Содержание
В 1937 году на вооружение советской военной авиации поступило новое оружие под названием РС-82. Реактивный снаряд калибром 82-мм, по сути, неуправляемая авиационная ракета класса «воздух-воздух». Годом позже успешно прошли испытания и более солидные по калибру реактивные снаряды РС-132, предназначавшиеся на этот раз для ударов авиации по скоплениям бронетехники и живой силы противника.
Оружие получилось настолько мощным, что сразу же после окончания испытаний, Главное артиллерийское управление РККА поставило перед разработчиками реактивных снарядов «РС» новую задачу — создать на основе РС-132 полевую реактивную системы залпового огня. Уточненное тактико-техническое задание на разработку было выдано НИИ-3 (ранее Реактивный НИИ) в июне 1938 года.
К лету 1939 года институт (группа в составе Г. Э. Лангемака, А. Г. Костикова, И. И. Гвая, В. В. Аборенкова) разработал новый реактивный снаряд получивший позднее обозначение 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имеет большую дальность полета (8470 м) и значительно более мощную боевую часть (4,9 кг, при весе снаряда 42 кг). Возрастание дальности достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива. Для размещения большего по весу ракетного заряда и взрывчатого вещества потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имеет несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.
К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант, созданный на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначавшийся как МУ-1 (механизированная установка, первый образец), имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. Ее конструкция позволяла производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и автомашину. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины автомашин. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядами. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени, кроме того автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.
Классическое исполнение БМ-13 «Катюша» — на шасси ЗИС-6. «Студебекеры» были значительно позже, да и установка там была уже немного другая
С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний, на этот раз взяв в качестве базы более мощное шасси от трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6. Весь комплекс включающий пусковую установку МУ-2 и ракеты М-13, чуть позже получил название боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.
По результатам окончившихся в ноябре 1939 года испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны. Учитывая почти полное отсутствие производственных мощностей у НИИ-3, шесть заказанных установок были готовы только к осени 1940 года. Сейчас это кажется парадоксальным, но даже в январе 1941 года на новое оружие, казалось, никто не обращал внимания — план на весь год включал изготовление всего 40 пусковых установок БМ-13 и 10788 снарядов М-13 к ним.
От «объекта 233» до «Катюши»: разработка и развитие лучшей в мире системы залпового огня
Одним из важнейших достижений советской военно-технической мысли считается создание первой в мире автомобильной системы залпового огня БМ-13, известной как «Катюша». Решение о начале ее массового изготовления было принято накануне Великой Отечественной, и уже в июле 1941-го «Катюши» превратились в главное совершенно секретное и самое мощное оружие Красной армии, которым тогда не обладала ни одна из стран участниц Второй мировой войны. Удивительно: за всю свою 40-летнюю историю боевая «Катюша» практически не изменилась.
Р азработка мобильных систем залпового огня началась в секретном Научно-исследовательском институте № 3 (НИИ-3) Наркомата боеприпасов СССР. В декабре 1938-го на шасси ЗИС-5 там построили и испытали первую пусковую установку с поперечными рельсовыми направляющими для запуска 24 неуправляемых реактивных снарядов РС-132 калибра 132 мм. Она оказалась неудачной, но это не помешало ей стать прообразом будущих боевых машин.
Путь к легенде: первые системы залпового огня
В конце 1930-х на трёхосном грузовике ЗИС-6 в НИИ-3 собрали и испытали вторую опытную механизированную «авторакетную» установку МУ-1 залпового огня. На раме автомобиля на двух сварных стойках была смонтирована продольная качающаяся рама с 24 поперечными направляющими, располагавшимися в два ряда в шахматном порядке и служившими для запуска 132-мм снарядов. Из-за повреждений кабины раскаленными газами, сильного раскачивания и малой кучности стрельбы эту машину также признали неудачной.
В августе 1939 года была построена более совершенная система МУ-2 на шасси ЗИС-6 с характерной скошенной задней частью кабины. На ней применялись продольные коробчатые направляющие с пакетом из восьми рельсов, на которых крепили 16 реактивных снарядов. Этот вариант был признан вполне приемлемым и в процессе испытаний и доводки превратился в будущую боевую машину БМ-13 .
