0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Призрак у меня за спиной: скрытый смысл мультфильма про Тоторо

Призрак у меня за спиной: скрытый смысл мультфильма про Тоторо

Автор: Денис Усачев

Приходилось ли вам слышать, что «Мой сосед Тоторо» ― мультик красивый, но с мрачным подтекстом»?

Если да, то это статья для вас, если нет ― тем более. Думаю, вы многое переосмыслите в своем понимании японской анимации.

Если вы не знаете, кто такой Хаяо Миядзаки, вы ничего не знаете о японской анимации. Человек, имя которого не просто синоним самой анимации, но и целая эпоха. Имя этого человека звучит по миру так же громко, как и Стэна Ли, на протяжении более 30 лет с момента выхода полнометражного анимационного фильма «Мой сосед Тоторо». Фильма, который входит в «Топ-250 фильмов всех времен» наряду с «Унесенными призраками» и «Ходячим замком» того же Миядзаки.

В чем же секрет популярности этого аниме? Казалось бы, это сказка о двух сестрах, встретивших странное существо ― духа-хранителя леса Тоторо ― и подружившихся с ним. Но все ли так просто? Попробуем разобраться, если не во всем, то, по крайней мере, в части смысла, скрытого от поверхностного просмотра.

30 лет «Моему соседу Тоторо»: как мультфильм Миядзаки стал культурным феноменом

Все самое важное о главном мультфильме студии «Гибли»

16 апреля 1988 года состоялась сдвоенная премьера «Моего соседа Тоторо» и «Могилы светлячков» — анимационная студия «Гибли» полагала, что так у их работ будет больше шансов отбиться в прокате. Детская сказка Хаяо Миядзаки изначально не сорвала куш, но с лихвой наверстала упущенное, когда стартовала продажа плюшевых игрушек титульного персонажа Тоторо. Показы в школах и на телевидении упрочили культовый статус мультфильма, а Япония помешалась на Тоторо, атрибутика с которым повсеместна и по сей день. Buro 24/7 рассказывает, как и почему «Мой сосед Тоторо» стал уникальным культурным феноменом.

Читать еще:  Нумерология во сне: что означают цифры в сновидениях. Сонник: к чему снится число

Гениальная фантазия Хаяо Миядзаки породила множество удивительных существ, но Тоторо — венец его творения. Недаром профиль обаятельного зверя украшает логотип «Гибли» в начале каждого фильма студии. Гильермо дель Торо признавался, что «Мой сосед Тоторо» изменил его жизнь. В любви к нему расписывался и Акира Куросава. Глава Pixar Джон Лассетер, всегда ищущий вдохновение в шедеврах Миядзаки, включил Тоторо в «Историю игрушек: Большой побег». Добродушное создание вообще частый гость в аниме и американских мультсериалах (в частности, в «Южном парке» он мелькает в трилогии о Воображляндии и пародируется в эпизодах про Ктулху). В ближайшие годы в Японии должен открыться специальный парк, воспроизводящий декорации мультфильма. В честь Тоторо назвали астероид, а также разновидность бархатного червя из Вьетнама (потому что у него лапки как у Котобуса) — тоже какое-никакое, а достижение.

Кто такой Тоторо

По сюжету отец и две его дочки переезжают в сельскую местность, чтобы быть ближе к матери, лечащейся в местном госпитале. Девочки начинают изучать дивный мир природы вокруг и знакомятся с лесным духом, который дремлет в корнях камфорного дерева. Младшая сестричка дает ему имя «Тоторо» — искаженное «тролль», ведь девочки как раз читают норвежскую сказку про трех козлят.

Тем не менее персонаж никак не связан со скандинавскими великанами, обитающими под мостами, равно как и не имеет прямых аналогов в японском фольклоре. Внешне Тоторо напоминает помесь кота, совы и енотовидной собаки. и сущность его загадочна. Мультфильм изобилует буддийской и синтоистской иконографией, а сам Тоторо живет рядом с алтарем, где отец с девочками его благодарят.

Сам Миядзаки считает, что его детище не призрак и не бог, а просто зверушка, трескающая желуди. Несмотря на магические свойства Тоторо, для восточного менталитета в этом нет никакого противоречия. В синтоизме, традиционной религии Японии, основанной на анимизме, считается, что сверхъестественный дух есть в каждом существе и физическом объекте. Потусторонний мир и мир природы — это две стороны одной сущности, которые воплощаются в Тоторо.

