Содержание
- 1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
- 1.1 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»
- 1.2 Водопровод — охранная зона. СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
- 1.3 Что такое охранная зона?
- 1.4 Факторы определения защитной зоны
- 1.5 Что представляет собой охраняемый водопровод?
- 1.6 Виды водопроводов охранной зоны
- 1.7 Защитные мероприятия для подземных источников
- 1.8 Защитные мероприятия для поверхностных источников
- 1.9 Границы охранной зоны
- 1.10 Зона для санитарной полосы
- 1.11 Расположение стоков по отношению к охранной зоне
- 1.12 Требования к характеристикам воды в источниках
- 1.13 Регуляция прокладки трубопроводных сетей
- 1.14 Заключение
- 1.15 Водопровод — охранная зона. СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
- 1.16 Что такое охранная зона?
- 1.17 Факторы определения защитной зоны
- 1.18 Что представляет собой охраняемый водопровод?
- 1.19 Виды водопроводов охранной зоны
- 1.20 Защитные мероприятия для подземных источников
- 1.21 Защитные мероприятия для поверхностных источников
- 1.22 Границы охранной зоны
- 1.23 Зона для санитарной полосы
- 1.24 Расположение стоков по отношению к охранной зоне
- 1.25 Требования к характеристикам воды в источниках
- 1.26 Регуляция прокладки трубопроводных сетей
- 1.27 Заключение
- 1.28 Публикации
- 1.28.1 Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?
- 1.28.2 Моторин_Промбез_О чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения_01.2019
- 1.28.3 Общая информация
- 1.28.4 Границы и режим ЗСО
- 1.28.5 Проект ЗСО и порядок его утверждения
- 1.28.6 Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения
- 1.28.7 Заключение
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10
«О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
СанПиН 2.1.4.1110-02″
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, постановляю:
Ввести в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г., с 1 июня 2002 г.
Главный государственный врач
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 апреля 2002 г.
Регистрационный N 3399
ГАРАНТ:
Настоящие СанПиН вводятся в действие с 1 июня 2002 г
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения
I. Общие положения
1.1. Санитарные правила и нормы (СанПиН) «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» разработаны на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившего Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).
1.2. Настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
1.4. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
1.7. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
1.8. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать как для поверхностного источника водоснабжения.
На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).
1.9. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.
При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.
1.10. На санитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. Объем материалов определен в приложении 1.
Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
1.12.1. Текстовая часть должна содержать:
а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;
б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;
в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) — при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные — при подземном источнике;
г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;
д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;
ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.
1.12.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:
а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе: при поверхностном источнике водоснабжения — 1:50000 — 1:100000, при подземном — 1:10000 — 1:25000;
б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора — при подземном источнике водоснабжения;
в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 — 1:1000;
г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 — 1:25000 — при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 — 1:50000 — при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.
1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.
1.15. Санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО — органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО — владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
1.16. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.
1.17. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
II. Определение границ поясов ЗСО
2.1. Факторы, определяющие ЗСО
2.1.1. Дальность распространения загрязнения зависит от:
вида источника водоснабжения (поверхностный или подземный);
характера загрязнения (микробное или химическое);
степени естественной защищенности от поверхностного загрязнения (для подземного источника);
гидрогеологических или гидрологических условий.
2.1.2. При определении размеров поясов ЗСО необходимо учитывать время выживаемости микроорганизмов (2 пояс), а для химического загрязнения — дальность распространения, принимая стабильным его состав в водной среде (3 пояс).
Другие факторы, ограничивающие возможность распространения микроорганизмов (адсорбция, температура воды и др.), а также способность химических загрязнений к трансформации и снижение их концентрации под влиянием физико-химических процессов, протекающих в источниках водоснабжения (сорбция, выпадение в осадок и др.), могут учитываться, если закономерности этих процессов достаточно изучены.
2.2. Определение границ поясов ЗСО подземного источника
2.2.1. Границы первого пояса
2.2.1.1. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора — при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м — при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.2.1.2. К защищенным подземным водам относятся напорные и безнапорные межпластовые воды, имеющие в пределах всех поясов ЗСО сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность местного питания из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов.
К недостаточно защищенным подземным водам относятся:
а) грунтовые воды, т.е. подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта, получающего питание на площади его распространения;
б) напорные и безнапорные межпластовые воды, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание на площади ЗСО из вышележащих недостаточно защищенных водоносных горизонтов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из водотоков и водоемов путем непосредственной гидравлической связи.