К осени 1940 года в институте собрали шесть таких установок, испытания которых продолжались до середины 1941-го. В то время они не имели точного обозначения и назывались «объект 233», артсистема, реактивный гранатомет или механизированная установка для пуска снарядов РС-132. Лишь в мае 1941-го за ними закрепились известное наименование «боевая машина» и индекс БМ-13-16 (13 — округленный калибр в сантиметрах, 16 — количество снарядов).
Легендарные «Катюши» в годы Великой Отечественной войны
Ракетная боевая машина БМ-13-16
21 июня 1941 года, после удачных испытаний, было решено срочно развернуть серийное производство машин БМ-13 на 73-сильном шасси ЗИС-6 . Война подхлестнула эти работы, и вскоре их сборкой занимались несколько советских заводов и одновременно активно создавались батареи и дивизионы реактивных боевых машин, которых в ходе войны простые солдаты прозвали «Катюшами». К концу года было собрано около 600 «Катюш» разных типов. Из них большинство погибли на полях сражений или попали в плен противника, разгадавшего незамысловатые секреты довольно простой боевой системы.
С конструктивной точки зрения машина БМ-13-16 военного времени являлась улучшенным вариантом довоенного образца БМ-13 и также базировалась на доработанном шасси ЗИС-6 с двумя задними откидными винтовыми домкратами и кабиной со скошенным «задком» и пультом управления на передней стенке. Для защиты от воздействия выхлопных газов ракет на передние и боковые окна опускали стальные бронелисты, хранившиеся на крыше кабины. На открытой части платформы размещались сиденья для боевого расчета из пяти–семи солдат.
При попадании в цель на дальности до 8,5 километров каждый снаряд образовывал в земле воронку диаметром восемь метров и глубиной 1,5 метра. Снаряженная масса установки БМ-13-16 составляла 7,2 тонны. Допустимая скорость движения — 40 км/ч.
На раме автомобиля была смонтирована поворотная металлическая ферма с пакетом из восьми швеллерных направляющих, на которых сверху и снизу подвешивали по восемь облегченных 132-мм реактивных снарядов М-13. Наводку на цель обеспечивали артиллерийский прицел и поворотный и подъемный механизмы боевой части установки. Для пуска снарядов в кабине водителя находился рубильник, соединявший аккумуляторную батарею с контактами для воспламенения зарядов.
После эвакуации Московского автозавода в октябре 1941-го выпуск грузовиков ЗИС-6 был прекращен. Последние установки БМ-13-16 были собраны зимой 1942 года. Несмотря на патовую ситуацию, устаревшему ЗИСу быстро нашли достойную замену в виде более совершенных машин, поступавших в СССР по ленд-лизу. Так в результате базой русских «Катюш» неожиданно стали американские грузовики Studebaker US6 , на которых в 1943-м появилась следующая боевая машина БМ-13Н , модификации которой затем выпускались вплоть до 80-х годов.
Вскоре после войны легендарной и любимой ветеранами боевой машине БМ-13 «Катюша» были возведены десятки памятников, но большинство из них не соответствовали истине.
До сих пор на постаментах можно встретить не существовавшие угловатые передние крылья и кабины без скошенных «задков», чужие фары, колеса и шины, послевоенные двух- и трехосные шасси и грубые переделки грузовиков ЗИС-5 в ЗИС-6.
Ракетные боевые установки серии БМ-8
В сложнейшей обстановке начального периода войны в НИИ-3 разработали легкую и компактную пусковую установку для самолетов, послужившую основой многозарядных автомобильных систем залпового огня БМ-8 с реактивными снарядами РС-82 (М-8) калибра 82 мм. В июле 1941-го появился первый 38-зарядный вариант БМ-8-38 на открытом шасси ЗИС-6. Он снабжался поворотной платформой с трубчато-рельсовой фермой и тройным пакетом коротких направляющих с разным количеством снарядов: 14 на верхнем и 12 на среднем и нижнем ярусах.
На более надежной практичной и облегченной 36-зарядной машине БМ-8-36 , принятой на вооружение в августе 1941-го, число нижних направляющих сократилось до десяти. К ноябрю было собрано 270 таких установок, но в ходе боёв все были уничтожены.
Весной 1942 года на шасси ЗИС-6 создали новую 48-зарядную систему БМ-8-48 со скошенным «задком» кабины и двумя пакетами удлиненных рельсовых направляющих. Её боевая масса составила 5,5 тонн. Вместе с базовой установкой БМ-13 она стала второй по значимости боевой ракетной машиной Великой Отечественной войны, хотя летом того же года была переставлена на ленд-лизовские шасси.