Сам Миядзаки считает, что его детище не призрак и не бог, а просто зверушка

Поклон природе

Обычно действие в аниме разворачивается в вымышленных странах, (анти)утопиях, на худой конец — в мегаполисах, но уж никак не в реальной сельской местности. «Я сам для себя открыл заново красоту японских пейзажей, — признается Миядзаки. — До того момента Япония меня не волновала. Я как будто отправлял послание самому себе в юности, что Япония — красивая страна». Это же откровение, что чудеса возможны и на родной почве, пережили сограждане великого режиссера, а вместе с ними и вся планета благодаря образам чарующей природы в «Моем соседе Тоторо».

Читать еще:  Вам приснилось хорошо убранная квартира. К чему приснилась квартира? Быть в замкнутом помещении

В самом автобиографическом фильме Хаяо события происходят в десятилетие после Второй мировой войны в той же округе, где он бывал ребенком и где его мать лечилась от туберкулеза. Аниматор выбрал эту эпоху, поскольку телевидение тогда еще не захватило умы детей и они больше времени проводили на свежем воздухе. Своей сказкой Миядзаки надеялся привить молодому поколению любовь к анимизму, деревенскому быту и природе, где пробуждаются воображение и исследовательский дух. На отрочество Хаяо пришлась пора, когда окружающая среда и леса Японии уничтожались ради экономического прогресса, что угнетало художника. Теперь его картина помогает защищать природу. Тоторо стал лицом растущей инициативы по охране сельской местности в Японии (и лесов Саямских холмов из мультфильма, в частности) под названием Totoro Hometown Fund Campaign.

Что делает мультфильм уникальным

Первоначально Миядзаки задумывал историю о Тоторо в виде иллюстрированной книги, поскольку сюжет считался недостаточно развлекательным для аниме. Прошло 15 лет, прежде чем ему удалось реализовать свой замысел в виде полнометражной ленты. В ней нет злодеев, минимум сюжета и конфликтов и много завороженных наблюдений за неторопливым течением жизни. Благодаря размеренному темпу, теплой атмосфере и ожиданию чуда фильм имеет вневременное качество, хоть и привязан к конкретному периоду и области.

Элементы «Моего соседа Тоторо» на Западе могли бы запросто лечь в основу первостатейного ужастика. В старом ветхом доме водятся таинственные золовики, скрывающиеся в тенях, — разве не жутко? Однако в мультике Миядзаки при слове «привидение» все персонажи от мала до велика испытывают неподдельный энтузиазм, надеясь встретиться с духами. Когда четырехлетняя малышка натыкается в лесу на огромное, волосатое, когтистое и зубастое чудовище, вместо того чтобы испугаться, она лезет к нему обниматься и засыпает у него на брюхе. Взрослые не отмахиваются от рассказов детей о сверхъестественных приключениях, полностью доверяют чадам и поддерживают их. Все это разрывает шаблоны западного менталитета, привыкшего к совершенно другим жанровым лекалам.

Читать еще:  Гороскоп на 20 декабря скорпион женский.

В результате многие люди видят в добром мультфильме зловещий подтекст. По интернету годами гуляет настойчивая теория, что Тоторо — бог смерти, а сестрицы в конце становятся духами. Большая часть аргументов надумана, однако в мае 1963 года действительно случился резонансный «инцидент в Саяме», который стал частью этой теории. Девочка была убита и изнасилована, а ее сестра, перед тем как покончить собой, предположительно, говорила, что видела призрака кота-монстра и большую енотовидную собаку. Студия «Гибли», впрочем, подобные параллели категорически отрицает и не хочет, чтобы в них кто-то верил.

Я хочу сделать тот самый незабываемый фильм, который есть в детстве каждого

Культурные различия не мешают (а возможно, и помогают) «Моему соседу Тоторо» пользоваться обожанием по всему миру. Главными героями выступают правдоподобно выписанные девочки со стойким характером, как это часто бывает у Миядзаки и реже в Голливуде. В диковинных и порой едва ли не психоделических образах сквозит влияние Льюиса Кэрролла: маленькая Мэй проваливается в дупло, как Алиса — в кроличью нору, а Котобус походит на Чеширского Кота.

Кстати, у «Тоторо» есть продолжение — детская 13-минутная короткометражка «Мэй и Котобусенок» 2003 года, где фигурируют различные котообразные средства передвижения. Миядзаки подарил ее музею студии «Гибли» в Токио. Увы, но это единственное место, где ее можно посмотреть, — с другой стороны, чем не повод посетить Страну восходящего солнца?

«Я хочу создавать фильмы, через которые дети могут увидеть и испытать что-то новое, — говорил Миядзаки 10 лет назад. — Я хочу сделать тот самый незабываемый фильм, который есть в детстве каждого, нечто, чем они смогут наслаждаться по меньшей мере 30 лет». Для Тоторо, одного из самых знаковых и узнаваемых персонажей в истории, 30 лет явно не предел.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector