История создания балета анна каренина. Тридцать оттенков «анны карениной
История создания балета анна каренина. Тридцать оттенков «анны карениной
- Поддержите наш сайт →
«Анна Каренина» в балетной истории
«Анну Каренину» балетмейстеры долго не брали в работу, хотя трагический любовный треугольник, казалось бы, просился на балетную сцену. Зато роман Л.Толстого всегда был любим кинематографом. История балетной «Анны» парадоксальным образом началась именно с кино. В 1967 году вышел на экраны знаменитый фильм А.Зархи с Татьяной Самойловой. Музыку к фильму написал Родион Щедрин, а Бетси Тверскую сыграла Майя Плисецкая.
Прославленная балерина к этому времени уже перешагнула порог сорокалетия, но со сценой расставаться не собиралась и активно искала новый репертуар. Муж-композитор, используя темы для кино, написал партитуру балета, а вот поиск хореографов для «Анны Карениной» был долгим и завершился неожиданным результатом: Плисецкая сама дебютировала в этом качестве, создав танцы для себя и главных партнеров в союзе с творческим тандемом Н.Рыженко и В.Смирнов-Голованов, которые отвечали, главным образом, за кордебалетные сцены и общую режиссуру спектакля. Валерий Левенталь создал стильное оформление и костюмы для спектакля.
Премьера «Анны Карениной» Родиона Щедрина состоялась на сцене Большого театра в 1972 году. Анну танцевала сама Плисецкая (во втором составе – Марина Кондратьева). Вронского и Каренина – ее знаменитые партнеры – М.Лиепа (позднее – А.Годунов, после Годунова – Б.Ефимов) и Н.Фадеечев (затем В.Тихонов и В.Барыкин, в конце 70-х, оставив роль Вронского, Каренина начал танцевать М.Лиепа). Балет был трехактным, сработанным в старой доброй балетной эстетике, партия Каренина, в соответствии с традициями жанра, была пантомимной. Хореография балета не стала открытием, но помогла артистам создать незабываемые роли – прежде всего, конечно, самой Плисецкой – мятущейся и страстной Анны, Лиепе и Годунову – пылкого Вронского, Фадеечеву – «человека в футляре» Каренина. В целом первая постановка была романтизированной версией истории Анны Карениной, где она представала прекрасной героиней, не понятой окружающими.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Подобные посты
В честь 180-летия балета «Жизель»: Россия – вторая родина «Жизели»
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Жила против стали
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти
«В романе Толстой ставит множество острых нравственных проблем. Например, имеет ли право человек строить свое счастье ценой несчастья другого человека и в чем вообще заключается это счастье. Герои не однозначны, а сложны и противоречивы. Да, Анна виновата, но наделена многими лучшими человеческими качествами: добротой, даром понимания, сочувствия и открытости людям. Как замечал Федор Достоевский, в этом романе показано, что «законы духа человеческого столь еще неизвестны… сколь таинственны, что нет и не может быть судей окончательных, а есть Тот, Который говорит: “Мне отмщение, и Аз воздам”. Ему одному известна вся тайна мира сего и окончательная судьба человека».
Во время работы над романом Толстой не вел дневников, но многие его мысли и чувства тех лет, как замечают исследователи, нашли отражение в образе Левина. Жизнь этого героя заполнена заботами о хозяйстве и нравственными и интеллектуальными поисками. Герой постоянно задумывается о своем отношении к вере, мучается от того, что находит в своей душе сомнение: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всем сомневаюсь», — признается Левин священнику на исповеди. Однако, несмотря на осознание этого сомнения, в самые непростые минуты жизненных испытаний Левин продолжает молиться Богу о спасении и благополучии своих близких людей. Константин Левин — герой, который осознал, что такое семейное счастье, озаренное божественным светом. Недаром Толстой делает описание венчания Левина и его невесты Кити своеобразным центром своего романа. Сомнения Левина на протяжении всего романа приводят к тому, что к финалу герой очевидно больше склоняется к вере, чем к неверию. Он очень похож на самого Толстого в годы написания романа, о чем свидетельствует запись из дневника Софьи Андреевны Толстой: «После долгой борьбы неверия и желания веры — он вдруг теперь, с осени, успокоился. Стал соблюдать посты, ездить в церковь и молиться Богу». Острый кризис в отношениях Толстого с православной верой и Церковью начнется позднее.
Исследователь характеров
На репетициях Немирович-Данченко настаивал, чтобы актеры придерживались главной задачи и не отступали от нее. Он руководствовался одним из принципов системы Станиславского, согласно которому каждый жест, взгляд и слово должны быть нанизаны на единую нить, словно бусы.
Режиссер глубоко изучал характеры, психологические портреты героев и призывал к этому актеров. Образ, считал он, должен быть целостным и в социальных, и в психологических проявлениях. Он помогал Тарасовой отыскать то самое состояние, в котором Анна Каренина пребывала, например, на скачках, когда от волнения за Вронского готова была броситься вниз, или ощущение надвигающегося ужаса, когда она решила погибнуть под колесами поезда.
Режиссер не останавливался на одном только анализе. Часто Владимир Иванович сам проигрывал перед актерами их роли, пытаясь передать все тонкости, всю глубину. «Если судить по показам Немировича-Данченко на репетиции, он прирожденный актер», — говорил Станиславский. При этом режиссер давал лишь набросок, неоконченный портрет — остальное оставлял артисту.
Вместо дневника
Константин Лёвин — один из самых сложных и в то же время автобиографичных образов в творчестве писателя. Во время написания «Анны Карениной» Толстой даже прекратил вести свои дневники, так как его мысли и чувства отражались в работе над образом этого провинциального помещика.
Сегодня фамилию Лёвина чаще всего произносят через букву «е», сам же Толстой произносил её через «ё», что лишний раз указывает на его связь с героем (современники звали Толстого не Лев, а Лёв).
Лёвина, как и самого автора, интересовали вопросы, которые игнорировала большая часть общества: нужно ли образование крестьянам, и что случится, если его дать? Даже внутренний кризис, который переживал Лёвин, исследователи соотносят с жизненным кризисом автора.