2.2.1.3. Для водозаборов при искусственном пополнении запасов подземных вод граница первого пояса устанавливается как для подземного недостаточно защищенного источника водоснабжения на расстоянии не менее 50 м от водозабора и не менее 100 м от инфильтрационных сооружений (бассейнов, каналов и др.).
2.2.1.4. В границы первого пояса инфильтрационных водозаборов подземных вод включается прибрежная территория между водозабором и поверхностным водоемом, если расстояние между ними менее 150 м.
2.2.2. Граница второго и третьего поясов
2.2.2.1. При определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от:
типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.);
величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод;
гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.
2.2.2.2. Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тм). При определении границ второго пояса Тм принимается по таблице 1.
Водопровод — охранная зона. СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
Охранные зоны регулируются специальными регламентами, нормативами и правилами пользования ресурсов. Для водозаборов, водоводов и водопроводов существуют специальные разделы СанПиН, в которых прописаны в том числе и природоохранные и санитарно-гигиенические правила. В частности, документом СанПиН 2.1.4.1110-02 регламентируется эксплуатация водопровода, располагающегося в охранной зоне. Прописанные правила имеют законную форму и распространяются на всех граждан, а также юридических лиц.
Что такое охранная зона?
Применительно к водопроводу охранные мероприятия ставят целью выполнение комплекса мер, направленных на минимизацию загрязнений ресурса. Это может относиться к разным типам водопроводных сетей и каналов – в том числе подземным, поверхностным и искусственным. При этом существует классификация зон по принадлежности к разным поясам. К примеру, первый пояс охватывает водозаборные объекты, водопроводящие каналы и площадки водопроводных конструкций. Он предназначен для предотвращения рисков умышленного или случайного повреждения сооружений и загрязнения непосредственно воды. Второй и третий поясные зоны также называются площадками ограничений. Это места, в которых действуют меры предупреждения загрязнения источников воды. На этапе проектирования зонам санитарной охраны источников водоснабжения предписывается перечень защитных мероприятий. Как правило, они ориентируются на разработку и соблюдение правил, направленных на поддержание оптимального химического и биологического состояния каналов водоснабжения.
Факторы определения защитной зоны
Одним из ключевых факторов является дальность распространения загрязнений. Его определяют следующие параметры:
- Вид источника водоснабжения (подземный или поверхностный).
- Уровень и потенциал естественной защиты от загрязнений.
- Характеристики загрязнений – биологические, химические и микробные.
- Гидрогеологические условия.
При разработке проекта и определения границ конкретной зоны специалисты берут во внимание также и текущий состав воды, и время, требуемое на процесс выживания в ней нежелательных микроорганизмов. Усчитываются и химические процессы в среде, которую обслуживает водопровод. Охранная зона также характеризуется температурными показателями, адсорбцией и физическими процессами. В комплексе эти и другие характеристики позволяют определить оптимальные границы для охранной территории с присвоением ей статуса того или иного пояса.
Что представляет собой охраняемый водопровод?
Несмотря на вхождение в охранную зону, водопровод не является объектом заповедника без практического функционального назначения. Технически он выполняет свои первостепенные задачи водоснабжения потребителей. Цели такого водоснабжения могут техническими, бытовыми, промышленными и пищевыми. В комплекс водопровода входят инженерные коммуникации, насосные станции, очистительные, напорные и фильтрационные сооружения. В зависимости от источника снабжения могут применяться замкнутые подземные тоннели с трубами, поверхностные незамкнутые лотки и резервуары для временного или постоянного хранения воды. Опять же, зоны санитарной охраны источников водоснабжения изначально проектируются с учетом и технической части реализации объекта. Рассчитываются и конструкционные решения для более эффективного использования ресурса, и характеристики применяемого оборудования. Для трубопроводов могут использовать такие материалы, как сталь, асбесто- и железобетон, а также в некоторых случаях и древесина.
Виды водопроводов охранной зоны
Существуют местные локальные и магистральные водопроводы, расположенные в охранной зоне. Как правило, на принадлежность к одной из этих категорий определяется потенциалом источника с точки зрения объемов водоснабжения. В соответствии с этой характеристикой производится и окружающее обустройство территории охранной зоны инженерными коммуникациями. Помимо этого, различают нагнетательный и безнапорный водопроводы. Охранная зона с коммуникациями первого типа предполагает включение в инфраструктуру насосного оборудования или задействование местных плотин. В случае с безнапорными или гравитационными водопроводами ресурс доставляется самотеком. Это позволяет экономить на электроэнергии, однако имеют место проблемы с регуляцией потока.
Защитные мероприятия для подземных источников
Если объект располагается в первом охранном поясе, то защитные мероприятия ориентируются главным образом на исключение негативных воздействий на питьевую воду со стороны люков, скважин и переливных трубопроводов. Точки водозаборов оснащаются средствами автоматизированного контроля состава воды и аппаратурой, регулирующей параметры работы водопровода. Что касается второго и третьего поясов, то одной из главных задач является тампонирование, обнаружение и по возможности восстановление старых или неправильно используемых скважин. Также предусматривается и бурение новых скважин, но только при согласовании с органами санитарно-эпидемиологического надзора. Существует и ряд строгих запретов, которые направлены на химическое и физическое предохранение водопровода. Охранная зона в этих поясах предполагает запрет на размещение минеральных удобрений, химикатов и горюче-смазочных веществ.
Защитные мероприятия для поверхностных источников
В отношении первого пояса охраны действуют ограничения на спуск сточных вод транспорта, стирку, купание и организацию водопоя для скота. Также вводится запрет на другие разновидности пользования воды, которые влияют на ее качественный состав. В случае с судоходными водоемами, располагаемыми над водоприемниками, размещаются бакены с системой освещения. Акваторию ограждают буйками и предупредительными знаками. Более жесткие меры распространяются на второй и третий пояса, в которых находится охранная зона водопровода. Правила, в частности, регулируют отвод территорий для строительства объектов сельскохозяйственного, жилого и промышленного назначения. Полный запрет на подобные проекты не вводится, но в процессе согласования учитываются риски влияния деятельности будущих объектов на характеристики охраняемого ресурса. Кроме того, не допускается отвод сточных вод в водозаборной зоне, если они не отвечают санитарным требованиям.
В пределах акватории запрещаются все мероприятия, связанные с добычей гравия и песка. В зависимости от результатов гидрологического расчета, может вводиться и запрет на земляные работы в охранной зоне водопровода, работающего от поверхностных источников.
Границы охранной зоны
Для начала стоит отметить, что внутри зоны действуют разные границы в зависимости от пояса. Так, первый пояс может простираться на минимальные расстояния от 10 до 30 м в радиусе в зависимости от технологического сооружения. Например, расстояние от водонапорной башни составляет не менее 10 м, а фильтры и регулирующие резервуары работают с отступом от границы минимум на расстоянии 30 м. В свою очередь, санитарно-защитная полоса формируется вокруг охранной зоны водопровода. Сколько метров она составляет? Это зависит от диаметра водовода – например, при типоразмере в 100 см отступ будет достигать 10 м, а диаметр свыше 100 см обусловит дальность границы на 20 м. Опять же, речь идет о минимальных дистанциях. В зависимости от других параметров коммуникаций и условий эксплуатации зоны эти показатели могут меняться в сторону повышения.
Зона для санитарной полосы
В границах санитарной полосы строго регулируется строительство и хозяйственное потребление водных ресурсов. В этой зоне изначально не должны располагаться источники с грязной водой, которая может оказать влияние на охраняемые каналы водоснабжения. Поэтому перед организацией данной полосы проводятся также геодезические исследования с анализом грунтовых вод и почвенного покрова. Как и строительство в охранной зоне водопровода, на данной территории вводятся жесткие ограничения на обустройство новых объектов сельскохозяйственного и промышленного назначения. Также запрещается организация свалок, фильтрационных и ассенизаторских полей.
Расположение стоков по отношению к охранной зоне
Уже отмечалось, что вблизи охранных зон могут располагаться объекты разного назначения, которые не загрязняют источники водоснабжения. Но в этом случае неизбежно требуется регуляция стоков и работа канализационных каналов данных объектов. В соответствии с нормативами здания должны быть обеспечены каналами отвода сточных вод в приемники местных очистных сооружений или в производственную канализацию. Независимо от способа ликвидации стоков, отдельно регулируется взаимоотношение охранных зон водопроводов и канализаций. Размеры зон с радиусом относительно источника в 30-50 м не должны подвергаться влиянию отходов от зданий, расположенных на ближней территории. Если отсутствует возможность стороннего отвода нечистот с соблюдением санитарно-гигиенических норм, то объекты должны оборудоваться водонепроницаемыми приемниками отходов.
Требования к характеристикам воды в источниках
Для поддержания оптимального состояния воды в охраняемой зоне обязательно требуется регулярный анализ ее состава. В частности, на поверхности воды должны отсутствовать масляные нефтяные пленки. В случае с водой, предназначенной для питьевых или бытовых нужд, объем взвешенных частиц не должен быть выше 0,25 мг на 1 дм 3 . Отдельно рассчитывается и содержание кислорода в растворенном виде – не меньше 4 мг на 1 дм 3 . Применяются и методы визуальной оценки качества питьевой воды. Так, например, окрас водяного столба не должен проявляться при 20 см. Данные для подобных анализов получают непосредственно из водопровода. Охранная зона подвергается подобным исследованиям в соответствии с графиком, предусмотренном в проекте. Хотя в дальнейшем в зависимости от изменения условий эксплуатации объекта регулярность проведения анализов может меняться.
Регуляция прокладки трубопроводных сетей
Трубопроводы для систем водоснабжения обычно ориентируются на обслуживание чистой среды с минимальным включением инородных элементов. Поэтому в случае соответствия санитарно-гигиеническим нормативам прокладка водопровода разрешается в первом поясе охраняемых зон. Но, опять же, после тщательного исследования источников и потребителей, с которыми он должен будет работать.
Действуют и запретительные меры, полностью исключающие организацию сторонних сетей в пределах охраняемых зон. Прежде всего, это касается прокладки водопровода для магистральных сетей независимо от назначения. То же самое правило действует применительно к другим коммуникациям, которые взаимодействуют с очистительными, промышленными или сельскохозяйственными объектами.
Заключение
Правила регуляции защитных мероприятий в зоне работы охраняемого водопровода исходят из мотивов поддержания чистоты водного ресурса. Вышеописанные требования и ограничения оправдывают себя с точки зрения экологической, санитарной и биологической безопасности потребителей. Поэтому вполне логично в охранной зоне водопровода запрещается размещение строительных объектов, которые могут способствовать загрязнению водного ресурса. Это же касается и других запретительных мер. Но вместе с этим разработчики нормативных документов стремятся расширять технологические возможности применения охраняемых источников. В этом помогает модернизация эксплуатируемого оборудования, введение новых систем регуляции водоснабжения и современные способы очистки воды.
Водопровод — охранная зона. СанПиН 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
Охранные зоны регулируются специальными регламентами, нормативами и правилами пользования ресурсов. Для водозаборов, водоводов и водопроводов существуют специальные разделы СанПиН, в которых прописаны в том числе и природоохранные и санитарно-гигиенические правила. В частности, документом СанПиН 2.1.4.1110-02 регламентируется эксплуатация водопровода, располагающегося в охранной зоне. Прописанные правила имеют законную форму и распространяются на всех граждан, а также юридических лиц.
Что такое охранная зона?
Применительно к водопроводу охранные мероприятия ставят целью выполнение комплекса мер, направленных на минимизацию загрязнений ресурса. Это может относиться к разным типам водопроводных сетей и каналов – в том числе подземным, поверхностным и искусственным. При этом существует классификация зон по принадлежности к разным поясам. К примеру, первый пояс охватывает водозаборные объекты, водопроводящие каналы и площадки водопроводных конструкций. Он предназначен для предотвращения рисков умышленного или случайного повреждения сооружений и загрязнения непосредственно воды. Второй и третий поясные зоны также называются площадками ограничений. Это места, в которых действуют меры предупреждения загрязнения источников воды. На этапе проектирования зонам санитарной охраны источников водоснабжения предписывается перечень защитных мероприятий. Как правило, они ориентируются на разработку и соблюдение правил, направленных на поддержание оптимального химического и биологического состояния каналов водоснабжения.
Факторы определения защитной зоны
Одним из ключевых факторов является дальность распространения загрязнений. Его определяют следующие параметры:
- Вид источника водоснабжения (подземный или поверхностный).
- Уровень и потенциал естественной защиты от загрязнений.
- Характеристики загрязнений – биологические, химические и микробные.
- Гидрогеологические условия.
При разработке проекта и определения границ конкретной зоны специалисты берут во внимание также и текущий состав воды, и время, требуемое на процесс выживания в ней нежелательных микроорганизмов. Усчитываются и химические процессы в среде, которую обслуживает водопровод. Охранная зона также характеризуется температурными показателями, адсорбцией и физическими процессами. В комплексе эти и другие характеристики позволяют определить оптимальные границы для охранной территории с присвоением ей статуса того или иного пояса.
Что представляет собой охраняемый водопровод?
