Содержание
Непревзойденный Пьер Карден, изменивший мир моды
Первый из кутюрье, избранный во Французскую академию изящных искусств, командор ордена «За заслуги», командор ордена Почетного легиона, все знают его имя, каждая девушка мечтает о платье из его коллекции — это непревзойденный Пьер Карден!
Модельер перевернул мир моды, создал новые образы, повлиявшие на весь мир высокого искусства модельеров. Что же он сделал, чтобы его имя ассоциировалось с красивейшими образами больше, чем имя самого Диора? В этой статье мы познакомимся с жизнью Кутюрье и его изделиями.
Начало творческого пути
Сын эмигрантов из Италии, переехавших во Франции в 1924 году, он мечтал в детстве о карьере актера, но в 14 лет поступил в ученики к портному, а затем решил стать самостоятельным мастером. Свой творческий путь Карден начал с шитья галстуков, а в итоге стал известным модельером. Первую собственную коллекцию модной одежды он создал уже в 1953 году.
Именно ему принадлежит концепция «прет-а-порте», готовой одежды, сделавшая моду демократичной. Проекты Кардена связаны не только с одеждой, но и с аксессуарами, духами и даже гостиницами и ресторанами. Так, его парижский ресторан Maxim’s является одним из самых известных в городе.
Чем прославился знаменитый кутюрье
Пьер Карден любил в моделях нарядов четкие геометрические линии. В начале карьеры он развивал авангардный стиль, создавал дизайнерские модели в стиле унисекс, пренебрегал мягкими женскими линиями.
Его первая коллекция одежды выходит в 1957 году. Она имела грандиозный успех. Ткани моделей были ярких оттенков, линии полуприталенные, присутствовали модели косого кроя. Благодаря ему в моду того времени входят очки, короткие туники, шлемы и модели одежды, которые навевали космические фантазии.
Он первый, кто начал работать с кожей, с необычными материалами и тканями: эластиком, шифоном, винилом. Он придумал и запатентовал ткань «кардин», которой можно было придать любую форму и рельеф с помощью термопресса. В кругу модельеров Пьера Кардена называли «бароном шелка».
Он один из первых дизайнеров, кто берется за пошив модной мужской одежды. Он открывает магазин «Adam», в котором выставляет мужскую коллекцию. Это был прорыв в сфере высокой моды. Он экспериментировал, сочетая классический стиль с авангардным. Благодаря ему появились удлиненные пиджаки, практически обтягивающие брюки с пуговицами. Для мужчин он создал огромные бабочки и широкие, непривычные для того времени галстуки.
Он не зацикливался на строгих цветах в мужской одежде. Он придавал вещам самые разнообразные оттенки: розовые, желтые, фиолетовые, зеленые. Он делал на пиджаках аппликации из цветов, наносил геометрические, разноцветные узоры.
Кутюрье полностью изменил мир женской моды. Он подарил прекрасному полу мини-платья, высокие сапоги, сарафаны, разноцветные чулки, жакеты-пузыри. Он создавал для женщин дерзкую, сексуальную, яркую и неповторимую одежду.
Модели Пьера Кардена пользовались космической популярностью. Их раскупали мгновенно. Слава к кутюрье пришла стремительно. Уже через несколько лет его включили в Синдикат высокой моды.
В 1959 году Пьер Карден разрабатывает коллекцию готовой одежды, которую можно было свободно купить в любом магазине, а не ждать, когда ее сошьют на заказ. Такой смелый и неординарный поступок стоил мастеру исключения из Синдиката высокой моды. Спустя 5 лет его снова туда приняли и сделали председателем, так как многие дизайнеры пошли по его стопам и стали также разрабатывать коллекции готовых нарядов.
«Если бы мои платья были из бронзы, меня называли бы скульптором»
Известен модельер был и своей любовью к России. Так, начиная с 1963 года создатель одежды приезжает в страну чуть ли не каждый год, интересуясь не только традиционными кокошниками и лаптями, но и бытом, культурой, народом.
Навряд ли в советской глуши Карден искал моделей для очередного показа. Фото: Istvan Bajzat / dpa/Global Look Press
Карденом были созданы десятки костюмов для таких отечественных театральных постановок, как «Юнона и Авось», «Анна Каренина» и «Чайка». Французские коллеги, конечно же, из-за такого подхода не могли не подкалывать Пьера, мол, не удел это настоящего творца по деревням каким-то ошиваться в русской глуши. Даже в шутку называли «красным кутюрье», но в этом и был Карден — новатор, первопроходец и сам себе критик. Примечательно, что через пять лет после скандала в Париже Карден снова вернулся в синдикат и стал его председателем.