Прочие автомобильно-ракетные системы военного времени
В разгар войны несколько отечественных заводов на обычных бортовых грузовиках собирали мелкие серии боевых систем и оригинальные единичные экземпляры, не оказавшие никакого влияния на ход войны. Достаточно большую партию из нескольких десятков лёгких установок БМ-8-40 и БМ-8-60 смонтировали на тщедушных полуторках ГАЗ-АА/ММ, оказавшихся чересчур слабыми для жестокой войны.
Осенью 1941-го было построено полтора десятка пусковых систем БМ-13 на серийной трёхтонке ЗИС-5, оказавшейся неприспособленной для несения тяжелого вооружения. Подробных сведений и фотографий этих машин не сохранилось.
В октябре 1942 года появилась уникальная четырехзарядная боевая машина КС-108 на шасси ЗИС-6, снабженная четырьмя гладкоствольными трубчатыми направляющими для стрельбы реактивными снарядами калибра 304 мм. Позднее на таком же шасси был собран опытный образец полубронированной установки с артиллерийской частью от БМ-13, оказавшейся слишком тяжелой.
На завершающем этапе войны ЗИС-6 стал основой прототипа реактивной системы БМ-31-12 , но в марте 1944 года её переставили на заокеанские «Студебекеры» .
Серийные «Катюши» в мирные годы
На волне успеха боевых «Катюш» на военных парадах второй половины 1940-х на Красной площади демонстрировали известные системы залпового огня военного времени БМ-13Н и БМ-31-12, смонтированные на обычных грузовиках ЗИС-150 . Вероятной целью создания 10–15 таких систем считалась быстрая доставка мощного вооружения по дорогам общего пользования.
В конце 1940-х лавры Победы, которых удостоились «Катюши» в военные годы, были перенесены на новый трёхосный полноприводный грузовик ЗИС-151 с бронезащитой кабины и бензобака. Он послужил базой как прежних систем, так и новых конструкций, которые продолжали называть «Катюшами».
Первой из них стала нормализованная машина БМ-13Н образца 1943 года, приспособленная к серийному выпуску. После войны её артиллерийскую часть переставили на ЗИС-151 и в 1949-м приняли на вооружение Советской армии под индексом 52-У-9416. В остальном она не отличалась от первенца БМ-13-16, но могла стрелять снарядами нескольких видов на расстояние 7,9–8,5 километров. На металлическом настиле боевой части размещались запасные колеса, аккумуляторы, шанцевый инструмент и ящики для запчастей. Допустимая скорость составляла 50 км/ч.
Та же участь ожидала и мощную систему БМ-31-12 с сотовыми направляющими для запуска 12 реактивных снарядов калибра 310 мм, первоначально смонтированную на американских шасси.
В 1955 году на вооружение поступила новая особо мощная установка БМ-24 (8У31) на базе ЗИС-151, предназначенная для уничтожения тяжелых укреплений и артиллерийских батарей. На её поворотной платформе помещались 12 двухметровых направляющих каркасного типа для запуска снарядов калибра 240,6 мм с дальностью поражения 6,5 километров. Полная масса машины достигала девяти тонн.
С конца 1950-х, когда артиллерийскую часть машины БМ-24 начали переставлять на новый грузовик ЗИЛ-157 , она постепенно стала превращаться в наиболее совершенную и распространенную советскую систему залпового огня, которую впервые экспортировали в несколько стран мира.
В то же время в легендарном семействе «Катюш» появилась вторично модернизированная машина БМ-13НМ (2Б7), относившаяся уже к среднему классу систем залпового огня. Она базировалась на грузовиках ЗИЛ-157 разных версий и от предыдущей модели БМ-13Н отличалась наличием новых реактивных снарядов и уменьшенной массой.
В 1966-м на вооружение была принята третья и последняя модификация боевых машин семейства БМ-13 — установка БМ-13НММ (2Б7Р) на армейском грузовике ЗИЛ-131. Ее единственным внешним отличием от прежних систем оказалась откидная подножка для облегчения работы наводчика, расположенная в задней части шасси.
В 1970-е годы эти установки поставляли в ряд соседних и дальних стран, а на родине до начала 1990-х они выполняли функции пристрелочных установок учебных полков.
На заглавной фотографии —Легендарная боевая «Катюша» БМ-13-16 в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи из Санкт-Петербурга (фото автора).
В статье использованы аутентичные черно-белые иллюстрации.