Несмотря на вхождение в охранную зону, водопровод не является объектом заповедника без практического функционального назначения. Технически он выполняет свои первостепенные задачи водоснабжения потребителей. Цели такого водоснабжения могут техническими, бытовыми, промышленными и пищевыми. В комплекс водопровода входят инженерные коммуникации, насосные станции, очистительные, напорные и фильтрационные сооружения. В зависимости от источника снабжения могут применяться замкнутые подземные тоннели с трубами, поверхностные незамкнутые лотки и резервуары для временного или постоянного хранения воды. Опять же, зоны санитарной охраны источников водоснабжения изначально проектируются с учетом и технической части реализации объекта. Рассчитываются и конструкционные решения для более эффективного использования ресурса, и характеристики применяемого оборудования. Для трубопроводов могут использовать такие материалы, как сталь, асбесто- и железобетон, а также в некоторых случаях и древесина.
Виды водопроводов охранной зоны
Существуют местные локальные и магистральные водопроводы, расположенные в охранной зоне. Как правило, на принадлежность к одной из этих категорий определяется потенциалом источника с точки зрения объемов водоснабжения. В соответствии с этой характеристикой производится и окружающее обустройство территории охранной зоны инженерными коммуникациями. Помимо этого, различают нагнетательный и безнапорный водопроводы. Охранная зона с коммуникациями первого типа предполагает включение в инфраструктуру насосного оборудования или задействование местных плотин. В случае с безнапорными или гравитационными водопроводами ресурс доставляется самотеком. Это позволяет экономить на электроэнергии, однако имеют место проблемы с регуляцией потока.
Защитные мероприятия для подземных источников
Если объект располагается в первом охранном поясе, то защитные мероприятия ориентируются главным образом на исключение негативных воздействий на питьевую воду со стороны люков, скважин и переливных трубопроводов. Точки водозаборов оснащаются средствами автоматизированного контроля состава воды и аппаратурой, регулирующей параметры работы водопровода. Что касается второго и третьего поясов, то одной из главных задач является тампонирование, обнаружение и по возможности восстановление старых или неправильно используемых скважин. Также предусматривается и бурение новых скважин, но только при согласовании с органами санитарно-эпидемиологического надзора. Существует и ряд строгих запретов, которые направлены на химическое и физическое предохранение водопровода. Охранная зона в этих поясах предполагает запрет на размещение минеральных удобрений, химикатов и горюче-смазочных веществ.
Защитные мероприятия для поверхностных источников
В отношении первого пояса охраны действуют ограничения на спуск сточных вод транспорта, стирку, купание и организацию водопоя для скота. Также вводится запрет на другие разновидности пользования воды, которые влияют на ее качественный состав. В случае с судоходными водоемами, располагаемыми над водоприемниками, размещаются бакены с системой освещения. Акваторию ограждают буйками и предупредительными знаками. Более жесткие меры распространяются на второй и третий пояса, в которых находится охранная зона водопровода. Правила, в частности, регулируют отвод территорий для строительства объектов сельскохозяйственного, жилого и промышленного назначения. Полный запрет на подобные проекты не вводится, но в процессе согласования учитываются риски влияния деятельности будущих объектов на характеристики охраняемого ресурса. Кроме того, не допускается отвод сточных вод в водозаборной зоне, если они не отвечают санитарным требованиям.
В пределах акватории запрещаются все мероприятия, связанные с добычей гравия и песка. В зависимости от результатов гидрологического расчета, может вводиться и запрет на земляные работы в охранной зоне водопровода, работающего от поверхностных источников.
Границы охранной зоны
Для начала стоит отметить, что внутри зоны действуют разные границы в зависимости от пояса. Так, первый пояс может простираться на минимальные расстояния от 10 до 30 м в радиусе в зависимости от технологического сооружения. Например, расстояние от водонапорной башни составляет не менее 10 м, а фильтры и регулирующие резервуары работают с отступом от границы минимум на расстоянии 30 м. В свою очередь, санитарно-защитная полоса формируется вокруг охранной зоны водопровода. Сколько метров она составляет? Это зависит от диаметра водовода – например, при типоразмере в 100 см отступ будет достигать 10 м, а диаметр свыше 100 см обусловит дальность границы на 20 м. Опять же, речь идет о минимальных дистанциях. В зависимости от других параметров коммуникаций и условий эксплуатации зоны эти показатели могут меняться в сторону повышения.
