8,5м. Но нет, Ка-22 легче вертолета Ми-6 на 1400кг. при одинаковом макс. взлетном весе 42,5т.
Увеличивается производительность винтокрыла по сравнению с Ми-6 и за счет бòльшей крейсерской скорости.
Вот вам и хвостовой винт, а у Ми-6 на него тратится всего лишь 9,6% мощности дв-лей.
Кто на свете всех быстрее?
Westland Lynx. Фото: © wikipedia.org
Существует два рекорда скорости вертолёта: официальный, установленный серийным вертолётом, и неофициальный, установленный экспериментальными машинами, выпущенными в единственном экземпляре.
Самый быстрый серийный вертолёт в мире — Westland Lynx. В 1986 году на этой модели с доработанным двигателем (его мощность была увеличена на 40%) и специальными лопастями несущего винта был установлен мировой рекорд скорости для винтокрылых машин — 400,87 км/ч.
В июне 2013 года экспериментальный вертолёт Eurocopter X3 производства Airbus во время горизонтального полёта достиг скорости в 472 км/ч. Испытания проводились во Франции. Основной несущий винт этого вертолёта состоит из пяти лопастей, на концах крыльев располагаются дополнительные тянущие пропеллеры также с пятью лопастями, хвостовой винт отсутствует (фактически вертолёт похож на самолёт). Компенсация реактивного момента, возникающего при вращении несущего винта, обеспечивается боковыми пропеллерами. Силовая установка состоит из двух двигателей Rolls-Royce . Вертолёт построен в единственном экземпляре, который теперь хранится в музее.
Сейчас на базе Х3 корпорация Airbus по программе ЕС (стоимостью $5,44 млрд) проектирует вертолёт LifeRcraft. Вертолёт планируют создать к 2019 году. Потенциальными клиентами технологий X3 могут быть нефтяники, ведущие добычу на шельфе, службы спасения, медики и т. п.
В сентябре 2010-го вертолёт X2 производства Sikorsky Aero Engineering Corporation развил скорость 460 км/ч. Эта машина использует концепцию опережающей лопасти (ABC), имеет два четырёхлопастных несущих винта, вращающихся в противоположных направлениях, и хвостовой толкающий воздушный винт (шесть лопастей). Винты приводятся в движение от одного двигателя — LHTEC T800. Управление вертолёта полностью электронное, то есть отсутствует механическая связь между органами управления и исполняющими устройствами.
Стоимость программы X2 составила $50 млн. В рамках её был отработан ряд новых технологий, которые будут применяться в военном вертолёте S97-Raider.