На счету кутюрье более 500 изобретений в мире моды: «жакеты-пузыри», мини-сарафаны, различного вида запонки и бижутерия. Сам он шутил на этот счет: «Если бы мои платья были из бронзы, меня называли бы скульптором».
И было бы странно сказать, что такой ценитель прекрасного не любил. Карден любил очень сильно, а потому про эту сторону его жизни знают немногие. Как известно, «счастье любит тишину». Музой создателя одежды стала девушка с роковой фамилией — Жанна Моро. Будучи еще актрисой, Жанна пришла на порог ателье Пьера в 1961 году по наставлению Коко Шанель. Последняя, известная своей дерзостью, сказала, что это «в помощь молодым модельерам». Как воспринимать эти слова, никто толком не понял, но у артистки и кутюрье мгновенно закрутился роман длинной в 4 года.
«Я боготворил эту женщину и почувствовал себя на вершине счастья. Словно она создана специально для меня. Она перевернула всю мою душу», — говорил Карден.
Пьер Карден представляет свою коллекцию весна-1967 в посольстве Франции в Риме. Фото: Keystone Pictures USA / ZUMAPRESS / Global Look Press
И про перевернутую душу это отнюдь не метафора — до романа с Моро Карден не раз встречался с мужчинами. Наиболее известным партнером в отношениях и бизнесе считался Андре Оливер. Мужчины сотрудничали в разной степени интимности друг с другом на протяжении 40 лет, вплоть до кончины Оливера в 1991 году от СПИДа. В отношении детей мэтр выражался очень просто: «Я добился больших успехов с мужчинами, нежели с женщинами».
Коммерциализация
В маркетинге Карден был таким же новатором, как и в дизайне. На протяжении последующих двух десятилетий модельер все больше занимался лицензированием.
«Я уже все сделал, — говорил он в интервью New York Times. — У меня даже есть своя вода! Я готов брендировать сардины, духи. почему нет? Если кто-то попросит поставить мой бренд на туалетную бумагу — я соглашусь».
У Кардена были тысячи лицензий. В его империи, приносившей огромные деньги, тоже трудились тысячи. И хотя он говорил, что тщательно отбирает все товары, на которых ставит свое имя, торговая марка Cardin страдала.
Имя бывшего короля высокой моды теперь можно было увидеть на продававшихся в супермаркете трусах. В некоторых случаях компания старалась, чтобы ее логотипы — P.C. — были как можно незаметнее.
Автор фото, Express Newspapers/Getty Images
И снова тема космоса в дизайне Кардена
«Подпись Пьера Кардена мы видим, возможно, не реже, чем подпись секретаря Казначейства США, — писал журнал Economist в 1989 году. — И она, как и долларовая купюра, обесценена».
В 2011-м Карден попытался продать свой бизнес. Он хотел получить за империю миллиард евро, хотя на деле она, вероятно, стоила в разы меньше. Проблема была в том, что ни сам Карден, ни, вероятно, кто-либо другой, не знали, сколько денег она приносит. Всё слишком зависело ои лицензий. Бизнес Карден так и не продал.
В пожилом возрасте модельер купил замок, принадлежавший маркизу де Саду, и стал основателем фестиваля поэзии. Также Карден открыл музей моды в городе Сент-Уэн, стал послом доброй воли ООН и презентовал великолепные новые коллекции в Китае и России.
Все когда-то революционные предметы одежды, созданные Карденом, теперь стали музейными экспонатами. Мода на футуризм по определению не может длиться долго. Однако в своем поиске того, как будет выглядеть будущее, Карден дал миру множество образцов передового дизайна и навсегда изменил саму индустрию моды.
Автор фото, Keystone/Getty Images
Так Пьер Карден представлял себе форму больничных медсестер. Дизайн не прижился из-за своей нефункциональности, но Кардена при создании коллекций больше интересовали формы и стиль
Карден знал, что у него были критики, и обвинял их в том, что они пытаются заработать на его имени. Он часто вспоминал других известных модельеров, закончивших жизнь в нищете.
«Я не хочу умереть без гроша — а потом, через 20 лет, увидеть, как другие делают состояние на моем имени», — сказал он в одном из интервью.
«Посмотрите на меня сейчас — я покровитель, художник, собственник», — говорил он, уже минув 90-летний юбилей, со всей самоуверенностью международной иконы моды.
«Я каждый день работаю над своими творениями, и я контролирую каждый цент».