Зона для санитарной полосы
В границах санитарной полосы строго регулируется строительство и хозяйственное потребление водных ресурсов. В этой зоне изначально не должны располагаться источники с грязной водой, которая может оказать влияние на охраняемые каналы водоснабжения. Поэтому перед организацией данной полосы проводятся также геодезические исследования с анализом грунтовых вод и почвенного покрова. Как и строительство в охранной зоне водопровода, на данной территории вводятся жесткие ограничения на обустройство новых объектов сельскохозяйственного и промышленного назначения. Также запрещается организация свалок, фильтрационных и ассенизаторских полей.
Расположение стоков по отношению к охранной зоне
Уже отмечалось, что вблизи охранных зон могут располагаться объекты разного назначения, которые не загрязняют источники водоснабжения. Но в этом случае неизбежно требуется регуляция стоков и работа канализационных каналов данных объектов. В соответствии с нормативами здания должны быть обеспечены каналами отвода сточных вод в приемники местных очистных сооружений или в производственную канализацию. Независимо от способа ликвидации стоков, отдельно регулируется взаимоотношение охранных зон водопроводов и канализаций. Размеры зон с радиусом относительно источника в 30-50 м не должны подвергаться влиянию отходов от зданий, расположенных на ближней территории. Если отсутствует возможность стороннего отвода нечистот с соблюдением санитарно-гигиенических норм, то объекты должны оборудоваться водонепроницаемыми приемниками отходов.
Требования к характеристикам воды в источниках
Для поддержания оптимального состояния воды в охраняемой зоне обязательно требуется регулярный анализ ее состава. В частности, на поверхности воды должны отсутствовать масляные нефтяные пленки. В случае с водой, предназначенной для питьевых или бытовых нужд, объем взвешенных частиц не должен быть выше 0,25 мг на 1 дм 3 . Отдельно рассчитывается и содержание кислорода в растворенном виде – не меньше 4 мг на 1 дм 3 . Применяются и методы визуальной оценки качества питьевой воды. Так, например, окрас водяного столба не должен проявляться при 20 см. Данные для подобных анализов получают непосредственно из водопровода. Охранная зона подвергается подобным исследованиям в соответствии с графиком, предусмотренном в проекте. Хотя в дальнейшем в зависимости от изменения условий эксплуатации объекта регулярность проведения анализов может меняться.
Регуляция прокладки трубопроводных сетей
Трубопроводы для систем водоснабжения обычно ориентируются на обслуживание чистой среды с минимальным включением инородных элементов. Поэтому в случае соответствия санитарно-гигиеническим нормативам прокладка водопровода разрешается в первом поясе охраняемых зон. Но, опять же, после тщательного исследования источников и потребителей, с которыми он должен будет работать.
Действуют и запретительные меры, полностью исключающие организацию сторонних сетей в пределах охраняемых зон. Прежде всего, это касается прокладки водопровода для магистральных сетей независимо от назначения. То же самое правило действует применительно к другим коммуникациям, которые взаимодействуют с очистительными, промышленными или сельскохозяйственными объектами.
Заключение
Правила регуляции защитных мероприятий в зоне работы охраняемого водопровода исходят из мотивов поддержания чистоты водного ресурса. Вышеописанные требования и ограничения оправдывают себя с точки зрения экологической, санитарной и биологической безопасности потребителей. Поэтому вполне логично в охранной зоне водопровода запрещается размещение строительных объектов, которые могут способствовать загрязнению водного ресурса. Это же касается и других запретительных мер. Но вместе с этим разработчики нормативных документов стремятся расширять технологические возможности применения охраняемых источников. В этом помогает модернизация эксплуатируемого оборудования, введение новых систем регуляции водоснабжения и современные способы очистки воды.
Публикации
Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?
Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции
Моторин_Промбез_О чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения_01.2019
Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.
Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.
Общая информация
Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.
В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.
Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:
(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;
(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;
(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.
Границы и режим ЗСО
Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).
Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.
Для поверхностных источников границы устанавливаются:
для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;
для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.
В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.
Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):
посадка высокоствольных деревьев;
все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
прокладка трубопроводов различного назначения;
размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
применение ядохимикатов и удобрений;
спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
На территории второго пояса запрещается:
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:
выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;
размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).
На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.
Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:
согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;
недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;
использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Проект ЗСО и порядок его утверждения
Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:
сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;
план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.
Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:
проектную документацию с ее обоснованием;
заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;
экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.
Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.
Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.
Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.
Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения
В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.
Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.
Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.
Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.
В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.
Заключение
Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.
В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.
[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm
[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).